Фрида Кало и ещё 25 отличных выставок на праздники. Что смотреть в Москве и Санкт-Петербурге
Москва Музеи переходят в новогодний режим: 1 января большинство закрыты, но ГМИИ имени Пушкина работает с 12 до 20 для всех, кто готов к искусству сразу после праздничной ночи. 31 декабря в Третьяковскую галерею можно попасть до 18.00 (кассы до 17.00), в Главное здание Пушкинского — до 17:00 (кассы до 16:00), подробнее о часах работы, специальных мероприятиях и акциях в дни каникул — на официальных сайтах. Ниже — всё, что стоит посмотреть в ближайшие недели. Фрида Кало и Диего Ривера в «Манеже» Пока Бруклинский музей готовится к крупнейшей в США ретроспективе Фриды Кало (билеты начали продавать за три месяца), в Москве началась «двойная» выставка «Viva La Vida: Фрида Кало и Диего Ривера — живопись и графика из частных и музейных собраний» (до 12 марта). В «Манеж» почти на три месяца привезли более 90 работ мексиканской художницы и её супруга, в том числе из Музея Долорес Ольмедо в Мехико. Выставку дополняет программа лекций, кинопоказов и перформансов, с которой высказывание Андре Бретона «Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы» станет еще яснее. «Пикассо и Хохлова», а также «Парижские вечера» в ГМИИ им. Пушкина Пабло Пикассо и Ольга Хохлова — ещё одна великая выставочная пара зимы. Первую выставку об историю любви испанского художника-кубиста и русской балерины из труппы Сергея Дягилева создал парижский Музей Пикассо в 2017 году, теперь 200 с лишним предметов по теме экспонирует ГМИИ имени Пушкина. Монументальные панно, предметы мебели, письма, открытки, редкие фотографии из личного архива семьи Пикассо смотрите в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. до 3 февраля. Затем выставка отправится в Малагу и Мадрид. Последние дни открыты «Парижские вечера» — выставка с работами Модильяни, Руссо, Аполлинера и других авторов, вхожих в салон баронессы Элен Эттинген. Польская аристократка перебралась в Париж с двоюродным братом, художником, взявшим псевдоним Серж Фера — и собрала вокруг себя создателей нового искусства. Какой была жизнь художественного авангарда, представить нетрудно, но проникнуть в салон, глядя на материалы и документы из ранее не выставлявшегося частного архива — особенное удовольствие. До 13 января. «Арт-эксперимент» + Марсель Бротарс в «Гараже» Новогодние каникулы в «Гараже» — повод посмотреть ретроспективу «Поэзия и образы» бельгийца Марселя Бротарса (до 3 февраля), ещё раз пройтись по «Ткани процветания», где одежду переосмысливают в художественном контексте (до 27 января), и освоить новые техники на очередном «Арт-эксперименте». Этой зимой он посвящен «чуду фотографии». 180 лет назад, 7 января 1839 года, физик Доминик Франсуа Жан Араго способствовал её рождению: выступив с докладом в Парижской Академии наук, он показал снимок, сделанный камерой-обскурой. Так, по словам Араго, «луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Сделать пинхол-камеру с помощью спичечного коробка и новогоднюю открытку в технике цианотипии, разобраться, как открытия химиков влияли на фотографию, пройтись по музею с гидом и оказаться внутри камеры-обскуры (инсталляции Кирилла Асса) можно со 2 по 13 января. Экспериментировать самому предстоит в красной лаборатории «ДАДА-Лаб» и фотостудии «Замороженный свет», сделанные работы можно унести с собой. Кабаковы, Ларионов и Куинджи в Третьяковской галерее Последний шанс успеть на Кабаковых — выставка «В будущее возьмут не всех», побывавшая в Лондоне и проехавшая из Петербурга в Москву, закончится 13 января. Если с тотальными инсталляциями и полотнами о мире советского человека вы уже знакомы, занимайте очередь на крупнейшую с начала 1990-х ретроспективу Архипа Куинджи (Лаврушинский