Войти в почту

Искусствовед рассказал о развернутой кампании против русского авангарда

АФИНЫ/МОСКВА, 8 янв - РИА Новости, Геннадий Мельник. Русский авангард оказался в сложной ситуации: тысячи картин художников с мировым именем не могут найти признания и объявляются подделками с целью сохранить высокие цены на картины, атаки идут даже на музеи, причиной же стало то, что из сферы искусства авангард попал в руки торговцев, считает искусствовед Александр Арзамасцев. По его мнению, цены на картины художников русского авангарда сильно взвинчены, наследники зачастую злоупотребляют моральным правом на работы, сложившаяся ситуация стала ненормальной, и ее надо исправлять. Сделать это можно, если определять подлинность картин будут искусствоведы, а не торговцы, стремящиеся получить прибыль побольше, считает он. "Недопустимо без всяких оснований заявлять, что русский рынок авангарда состоит на 95% из вещей сомнительных, это ставит под угрозу само существование этих работ, поскольку они в случае признания их фальшивыми должны быть уничтожены", - заявил Арзамасцев РИА Новости. Арзамасцев – выпускник исторического факультета МГУ, занимался историей искусства и авангарда, является специалистом по творчеству Эля Лисицкого. Арзамасцев был знаком с активными участниками авангардного движения и их родными, многими коллекционерами. "Цена и провенанс" По мнению Арзамасцева, искусствоведов по отношению к русскому авангарду можно разделить на две группы: тех, кто признает лишь небольшое число известных произведений, и тех, кто считает это феноменальное направление в отечественном искусстве ещё до конца не изученным и не открытым. В июне 2018 года в Москве прошла конференция, посвящённая русскому авангарду. Центральной темой обсуждения стали не выступления искусствоведов, а две лекции "Подделки русского авангарда" британского торговца картинами Джеймса Баттервика, который выдвинул два критерия подлинности картин: провенанс (задокументированное происхождение картины) и высокая цена. Видеозаписи лекций можно найти в интернете, заметил Арзамасцев. Баттервик признал, что выступает с точки зрения дилера, торговца. Главным тезисом его выступления было утверждение, что есть лишь небольшое количество настоящих работ русского авангарда, все остальное - "фальшак". По его утверждению, разница между западным и российским рынками в том, что западный состоит из 95% настоящих вещей, а русский рынок авангарда из 95% «вещей сомнительных». Он резко критиковал экспертов, выдававших заключение о подлинности работ в частных музеях, особенно досталось Арзамасцеву. По словам присутствовавших искусствоведов, "создана мифология о тысячах работ" из запасников советских музеев, появившихся в частных коллекциях. Первая лекция Баттервика была бесплатной и прошла спокойно, поскольку на ней были только приглашенные гости, на второй, платной лекции, билеты на которую продавали по 500 рублей, ему стали задавать неудобные вопросы, и Баттервик просто ушел из зала. Монополия на экспертизу Арзамасцев считает одной из главных проблем экспертизы монополизацию рынка: оценкой занимается небольшая группа экспертов совместно с торговцами, и только они решают, подлинная работа или нет. В случае признания фальшивыми картины должны быть уничтожены или списаны из музеев, что автоматически поднимет стоимость оставшихся произведений. "Вы знаете, что есть некая комиссия, и она "инспектирует" музеи? В Дюссельдорфском музее устроили скандал, убедили, что работа Малевича, которая поступила из частного собрания, - подделка. Идет какая-то непонятная акция, она направлена в первую очередь, почему-то, против музеев. Во Франции в галереи писали анонимные письма на выставки, где пытался кто-то выставлять что-то. С угрозой, с шантажом, анонимные письма устроителям – "мы приведем полицию, мы вашу лавочку разорим", - рассказал Арзамасцев. Сам он, по его словам, оценкой работ не занимается, но свое мнение по просьбе