Шабаш нечисти. Какие существа на Святки являлись нашим предкам
В святочные недели пробуждается вся нечисть. С давних пор считалось, что Сочельник, Рождество и Святки – это безвременье между старым и новым годом. Будущее кажется темным и непонятным, а границы миров – реального и потустороннего – размытыми. Поэтому в гаданиях частенько вызывали духов – пока они свободно гуляют по земле, могут и пророчествами поделиться. А вот черти, бесы и ведьмы в это время собирались на шабаш и так куролесили, что люди даже сходили с ума от страха. Какие существа являлись нашим предкам и что нужно сделать, чтобы не повторить судьбу Вакулы из Диканьки – выяснила корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова. Кто знает, сбылась ли мечта Вакулы из гоголевской повести, если бы в ночь перед Рождеством ему не повстречался черт. Ведь именно он помог кузнецу добиться расположения красавицы Оксаны. Помните, как черт вез Вакулу в Петербург за обещанными невесте «царицыными» черевичками? В Сочельник у Николая Гоголя куролесит не только черт. Оказывается, что и мать Вакулы Солоха тоже служит темным силам. Она – ведьма! Летает на метле и ворует звезды. По народным преданиям, святочные недели – самое страшное время. Вся нечисть выползает на свет и становится особенно опасной. В старину на дверях даже рисовали крест – бесы его боялись, и в дом проникнуть не могли. Чтобы не разозлить нечистую силу и не навлечь на себя беду, люди соблюдали специальные правила. К примеру, защититься от лихоманки худого и слепого существа, несущего болезни, можно было просто помыв пол. Но только раствором соли и золы и только на заре. Боялись наши предки и ведьм. Бывало, возвращаясь с шабаша, они могли задоить коров до смерти. Чтобы сберечь животных, селяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу. Не меньше пугали людей святочницы. Эти немые волосатые существа устраивали странные пляски. Если поймают человека, могут задрать своими длинными когтями. Но есть у этих чудовищ и одна слабость – они очень любят украшения. Чтобы спастись от святочницы, нужно было ее отвлечь: бросить в нее бусами, например. Прийти в дом на святки могла и кикимора. Обычно она все опрокидывала и путала нитки. «Кикиморы обычно в перьях. Должны быть какие-то старушонки худосочные или тоненькие, рваные, ободранные, всклокоченные. Нарядится человек такой, придет в избу, где святочное веселье, сядет на печке, свесит ноги в дырявых валенках, начнет пряжу прясть, куделю. А этого нельзя делать. Он такой смелый, нарядился. Но зато к нему Кикимора уже не придет, она испугается», – сказала фольклорист Мария Нефедова. Строгие правила соблюдали и в бане. Там в это время буйствовал банник. Считалось, что четвертая очередь в парилку только для него. Кто посмеет эту очередь нарушить, того банник мог запарить до смерти. Не дремлют в святки и оборотни. Они могут явиться в виде домашнего животного или даже человека. Случалось, выйдет девушка на улицу, не перекрестясь, встретит парня и сразу влюбится в него, а это оборотень. Поцелует его и сойдет с ума. А вот Баба-Яга хоть и не ходила по домам, зато сторожила вход в потусторонний мир. Ее изба и есть портал в царство мертвых, который на Святках считался всегда открытым. Но в отличие от другой нечисти Баба-Яга сильно не вредила. Вообще этот персонаж даже душевный, говорит актер Алексей Емцов. Его Баба-Яга хоть и ужасная снаружи, но добрая внутри. «Она, конечно, нечисть. Она устала пакостить. Пакостила, пакостила. А чего нажила? Ничего не нажила. Пенек, дерево и яды. И никого вокруг. Вот одна. Только ежики, мышки всякие и все», – отметил актер театра «Содружество актеров Таганки» Алексей Емцов. Отпугнуть чудищ могли и шутки. Ряженые ходили по улицам, мазали друг друга сажей и пугали. И чем чуднее выглядишь, тем больше тебя боятся черти. Главное, продержаться неделю. Уже на Крещение вся нечистая сила с воплями улетит восвояси. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