пер.), смотрите живопись Михаила Ларионова в Новой Третьяковке или доберитесь до Музея-мастерской Голубкиной в Большом Левшинском переулке ради экспериментального проекта «Атлас ВМаяковский». Прежде чем особняк реконструируют, Третьяковская галерея обустроила в нем научную лабораторию — с живописью, графикой, фотографиями и историческими артефактами о том, каково это — быть авангардистом. Жак Липшиц в ММОМА на Петровке 25, Евгений Антуфьев + Сергей Коненков, Михаил Шемякин и другие Жак Липшиц, друг Модильяни и Пикассо, видный скульптор еврейского происхождения, родился в Российской империи, полжизни провел во Франции, поздние годы — в США. Возвращение Липшица на родину с ретроспективой приурочено к 70-летию государства Израиль. Куратор Космо де Бараньяно собрал в ММОМА более сотни работ разных лет и стилей: в творчестве Липшиц переходил от натурализма к кубизму и к городским объектам, анализируя место скульптуры в XX веке. До 3 марта. Дом-музей Коненкова на пересечении Тверской и Бульварного кольца годами мог оставаться terra incognita для широкой публики. Но с приходом художника Евгения Антуфьева, ММОМА, Artwin Gallery и Светланы Марич, куратора и замглавы аукционного дома Phillips, работы советского мастера и спроектированные им интерьеры заиграли новыми красками. Прежде, чем ввести Москву в курс «искусства, которое становится частью ландшафта», Евгений Антуфьев показал первую часть своего цикла на Европейской биеннале «Манифеста» в Палермо, вновь став на ней единственным российским художником. Проект посвящен неочевидным связям с искусством прошлого: если в Италии скульптуры Антуфьева соседствовали с работами финикийцев, этрусков и греков, то на родине молодому автору предстояло «общаться» с советской монументальной скульптурой. По этой причине к десяткам произведений Сергея Коненкова, прославившегося скульптурами из дерева, Светлана Марич добавила по работе Эрнеста Неизвестного и Михаила Шемякина. Разобрать фигуру Шемякина подробнее можно в ММОМА на Гоголевском бульваре, где до 27 января открыта его «Метафизическая мастерская». Всем этим выставочная программа музея не ограничивается: события на других площадках ищите на сайте ММОМА. Оскар Рабин и Виктор Пивоваров в Мультимедиа Арт Музее На 40-й день после смерти Оскара Рабина Игорь Цуканов, Ивета и Тамаз Манашеровы и другие коллекционеры открыли в Мультимедиа Арт Музее выставку Hommage. Рабин годами работал в подполье, в 1974-м стал соорганизатором «бульдозерной выставки», а в 1978 году был лишен права вернуться в СССР из Парижа. Вынужденная эмиграция продлилась почти 30 лет, российский паспорт Оскару Рабину вручили лишь в 2006-м. Вспомнить его тернистую и героическую жизнь и «восстановить связь времён», глядя на полотна разных лет, можно до 17 февраля. В МАММ разместилась и третья часть саги «Когда искусство становится частью ландшафта» Евгения Антуфьева (до 24 февраля). На этой выставке художник пересекается с классиком неофициального искусства Дмитрием Краснопевцевым, с любовью цитирует его дневники и поддерживает беседу на тему мертвой натуры. Последний месяц в музее работает «Московский альбом» Виктора Пивоварова (до 3 февраля). Кроме нового цикла «Москва, Москва!