владельцев картин высказывает. Проблема оценки работ в России существует давно, это касается и авангарда, хотя и были специалисты, отметил искусствовед. "В советское время это было очень сложно, у нас не было подготовленных специалистов. Авангардом искусствоведы и музейные работники практически не занимались. В Советском Союзе была школа, которая занималась авангардом, началось это в 60-е годы. При журнале "Техническая эстетика" – он появился в оттепель, так назывался дизайн – сложилась целая группа исследователей. В Советском Союзе в принципе работы оценивали коллекционеры. Они знали, где-то покупали, было известно происхождение", - сказал он. "Фальшак" Рассказы о тысячах поддельных работ искусствовед назвал сказками. "Известно, откуда это все пошло – из публикации в 2000 году в газете "Совершенно секретно". Статья называлась "Фальшак", это было интервью, взятое у Мильды Виктуриной. Она создала отдел технической экспертизы в Пушкинском музее и все время была в среде реставраторов. В 2000 году она уже на пенсию вышла и поведала журналистке все байки, которые ходили в среде реставраторов, непризнанных гениев и так далее. И это взято на вооружение всеми", - сказал Арзамасцев. При этом он подчеркнул, что случаи подделок и замены картин в музеях были, но массовыми их назвать нельзя. "Это, к сожалению, происходило, но это никак не касалось авангарда. Авангард никому не был нужен. Это, например, касалось Левитана, известных художников. Отправляли на реставрацию работу, а возвращалась копия. Было такое, чего греха таить", - заметил он. Арзамасцев отметил, что суд в Висбадене по громкому делу о подделках сотен картин русского авангарда закончился ничем. По его мнению, аналогичная ситуация и с так называемой "гентской коллекцией". В бельгийском Генте в октябре 2017 года в музее изящных искусств открылась экспозиция ранее неизвестных работ Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Любови Поповой, Василия Кандинского, Павла Филонова, Александра Родченко и других художников русского авангарда. Владельцем коллекции является бизнесмен Игорь Топоровский. Муниципальные власти закрыли выставку после ряда публикаций и письма группы европейских искусствоведов, кураторов, арт-дилеров и коллекционеров о том, что работы на ней сомнительные. По мнению Арзамасцева, с этой коллекцией надо разбираться специалистам, решать вопрос о подлинности работ должны не товароведы. "Эти товароведы уже разоряли музеи. Сейчас они продолжают", - сказал Арзамасцев. Госмонополия "У работ русского авангарда "происхождения" нет, потому что с 1918 года по 1991 год в Стране Советов была введена государственная монополия на продажу произведений искусств. Западные торговцы как люди нерусские и несоветские, не знают этого. Любая покупка непосредственно у художника или у кого-то каралась сроком. Это было преступление, и называлось оно "спекуляция". Потому что вся интеллектуальная собственность и произведения искусства принадлежали нашей советской власти", - пояснил Арзамасцев отсутствие провенанса у большинства картин. По его словам, за границу картину можно было вывезти, заплатив таможенную пошлину - от 80 до 90% от оценочной стоимости. "Все продавалось и покупалось государственными учреждениями. Незаконным считалось, если частное лицо пришло к художнику или наследнику художника и купил что-то. А еще, не дай бог, перепродал. А еще хуже, если по завышенной цене продал музею через госкомиссионторг. Вот знаменитый московский коллекционер Грибанов Борис Николаевич, у которого одна из лучших коллекций авангарда, получил 10 лет за то, что продал через госкомиссионторг работу в какой-то провинциальный музей. Грибанова обвинили в том, что у него был с директором комиссионного магазина сговор", - рассказал искусствовед. Чистки и спецхранилища В руки коллекционеров русский авангард, как и другое искусство, попал несколькими путями, рассказал Арзамасцев. В частности, в 1936 