Паустовский входил в число основных кандидатов на Нобелевскую премию 1968 года
СТОКГОЛЬМ, 2 января. /Корр. ТАСС Ирина Дергачева/. Кандидатура Константина Паустовского (1892-1968) была в третий раз выдвинута на Нобелевскую премию по литературе в 1968 году. Советский писатель был среди шести основных претендентов на награду, свидетельствуют обнародованные в среду Шведской академией архивные документы. Списки номинантов держатся в секрете 50 лет. Ранее было известно, что Паустовский претендовал на престижную премию в 1965 и 1967 годах. Теперь стало ясно, что писателя выдвигали на соискание Нобелевки и в 1968 году. Представители русской литературы "Из-за смерти Константина Паустовского (14 июля 1968 года - прим. ТАСС) из списка этого года уходит одно из самых привлекательных предложений. Это прискорбно, поскольку эта русская кандидатура имела хорошие шансы на ближайшее будущее", - пишет председатель комитета Андерс Эстерлинг в пояснительной записке, где анализируется творчество шести основных кандидатов на премию 1968 года. Тогда Союз писателей СССР выдвинул на премию Константина Федина, однако шведские академики эту кандидатуру не поддержали. "Главная книга 76-летнего писателя "Города и годы" (1924) отстоит слишком далеко по времени и, судя по всему, он уже не занимает видное место среди советских писателей. Поэтому дальнейшее рассмотрение его кандидатуры считается нецелесообразным", - сказано о Федине в архивных списках Шведской академии. В 1968 году в пятый раз на премию был выдвинут и Владимир Набоков. Эту кандидатуру предложили шведский ПЕН-клуб и профессор славистики Кэмбриджского университета Элизабет Хилл. Теоретически награду мог получить и русский писатель Борис Зайцев. "Борис Зайцев - писатель русской иммиграции, известность которого сравнительно невелика, а потому по нему не было представлено заключение", - значится в архивных документах. Другие претенденты Всего в обнародованном в среду списке 83 имени, среди которых Луи Арагон, Альберто Моравиа, Пабло Неруда, Грэм Грин, а также Шарль де Голль и Луис Бунюэль. Перед непосредственным голосованием Шведская академия обсуждала кандидатуры англо-американского прозаика и поэта Уистена Хью Одена, французского и ирландский писателя Сэмюэля Беккета, французского писателя Андре Мальро. В итоге премию 1968 года получил японский писатель Ясунари Кавабата "за писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания". "Очень многие исследователи и журналисты, которые приходят к нам в архив, говорят, что для них обнародование документов 50-летней давности является намного более интересным, чем церемония объявления имени лауреата текущего года. Ведь именно здесь можно увидеть процесс выдвижения на награду изнутри", - рассказала корреспонденту ТАСС административный директор Нобелевского архива Мадлен Бруберг. Выдвижение номинантов Кандидатуры на престижную награду имеют право предлагать члены Шведской академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии предыдущих лет и председатели писательских организаций. Каждый год в октябре академия рассылает 600-700 приглашений своим коллегам из разных стран, чтобы они предложили кандидатов на Нобелевскую премию. Сделать это нужно до 31 января, чтобы Шведская академия в течение весны смогла выделить в этом списке сначала 20 наиболее достойных писателей, а потом сократить его до пяти. За лето члены академии еще раз должны ознакомиться с творчеством номинантов, чтобы обсудить их кандидатуры осенью. Имя будущего обладателя самой престижной в мире награды до последнего момента держится в строжайшем секрете. Сами члены Нобелевского комитета по литературе при обсуждении кандидатур используют не настоящие фамилии поэтов и писателей, а придуманные псевдонимы. Например, английского драматурга Гарольда Пинтера нарекли "Гарри Поттером", а француза Жана-Мари Густава Леклезьо звали "Шатобрианом". Выбор Шведской академии лауреата литературной премии, как и премии мира, традиционно вызывает наибольшие споры в общественных и экспертных кругах. Уже самый первый лауреат в 1901 году - французский поэт и эссеист Сюлли-Прюдом - был воспринят крайне неоднозначно. Группа деятелей культуры королевства во главе с писателем Августом Стриндбергом (в нее входили также писательница Сельма Лагерлеф и художник Андерс Цорн) выступила тогда против решения Шведской академии, которая, по их мнению, должна была премировать Льва Толстого как наиболее значимого представителя мировой литературы.