«(2017) основатель «московского романтического концептуализма» представляет альбом «Действующие лица» (1996) и малоизвестные серии: «Если» (1995) и «Флоренция» (2005-2010). Дарья Кротова и молодые художники на «Фабрике», Вим Дельвуа у Гари Татинцяна + прогулка по «Винзаводу» Востоку Москвы на каникулах можно посвятить целый день: с ЦТИ «Фабрика», где в декабре открылось несколько новых выставок, двигайтесь до «Винзавода» по Старой Басманной и окрестностям, а пробежавшись по галереям и посмотрев новые работы Владимира Дубоссарского и Владимира Потапова (Цех Белого, до 20 января), доберитесь до галереи Гари Татинцяна взглянуть на скульптуры Вима Дельвуа, в 2014 году гостившего в постоянной коллекции Пушкинского музея. Нейропсихолог, переводчик и художница Дарья Кротова перешла от фаянса к бумаге, рассуждая о её функциях в цифровую эпоху, и именно бумаге посвящён выставленный в ЦТИ «Фабрика» проект «Понятия» (до 20 января). «Нечто вроде иллюстраций, но в формате скульптуры» — например, гигантских счётов с головами на спицах, — вот что Кротова подготовила в ходе программы «Фабричные мастерские». По соседству, в зале «Оливье» выставлен «Фаворский пёс» Паруйра Давтяна — название проекта отсылает к советскому арт-анекдоту про желтую собачку, которую художник Владимир Фаворский рисовал в углу работ перед каждой выставкой. Одно из пространств в подъезде номер 4 заняли студенты первого курса Института проблем современного искусства — за новыми именами и работами в разных жанрах идите на «Фабрику» до 10 января. Куратор Станислав Шурипа объединил инсталляции, керамику, фотографии и другие арт-объекты на тему коммуникации «неявного и нестандартного, слабых сигналов и мимолетных ощущений» под названием «У вас 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,... новых сообщений». Санкт-Петербург «Обманки», Анни Лейбовиц и мода 1988-2018 в Эрмитаже Чтобы вдумчиво осмотреть все временные выставки Эрмитажа, нужна пара-тройка дней. В Зимнем дворце кроме шедевров из венских музеев блистают «Обманки в искусстве», 700 предметов из коллекции Эрмитажа — и все «не то, чем кажутся». Здесь и тромплёй (от французского trompe-l'oeil, «обман зрения», такие вещи иллюзорно воспроизводят реальность, превращают плоское в объемное), и настоящие «подделки». Их авторы имитируют материалы или облик других предметов, от книг до цветов и плодов. «Обманывать» художники-профессионалы и любители, именитые мастера и рядовые ремесленники начали в древности, это распространилось и Европе, и в Азии, а первые примеры восходят к истории Древнего Египта. В Римском дворике Нового Эрмитажа в то же время показывают шедевры из двух погибших от извержения Везувия городов — Помпей и Геркуланума. Артефакты, обнаруженные при раскопках, в Петербург до 23 марта привезли из Национального Археологического музея Неаполя и археологического парка Помпеи. В Главном штабе на праздниках можно узнать об Акилле Перилли — на выставке из цикла «Абстракционизм в Италии» (до 3 февраля) — и новых дарах «Эрмитажу». Среди них — снимки Анни Лейбовиц, преподнесённые автором (смотрите до 21 января), и коллекция костюмов, переданная музею Хатулей Авсаджанашвили. Алое платье 1998 года авторства Валентино Гаравани, заказанные Рудольфом Нуреевым ботинки Berluti и другие вещи модных домов первой величины вошли в выставку «Тонкие материи. Мода 1988-2018» (до 24 февраля). Проекты архитектора, учившегося у Малевича, и платки XVIII-XXI веков в Русском музее До 14 января в Русском музее показывают проекты первого супрематического архитектора Лазаря Хидекеля: более 80 произведений из собрания его семьи выставлены в Строгановском дворце. В 1920-х Хидекель работал под руководством Казимира Малевича, Эля Лисицкого, за несколько десятилетий создал как футуристические проекты городов будущего, так и реальные — осуществленные в Москве и Санкт-Петербурге. Детей ведите в Мраморный дворец с коллекцией Музея Людвига: экспозиция с животными и компьютерными играми, открытая до 4 февраля, адаптирована специально для них. Среди других зимних событий Русского музея — «Платки и шали в России XVIII-XXI веков» в Корпусе Бенуа и «Даши Намдаков», выставка Народного художника Бурятии, близкого и к своей культуре, и к монгольскому эпосу, и к буддийским притчам (до 11 марта).