Стремительно меняя навигацию на всех станциях московского метрополитена, его руководство решилось на весьма непривычный для столицы ход — объявило о продаже всех старых указателей. Эксперимент удался: продажи начались 25 декабря в сувенирном магазине на «Маяковской» и в информационном центре на «Тушинской», а уже через две недели от первой партии из 350 лайтбоксов не осталось и следа. За счастье стать их обладателями москвичи выложили в общей сложности более 2 миллионов рублей. МОСЛЕНТА решила узнать, что двигало всеми этими людьми. «Тут же подумал — надо брать» Николай Морозов, журналист Я, похоже, стал первым покупателем этих вывесок. Так получилось. Как только появилась новость об их продаже, то тут же подумал — надо брать. Я очень люблю такие вещи. Говорят, что сентиментален и романтичен. А еще ностальгичен. Однажды потратил выходной на то, чтобы найти и купить настоящую старую игру "Ну погоди" (помните, там волк яйца ловит), потому что жена любила играть в нее в детстве. А о такой вывеске я вообще всегда мечтал. Вот такая странная, слепая мечта романтичного жителя мегаполиса. Даже по блату раньше нельзя было получить такую. Ну, а когда я узнал, что в продаже есть вывеска с «Измайловской», то все сомнения отпали. Эта станция, на которой я бывал тысячи раз. Как раз в этом районе я с женой прожил много лет. К тому же, это не просто вывеска, а указатель на ставшую родной 3-ю Парковую улицу. Как тут было не взять? Впрочем, как всегда бывает в России, все оказалось не так просто. Со стороны покупка лайтбокса больше напоминала квест. Сайт от наплыва желающих «лег», вдобавок код был написан криво и данные просто не удавалось ввести. Пришлось с самого утра, к открытию, ехать в сувенирный магазин столичной подземки. Но где он? На сайте ни адреса, ни телефона, ни почты. Все как всегда! Гугл — в помощь! Приезжаю на «Маяковскую», там вывески есть, но не те. И, к слову, две уже забронированы кем-то. А на часах нет и 9 утра. С продавщицей звоним в магазин на «Тушинской», бронирую нужный лайтбокс и еду за ним. Приезжаю и все хорошо — вот он, родной. Да, с трещиной. Да, с царапками. Провода оборваны, лампы нет. Про крепления вообще даже не спрашивал. Он и в таком виде очень дорог. Оплачиваю, прошу упаковать и..... тут я понимаю, что ни о какой упаковке речи не идет. Продавцы, впервые в жизни продают такой товар. Но если с транспортировкой магнитиков, браслетиков и сувенирных ручек проблем у прежних покупателей не возникало, то я оказался совсем в другой ситуации. У меня в руках большая, грязная бандура, у которой, вдобавок, проржавела металлическая основа. В метро с такой не зайти, в такси не положить. Да и вообще далеко не уедешь — примут за вандала. В итоге сумку для ее перевозки пришлось покупать в ближайшем хозяйственном. Туда же посоветовал отправлять всех последующих покупателей. Учитывая, что уже через три часа были раскуплены все вывески из первой партии, хозяйственный явно сделал неплохую кассу на сумках и упаковке. Пока указатель хранится на даче. Ближе к лету приведу его в божеский вид, превращу в светильник и буду вместе с любимой ностальгировать по «Измайловской». Ведь, теперь мы живем уже совсем в другом районе. «Хочу повесить на балконе. Получится красиво…» Александр Усольцев, редактор проекта «Прогулки по Москве» Идея купить себе домой какой-то метрошный знак появилась у меня уже очень давно — еще тогда, когда разговоров об их продаже и в помине не было. Я искал знакомых работников метро, которые могли бы мне с этим помочь, ходил в разные депо, но все тянулось и тянулось. Зачем мне это было нужно? Такие знаки — часть стремительно уходящей из столицы исторической фактуры. Мой дочке 10 лет и скоро подобные знаки она уже не увидит, а ведь они украшали метро десятилетиями. Такие осколки визуальной культуры, крепко сидящие в массовом сознании, необходимо сохранять! Поэтому, когда было объявлено, что эти знаки будут продавать, я точно для себя решил: хоть какой-то из них я себе непременно возьму! Идей было несколько. Я хотел приобрести или знак «Посадки нет», либо зачеркнутого человека, любо «Переход прекращается в 1 ночи», потому что даже такие знаки великоваты для обычной квартиры, а уж с названиями станций вообще сложно: они настолько огромны, что непонятно, какая комната для них нужна. В общем, я приготовил деньги, но желающих оказалось так много, что сайт обрушился и перестал грузиться. И тогда — просто наудачу — я