Зоино стояние: чудо святого или бабкина сказка?

МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Алексей Михеев. Более полувека назад в Самаре (тогда Куйбышеве) на Новый год произошла история, в которую до сих пор одни верят, а другие — нет. Практически под бой курантов там "окаменела" девушка, дерзнувшая танцевать с иконой Николы Угодника. Говорили, что она простояла так шесть дней, но народная молва воскресила девушку к Пасхе. Было нечто подобное на самом деле или это все "поповские россказни", разбирался корреспондент РИА Новости. Ни жива и ни мертва Молодая работница Куйбышевского трубного завода Зоя Карнаухова пошатнула атеистический фундамент советского общества, остолбенев накануне областной партконференции и всего за месяц до знаменитого XX съезда КПСС. В ночь на 14 января 1956 года компания молодых людей собралась в доме Клавдии Болонкиной отметить старый Новый год. Начались танцы, а Зоя все стояла в сторонке — ее парень Николай почему-то задержался. И так ей стало обидно, что она схватила с божницы икону Николая Чудотворца, принялась танцевать с ней: мол, раз мой Николай не пришел, пусть этот будет моим кавалером. Подруги пытались остановить ее: "Зойка, — говорили, — что ты творишь!" Но та уже вошла в раж: дескать, вот пусть Бог и накажет, если Он есть. И тут что-то грохнуло, погас свет и молния озарила комнату, посреди которой с иконой в руках застыла Зойка. По вызову скорой приехала Анна Калашникова. Обездвиженная Зоя была холодной и твердой, как статуя, но дышала, сердце билось. Врач пыталась сделать ей укол, но иглы ломались о затвердевшие мышцы. В Самаре тогда служил внук Анны Павловны — священник Виталий Калашников. Он вспоминал: "В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: "Вы тут спите, а город уже давно на ногах!" И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась, хотя и давала подписку, что сейчас была в том доме по вызову, видела застывшую Зою и икону святителя Николая у нее в руках". Толпа росла как на дрожжах Правоохранители от увиденного были в шоке, в Самаре до сих пор рассказывают о поседевшем от ужаса молодом милиционере. Утром возле дома собрались желающие посмотреть на "каменную бабу". К вечеру толпа разрослась до тысячи человек. Выставили патрули, но людей сначала не трогали, видимо, сказывалось первое замешательство. Об этом тогдашний секретарь епархиального управления Андрей Савин рассказал протоиерею Николаю Агафонову. Священник провел тщательное расследование событий тех дней и написал книгу "Стояние". "Толпа росла как на дрожжах. Те дни были очень для нас напряженными, народ, естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому дому не подходил. Боялись", — говорил Савин. На пятый день стояния пришелся пик возбуждения. Толпу разогнали конные милиционеры. Вскоре начиналась областная партконференция, поэтому чиновники не выдержали — позвонили в епархию. Уполномоченный по делам религий Алексеев попросил епископа Иеронима с амвона церкви назвать этот случай нелепой выдумкой. Но владыка решил сначала сам во всем удостовериться и сказал, что направит священника Александра Надеждина на место происшествия. Уполномоченный растерялся, обещал перезвонить. "Позвонили через два дня, — вспоминает Андрей Савин, — и сказали, что наше вмешательство уже не требуется". Двадцатого января первому секретарю обкома Михаилу Ефремову доложили, что Зоя ожила, он объявил случившееся выдумкой и велел снять с дома охрану. "Ну что, милая, устала стоять?" "Рассказ о том, как девушка танцевала с иконой Николая Чудотворца и была наказана за святотатство, я услышал еще в детские годы. В Самаре и сейчас можно встретить немало свидетелей, которые сами видели и столпотворение на улице Чкалова, и милицию, охранявшую дом. В 1977 году мне посчастливилось общаться с женщиной, побывавшей в том доме и лично видевшей стоящую Зою. С тех пор я стал интересоваться подробностями этой истории. Мне всегда везло на встречи с людьми, которые хоть в малой степени могли пролить свет на чудо Зоиного стояния. Еще совсем недавно, когда я служил в Троицком приходе города Тольятти, у нас в храме работала родная сестра сержанта, стоявшего в охране дома на Чкалова", — говорит протоиерей Николай Агафонов. Версий, рассказывающих о "воскресении" Зои, немало. Называются даже имена реальных священнослужителей, вынувших из рук девушки икону, после чего она якобы очнулась. "Лет тридцать пять назад старые священники мне говорили, что был негласный запрет архиерея: никому возле того дома не появляться, чтобы власти не могли обвинить духовенство в подстрекательстве народа. Так что все это благочестивые выдумки, будто в дом ходили священники, да еще и служили там молебны", — продолжает отец Николай. В его книге изложена другая версия, тоже очень популярная среди верующих: вернул Зою к жизни сам святитель Николай. На третий день милиционер пустил в дом благообразного седого дедушку и услышал, как он сказал: "Ну что, милая, устала стоять?" Зою увезли. Что с ней стало, неизвестно: кто-то говорит, что она умерла в психбольнице, а кто-то — окончила свои дни в монастыре. Считается, что после случившегося Зоя уверовала в бога и призывала всех молиться и каяться. Болонкиных из злосчастного дома сразу переселили. И уже 21 января, чтобы быстрее развеять слухи, на Чкалова стали водить экскурсии. "Жаль, что экскурсанты не догадались заглянуть под аккуратно расстеленные половички, а то бы они увидели заметание следов — свежие половые доски и свежую краску, — рассказывает отец Николай. — Дело в том, что Зою пытались вырубить из пола вместе с досками, но из дерева брызнула кровь. Разницу между досками отмечали даже в XXI веке, пока дом еще был цел. Я служу в храме святых апостолов Петра и Павла, который находится всего в пяти-семи минутах ходьбы от дома, где стояла Зоя. В нашем храме жил и работал алтарник Николай Александрович, он умер в 2017 году. Он мне рассказывал, что, когда пришел на улицу Чкалова после крещенских праздников, там никакой милиции не было, а окна того дома были заколочены досками. То есть там уже никто не жил". Между тем вскоре после этих событий епископа Иеронима сместили с Куйбышевской кафедры. Святой спас "Эти события пришлись на тот период времени, когда все, что связано с необъяснимыми явлениями, замалчивалось и затиралось. Все это объявляли вымыслом, но я верю, что это чудо произошло в нашем городе", — говорит настоятель храма мученицы Татианы при Самарском государственном университете протоиерей Сергий Рыбаков. В 2005 году у него служил старенький дедушка Иван Иосифович, который пацаном пытался перемахнуть через забор дома, где стояла Зоя. Он рассказывал, что там действительно были милицейские кордоны, которые никого не пускали. Время было непростое, историю предпочли забыть — все допросы, свидетельства заархивированы, но архив не открыт до сих пор. Загадочного дома в Самаре на Чкалова больше нет — он сгорел в 2014 году. Но еще пять лет назад сюда отовсюду стекались паломники. А сегодня рядом стоит памятник святителю Николаю. "В этой истории мы видим проявление любви божией и что Господь поругаем не бывает. Он попустил такое искушение не для того, чтобы девушке было плохо, а чтобы она спаслась, и в назидание всем", — считает духовник Свято-Никольского монастыря Новосергиевского района Оренбургской области иеромонах Агафангел (Аксенов). А отец Николай Агафонов уверен, что благодаря "Зоиному стоянию" "многие пришли к Богу, значит, все не напрасно".