году была создана межведомственная комиссия, которая стала чистить музеи по идеологическим соображениям. Перед войной картины из музеев вывозили вглубь страны, но все эвакуировать не успели, и часть работ попала в руки фашистов, которые отправляли их в Прибалтику. "В Латвии, судя по всему, многие произведения попали в руки местного населения", - сказал Арзамасцев. По его словам, после войны все советские коллекционеры ездили в Прибалтику. "Все паслись там. Это был центр торговли антиквариатом. И авангардом", - сказал Арзамасцев. Однако основная часть работа оказалась в спецхранилище. "В 1953 году после смерти Сталина комиссия по делам культуры при совете министров СССР начала активно вывозить из центральных районов и из центральных музеев все, так сказать, "идеологически чуждое" искусство в спецхранилища. Находились они в основном в Средней Азии. Я знаю Карагандинское, Душанбинское, Бакинское. С ними я работал. Вероятно, было еще спецхранилище в Ташкенте", - сказал Арзамасцев, добавив, что у него есть копии части документов спецхранилища в Душанбе. "Тысячи работ. Малевич, Кандинский, огромные работы, из московских хранилищ, из ленинградских хранилищ. Что самое пикантное, интересное – из музея нового западного искусства, из собрания купцов Щукина и Морозова. Вот представляете мое удивление – мне в руки дают "Таможенника" Руссо из собрания Щукина. Картину Хуана Миро из собрания Щукина. Картину Франца Марка из собрания Щукина. Я таращу глаза, говорю - не может такого быть, вот собрание Щукина, Морозова. На оборотах – "переслать в Туркестан". Очень много ушло в эти хранилища", - сказал Арзамасцев. Забытое искусство К концу советской эпохи был создан единый государственный музейный фонд, но после развала Советского Союза про него почему-то забыли. "Все, что находится в этих спецхранилищах, остается в бывших союзных республиках. Ничего не возвращается. Никто не требовал", - сказал Арзамасцев. Однако работы стали появляться на Западе, и он столкнулся "с потоком работ", когда приезжал работать за рубежом. По его словам, он очень удивился, когда увидел такое количество работ в одной из коллекций. "Я говорю: "вы с ума сошли! Смотрите – здесь же государственная регистрация, вот инвентарный номер, вот регистрация "Отдел живописи". Это работы из музейных фондов. Откуда они?" Идет поток этих работ. В основном это в двух больших собраниях и есть несколько поменьше. Думаю, тысячи три работ. Там в основном модернисты и авангардисты", - рассказал искусствовед. Цена искусства Политической составляющей в отношении к русскому авангарду Арзамасцев не видит. "Я не думаю, что здесь есть политика, хотя отношение к русским и русскому искусству изменилось очень сильно в худшую сторону. Представьте - в Париже нет ни одной галереи, которая сейчас бы занималась русским искусством. Ни одной. Это общее отношение в последние годы", - заметил Арзамасцев. Цены на русский авангард взвинчены безумно, и если на рынок выйдут тысячи работ, стоимость резко упадет, считает Арзамасцев. "Русский авангард - это часть мирового искусства, и первый раз, когда оно встало рядом с европейским и американским. Мне казалось, что правильно было бы ориентироваться на столь же значимые фигуры. Например, для французского авангарда такой фигурой является Марсель Дюшан. Пит Мондриан. Это фигура, равнозначная Малевичу и Лисицкому", - считает он. Картины Дюшана стоят сотни тысяч долларов, цена работ Мондриана доходит до десятков миллионов. По его мнению, не может работа Малевича стоить 80 миллионов долларов. "Это совершенно спекулятивная ситуация. Вывод у меня один – идет битва за товар и за торговлю", - сказал он. Арзамасцев считает, что изменить ситуацию можно. "Я думаю, нужно поменять только одно: чтобы искусствоведы и товароведы выясняли свои отношения без крика, а просто профессионально", - заключил он.

Искусствовед рассказал о развернутой кампании против русского авангарда
© РИА Новости