с самого утра поехал в метро-магазин на «Маяковской». Там стояло около восьми табличек. И все — уже зарезервированные. Но мне повезло: одна бронь слетела. И я немедленно купил себе знак, заплатив за него 8,5 тысячи рублей. Внутри знака уже были две энергосберегающих лампы, так что мне оставалось только присоединить провод с вилкой и воткнуть его в розетку. Теперь я хочу повесить его на балконе. Думаю, получится красиво… «Это удивительное ощущение» Роман Ушаков, редактор Telegram-канала «Архитектурные излишества» Я купил себе лайтбокс со станции «Царицыно». На одной его стороне — список станций, на другой — список улиц, к которым можно попасть через один из выходов. Лайтбокс несколько лет висел под потолком и в нем скопилось огромное количество пыли, так что его очистка заняла очень много времени. Что я с ним буду делать? Планирую повесить в квартире и использовать как светильник. Сделать его достаточно просто — внутри сохранилась проводка и лампы… Я вожу экскурсии по Москве, обожаю этот город и собираю артефакты, связанные с его историей, — например, посуду и открытки с символикой Москвы. Идея заполучить лайтбокс у меня появилась в прошлом году, когда метрополитен начал массово менять навигацию. Я подумал: интересно, куда отправляются все старые указатели, да еще и в таком большом количестве? Начал узнавать, как можно заполучить этот ценный предмет, а вскоре метрополитен сам объявил о начале продажи. В первый же день продаж я поехал на «Тушинскую». Мне повезло — несмотря на то что утренняя партия была уже раскуплена, я успел приобрести лайтбокс из вечерней поставки. Больше всего я хотел получить указатель с какой-нибудь из центральных станций, но это было практически нереально: их разбирали так быстро, что сотрудники инфоцентра даже не успевали протирать их перед продажей! Это удивительное ощущение — когда-то на станции «Царицыно» десятки тысяч людей ежедневно вчитывались в эти буквы, а сегодня этот указатель хранится у меня дома. «Я давно собираю артефакты из советского прошлого» Павел Шацкий, директор магазина компьютерной техники Я, когда прочитал в Твиттере, что метро будет продавать указатели, сразу оставил у них на сайте заявку. Со мной связались, но сам я не ездил — все купил и забрал брат, он, кстати, тоже взял себе один лайтбокс. Того, что мы хотели — квадратных «Выход в город» и «Переход прекращается в 1 час ночи», тогда уже не осталось, так что он выбрал лучшие по состоянию из того, что было. У него с Сокольнической линии, с «поездами до станции», а мне достался указатель с кольцевой, с «Добрынинской»: с одной стороны — «Выход в город», а с другой — «Переход на Серпуховскую» с перечислением станций. Сейчас этот указатель у меня на работе на складе лежит, а весной, когда станет тепло, будем с женой думать, где именно на даче его повесить. Скорее всего, на веранде, чтобы с улицы видно было. Я давно собираю артефакты из советского прошлого. На даче уже сложился мини-музей: в основном предметы быта, и табличек штук 15. Есть по технике безопасности типа «Обнаружив запах газа, звоните 04», а есть старые указатели с московских домов: с названиями улиц, подъездные — с номерами этажей. Например, из круглых домовых указателей начала 1960-х, с крышей-домиком, после реставрации получились красивые светильники. Когда я в соцсетях выложил фотографии купленных указателей, кто-то из знакомых написал: «Не сомневался, что ты купишь хотя бы один». А кто-то оставил комментарий типа «чушь какая, зачем брать б/у-шный знак за семь с половиной тысяч?» Дороговато, конечно, но мне потраченных денег не жалко, учитывая, что это не новодел, а настоящая вещь, уникальная. В наши дни много делают указателей под старину, а этот оригинальный. И так как я родился и вырос в Москве, то с метро у меня связано очень много воспоминаний начиная с пяти-шестилетнего возраста. Так что, наверное, все дело в ностальгии, и это такая попытка зацепиться за детские воспоминания. В пресс-службе Московского метро сообщают, что в ближайшие дни поступит новая партия указателей с разных станций. Чаще всего указатели покупают люди в возрасте от 25 до 35 лет. Среди них предприниматели, которые планируют использовать лайтбоксы в интерьере кафе или квартиры, а также коллекционеры, неравнодушные к предметам, связанным с метро. Кроме того, в последнее время за лайтбоксами приходят туристы из Америки, Европы, Англии и Китая — они покупают указатели в качестве сувениров.