Slate (Франция): безумный проект «Титаник II»
Будем надеяться, что вторая попытка удастся лучше, чем первая. Этой осенью австралийский магнат из горнодобывающей отрасли Клайв Палмер (Clive Palmer) заявил о намерении продолжить свой проект воссоздания самого печально знаменитого судна в истории и предложить круиз «Титаника II» из английского Саутгемптона в Нью-Йорк (маршрут оригинала), а затем отправить его в кругосветное плавание. «В нынешнее время, когда по всему миру бушуют конфликты, "Титаник" воплощает в себе Джека и Роуз, Ромео и Джульетту», — заявил мне по телефону Палмер, не побоявшись сблизить историю главных героев «Титаника» Джеймса Кэмерона (James Cameron), в котором Джек тонет после кораблекрушения, и трагедию Шекспира (Ромео выпивает яд, Джульетта закалывает себя). «Мы умеем воевать, но нам нужно обустраивать мир, — говорит он. — Отчасти именно это подтолкнуло нас к строительству этого корабля». Гипотетический проект Недавно Палмер заявил, что европейская штаб-квартира проекта будет размещена в Париже, чтобы избежать осложнений в связи с Брекситом. На прошлой неделе он назначил европейского директора: им стал Клайв Менсинк (Clive Mensink) человек с не самой благозвучной в таком плане фамилией (Mensink — men sink — «люди тонут»). Он возьмет на себя подбор сотрудников, операции и строительство. Но ждет ли «Титаник II» большое плавание? Пока что сказать сложно. Как уже было с проектом вакуумного поезда «Хайперлуп» Илона Маска или «умного города» Билла Гейтса в Аризоне, СМИ с жадностью набросились на новости о «Титанике II» и заявили, что тот будет бороздить океаны уже в 2022 году. По словам Палмера, эта информационная горячка как раз-таки придает ему уверенности насчет успеха проекта (по крайней мере, в том, что касается внутренних планов). Публика, судя по всему, хочет «Титаник II» едва ли не больше, чем он сам. «Многие люди моего возраста покупают или строят корабли, — объясняет он. — Только вот я построю самый большой, потому что у меня самый внушительный бюджет». Небольшая, но очень важная деталь: на самом деле Клайв Палмер пока что еще ничего не построил. Впервые он представил проект еще в 2012 году и планировал спуск судна на воду в 2016 году. Как он тогда отметил в беседе с австралийским журналом, это стало ответом на запросы китайских судостроительных компаний, которые хотели выйти на рынок круизных лайнеров. «Я сказал, что построим "Титаник!" Это станет прекрасным способом доказать конкурентоспособность китайского судостроения». (Кроме того, он — большой поклонник фильма). В апреле 2012 года Палмер предложил финскому проектному бюро «Дельтамарин» и китайскому государственному судостроительному предприятию «Цзиньлин» подписать протокол о намерениях и «провести предварительные технические исследования». В 2014 году он перенес дату реализации на 2018 год, а в 2015 году сотрудники «Цзиньлин» сообщили австралийцу, что его проект не может сдвинуться с мертвой точки. В результате их договор был расторгнут. Вопрос денег Как бы то ни было, в распоряжении Палмера до сих пор имеется проект корабля (а также порядка 3 000 столовых приборов в стилистике «Титаника»). Так, чем же он занимался все это время, пока мир ждал «Титаник II», забыл и вновь вспомнил о нем? В число достижений Палмера можно занести названную в его честь политическую партию и избрание в австралийский парламент (он редко появлялся там в течение завершившегося в конце 2016 года мандата). Сейчас он опять хочет вернуться в политику и выставил свою кандидатуру с лозунгом «Сделаем Австралию великой». В других областях эти годы сложились для него непросто. На приобретенном курорте он попытался (безуспешно) открыть крупнейший в мире парк динозавров-аниматроников, однако в итоге забросил его (при этом он утверждает, что курорт попросту закрыт для посетителей, и что он пользуется им, как Дональд Трамп «Мар-а-Лаго»). При этом его компания «Минералоджи» попала под суд из-за неоплаченных китайцами прав на добычу, а еще одна, «Куинсленд Никел», обанкротилась, оставив после себя 200 миллионов долларов задолженности перед кредиторами и бывшими сотрудниками. Тем временем Клайв Палмер просел в списке 50 самых богатых австралийцев по версии «Форбс», а затем и вовсе выпал из него. По словам Палмера, дела налаживаются. Его китайские партнеры (в бытность депутатом он называл из «мерзавцами») испарились с частью предназначенных для «Титаника» средств, однако недавнее решение суда в его пользу позволило ему вернуть украденные средства и вновь вызвало у него желание заняться строительством проклятого корабля. Сложно сказать, повлечет ли это желание за собой более конкретные усилия по сравнению с тем, что было в 2012 году, когда, судя по всему, никто не посвящал строительству суда все свое рабочее время. У консультантов по декору Стива Холла (Steve Hall) и Дэниела Клисторнера (Daniel Klistorner) не было ни малейшего опыта работы с лайнерами, однако они совместными усилиями выпустили двухтомник об обстановке «Титаника». Директор по международному маркетингу Джемс Макдоналд (James McDonald) возглавил канцелярию Клайва Паркера после его избрания в парламент, однако этот пост не значится в его резюме в LinkedIn. Джон Итон (John Eaton), которому было поручено проведение мероприятий для «Титаника II», говорит, что привлек более 500 миллионов долларов в плане информационного освещения празднований в честь запуска проекта, одно из которых прошло на авианосце «Интерпид» в Нью-Йорке. В то же время он был генеральным директором курорта «Палмер Кулум»: этот большой комплекс в районе Саншайн-Кост, сегодня заброшен и наводнен комарами (кстати говоря, именно там сейчас хранится посуда для «Титаника»). Палмера все это отнюдь не смущает. «Минералоджи» — его предприятие, и он может переводить его средства и сотрудников, как ему заблагорассудится. После банкротства «Куинсленд Никел» его единственный известный директор Клайв Менсинк (племянник) уехал из страны и скрывается в Болгарии, поскольку в Австралии на его имя выписан ордер на арест за неявку на слушания по делу его компании. («Это не серьезнее, чем штраф за парковку», — утверждает Палмер). Сегодня же Менсинк, несмотря на свой статус беглеца, отвечает за людские ресурсы, операции и строительство «Титаника II». Как и в первый раз, попытка возродить звезду самого знаменитого кораблекрушения в Северной Атлантике может упереться в вопрос денег. Строительство высокотехнологичного лайнера может стоить более миллиарда долларов, а это намного больше того, что Палмер может получить в результате иска против китайской горнодобывающей компании. «Мы не готовы к коммерческой фазе проекта, — признает Палмер. — Но к нам поступает море предложений». Почему бы и нет, если учесть обрушившееся на него внимание?