Интервью с джазовым музыкантом, основателем группы "Круглый Бенд" , Алексеем Кругловым
Самое сильное музыкальное впечатление из детства ? Самое сильное сложно назвать. В детстве многие вещи воспринимаются ярко. Дома у нас всегда звучала разнообразная музыка, поэзия – папа пел, занимался, читал стихи. Одно из самых сильных - когда я поступал в музыкальную школу. Моя будущая учительница по фортепиано Людмила Павловна Фетисова прослушивала меня. Меня поразило с каким доверием и любовью она отнеслась ко мне. Мне только исполнилось 7 лет, а она ко мне обращалась, как к творческой личности. Я прямо почувствовал, что она хотела, чтобы я у нее учился. В итоге, так и произошло, меня взяли к ней в класс. Я ей очень признателен! Все 7 лет обучения в ее классе были незабываемыми. Многие вещи, которые я сейчас делаю – благодаря ей, ее вкладу в мое музыкальное и творческое развитие! На каких музыкальных инструментах вы играете ? И какие самые любимые ? Альт-саксофон, конечно, ближе всех. Но я люблю и фортепиано, хотя уже и нет такой техники, как лет 20 назад. Играю на различных деревянных духовых. Недавно приобрел Тверской рожок – на нашем новом альбоме «Отцы и дети» уже звучит этот инструмент в моем исполнении. Понравился он мне благодаря Сергею Старостину, нашему выдающему фольклорному музыканту – мы с ним несколько раз выступали, записывались и каждый раз он играл на Тверском рожке. Я был очарован звучанием этого инструмента и захотел научиться на нем играть. Мне кажется, что люди стали больше и чаще слушать музыку. В "московской суете" все с наушниками. Но многие предпочитают легкую музыку, фоновую. Хип-хоп музыка – в ней больше текста. Джаз - "интеллектуальная" музыка. Не всем доступная. Нужно ли делать ее массовой, научить ее слушать и понимать? Сложный вопрос. И да, и нет. Если поступать, как известный фестиваль "Усадьба Jazz" - то это правильный путь. На фестивале звучит не только джаз в чистом виде, что и привлекает широкого зрителя, который может услышать что-то необычное и элитарное. Чем "живет" джаз в России ? Каковы перспективы ? Как вы думаете, меняется ли аудитория? Становится она моложе? Думаю, что аудитория у джаза вполне обширна. Есть старшее поколение, которое застало радио-передачи Уилисса Конновера, Алексея Леонидова. И это замечательно. Перспективы, думаю, у джаза хорошие. В Западной Европе для популяризации проходит много джазовых фестивалей . В России – это Усадьба джаз, VR Jazz, фестивали в Санкт – Петербурге и т.д. Выступали ли вы за границей ? Где интереснее выступать – дома , или за рубежом ? Да, выступаем за границей. Интересно везде. Публика как у нас, так и за границей замечательная. С особым трепетом слушают там наш проект по произведениям композиторов «Могучей кучки». Мы его играем нашим квартетом с Яаком Соояаром. Выступали с ним в США, Европе, Китае – везде был успех. Вы композитор, поэт . Можно ли в джазовой музыке описать такие чувства , как любовь , ненависть, зависть ? Что важно для вас при создании произведения ? Для меня помимо музыки важен и театр, и поэзия. Мы ставим музыкально-поэтические перформансы с моим ансамблем «Круглый Бенд». Здесь импровизационное направление раскрывается особо – когда работаешь с архетипами слова-звука-пластики, то и чувства раскрываются особым образом. Вам близок NU Jazz (соединение джазовых элементов с другими стилями, например с электронной музыкой) ? Да, это интересно. Наш Альбом «1607» – как раз наша работа в области соединение авторской музыки, электроники и современных ритмов. Чтобы сочинять и быть в этом смысле творчески свободным, надо зарабатывать.Гастроли – это один из вариантов. Часто вы гастролируете ? Размещаете ли вы свои композиции на коммерческих порталах ? Мы гастролируем, да. Я провожу фестиваль Лео Рекордс, который проходит в нескольких городах. По поводу заработка. Я не живу только джазом. Я работаю в нескольких театрах, в театре Грановского, например, в качестве актера. Ставлю различные перформансы, иногда выступаем с поэтами, художниками, я играю академическую музыку. Творческая жизнь насыщенна, что и иногда отражается в заработке. Мои композиции есть в интернете, да, в частности, в айтюнс. С кем из ныне живущих мировых музыкантов вы хотели бы посотрудничать, на каких площадках ? Я хотел сыграть с Сесилом Тейлором, но он не так давно ушел. Даже не знаю. С Александром Фон Шлипенбахом мы как-то обсуждали возможное сотрудничество, но все упирается в финансы. Было бы забавно поиграть с Джоном Зорном. А вообще, если пофантазировать, то хорошо бы провести фестиваль Лео Рекордс где-нибудь в Карнеги Холле! Группа Алексея "Круглый Бенд", созданная в 1999 году выступает с многочисленными программами инструментальной музыки от традиционного джаза до авангарда и литературно-музыкальными проектами на стихи Тредиаковского, Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Высоцкого, Хлебникова, Есенина, Блока, Пригова, Цоя, Гумилева, стихи, палиндромы самого Алексея. "Круглый Бенд" играет в спектакле театра Маяковского "Кавказский меловой круг" (постановка Никиты Кобелева, в главной роли-Игорь Костолевский), также оркестр выступает с программами отечественных авторов, сотрудничая со многими солистами.Его можно услышать в мультфильме "Крякнутые каникулы". Алексей Круглов-автор музыки к фильмам "Путь длиною в век", "Столетьем вознесенный", артист лейблов Leo Records, ACT Music, For Tune, издал 50 альбомов, победитель всероссийских и международных конкурсов (конкурс "Джазовых исполнителей" в Ростове-на-Дону в 2000г., конкурс "Бриллиантовая нота" в Стайцеле в 2000г. и др.), обладатель президентской стипендии "Новые имена" за 1998г., признан "Надеждой 2000 года" в опросе российских журналистов премии "Джаз-Ухо", финалист и обладатель специального приза поэтического конкурса "Скрёбовские чтения" в номинации "Экспериментальная поэзия" (2017г.). Несколько раз альбомы Алексея входили в Топ 10 месяца по версии Europe Jazz Media chart. В 2011 году в опросах журнала Jazzthetik Алексей и его альбом Sea Colours, записанный с трио Яака Соояара признаны "Открытием года" в своих номинациях, том же году британский журнал Jazz Wise назвал Круглова "будущим джаза".