Новый глава национальной галереи США готова добиваться возобновления обменов с музеями РФ
ВАШИНГТОН, 31 декабря. /Корр. ТАСС Дмитрий Кирсанов/. Новый директор Национальной художественной галереи США Кейуин Фелдмэн влюблена в Россию, верит в возможность сближения народов и намерена практиковать культурную дипломатию. Об этом будущий руководитель ключевого художественного музея США, в котором собрана одна из лучших в мире коллекций произведений западного изобразительного искусства, рассказала корреспонденту ТАСС. Фелдмэн стала пятым по счету руководителем галереи и первой женщиной на этой должности за 77-летнюю историю учреждения. К работе на новом месте Фелдмэн, до этого возглавлявшая другой художественный музей - Институт искусства Миннеаполиса (ИИМ), приступит 11 марта. Культура и политика На вопрос о том, могут ли организации вроде Национальной художественной галереи помочь России и США преодолеть политические проблемы в двусторонних отношениях, Фелдмэн ответила: "Да, да, абсолютно!" "Я страстно верю в роль искусства и культуры, в сближение народов и культурную дипломатию", - подчеркнула она. Фелдмэн также подтвердила, что рассматривает культурные обмены как часть своей новой работы. Директор галереи осведомлена о том, что обмен выставками между музеями России и США заморожен с 2010 года из-за так называемого дела библиотеки Шнеерсона. Российские музеи были вынуждены отказаться от участия в выставках на территории США из-за отсутствия защиты от претензий третьих лиц в американских судах. В ответ американские музеи приняли аналогичные решения. Фелдмэн заверила, что лично будет прилагать такие усилия для урегулирования сложившейся ситуации и возобновления обменов выставками между США и Россией, которые сочтет необходимыми американское музейное сообщество. "Мы, безусловно, будем настолько активны, насколько этого будут требовать участники нашей сферы деятельности", - заявила Фелдмэн. "Как вы, наверное, знаете, [американо-канадско-мексиканская] Ассоциация директоров художественных музеев (АДХМ) напряженно работала над решением этого вопроса. Я была президентом АДХМ в период 2010-2011 годов, так что находилась в самом центре событий, когда они начали происходить. Теперь я в совет директоров АДХМ не вхожу, поэтому не столь активно занимаюсь этой проблемой, но, разумеется, настроена на сотрудничество с коллегами из музеев со всех уголков США и буду работать с ними в любом запрошенном ими качестве", - добавила специалист. Впрочем, прогнозировать, какими именно могут быть ее дальнейшие шаги в этой сфере, Фелдмэн не стала. "Конкретно ничего сказать не могу. Могу только обратить ваше внимание на свои прежние действия в этой области, когда я работала в интересах нашего профессионального сообщества и АДХМ. Но придется подождать начала работы в галерее, чтобы посмотреть, какими станут мои ключевые приоритеты", - отметила директор. Взаимодействие с россиянами Фелдмэн напомнила, что в Миннеаполисе (штат Миннесота) с 2002 года существует Музей русского искусства. "Фантастический музей. Прежний директор - Владимир [фон Цуриков] только недавно ушел. У нас были близкие отношения, они [фон Цуриков и его коллеги] часто организовывали поездки в Миннеаполис российских исследователей и специалистов по музейному делу, и мы с ними делали совместные проекты", - сказала Фелдмэн. Также она уточнила, что первый опыт непосредственного знакомства с Россией получила еще 37 лет назад - в 1981 году во время поездки по железной дороге от вокзала "Виктория" в Лондоне до Гонконга. "От Москвы до Пекина я ехала по Транссибирской магистрали. Мне очень понравилось, хотя у меня был небольшой кризис. Мой спутник отстал от поезда в Перми: он сошел с поезда в поисках воды, и состав ушел без него", - рассказала Фелдмэн. "Однако это оказался настолько волшебный [опыт], что я влюбилась в Россию и не открыла ни одну книгу [за все время поездки]. Все это время я смотрела в окно и беседовала с людьми, для меня это стало по-настоящему запоминающимся и чудесным эпизодом", - призналась американка. Международное сотрудничество Раскрывать свои рабочие планы на новой должности Фелдмэн отказалась, сославшись на необходимость собрать больше информации о новом месте работы и задачах, которые будут стоять перед нею. Однако она подтвердила, что настроена на изучение возможностей расширения сотрудничества Национальной художественной галереи США с музеями в других странах, в том числе перспектив увеличения числа совместно организуемых выставок. "Я, конечно, настроена на изучение возможностей взаимодействия Национальной художественной галереи с иностранными партнерами. Здесь, в ИИМ, я работала со многими такими институтами по всему миру. И мне кажется, что есть огромная благоприятная возможность ведения такой работы в Национальной художественной галерее. Безусловно, у галереи длинный послужной список международного взаимодействия, и я не пытаюсь намекать на то, что тут и имеется в виду нечто новое", - указала специалист. "Однако новым является нынешний глобализованный мир, в котором мы живем. Я буду думать над тем, что означает взаимодействие в качестве глобального института в нашем глобализованном мире. Это, само собой, может включать проведение выставок. Однако речь, возможно, пойдет и о цифровых проектах, обмене участниками стипендиальных программ и знаниями, тут есть много возможностей", - убеждена Фелдмэн. Дело не только в числах Комментируя высказывания президента Национальной художественной галереи, члена попечительского совета Фредерика Байники о необходимости увеличивать показатели посещаемости, Фелдмэн выразила уверенность в том, что "дело не только в числах". "Дело еще и в качестве [получаемого посетителями] опыта, в том, какое воздействие это оказывает на жизнь людей. И мы, конечно, должны быть прежде всего образовательным ресурсом. Но мы также должны стимулировать любопытство. Я хочу быть уверена, что после посещения Национальной художественной галереи люди еще и обращаются к книгам, интернету, хотят получить дополнительные знания относительно тех тем, которые их интересуют", - пояснила эксперт. "Я, безусловно, воодушевлена текущим уровнем посещаемости галереи. По этому показателю она занимает второе место среди художественных музеев в стране. Это экстраординарно, доказывает и то, что персонал прекрасно работает, и то, что у музея невероятное собрание [экспонатов]", - заявила Фелдмэн. В Национальной художественной галерее США хранится ряд шедевров, украшавших в прошлом залы Эрмитажа и распроданных после революции советскими властями. Согласно официальной информации галереи, речь идет в общей сложности о 21 полотне, среди которых, в частности, работы Рафаэля, Рембрандта, Тициана. Новые технологии и современное искусство Затронув проблематику применения новых технологий в музейном деле, Фелдмэн предположила, что "цифровой мир" позволяет экспертам в этой сфере работать "лучше и качественнее". "На мой взгляд, технологии играют важную роль в художественных музеях. Мне кажется, цифровые технологии расширяют [опыт знакомства с искусством], но не отвлекают внимание. На этот счет я совершенно не беспокоюсь", - отметила директор. По словам Фелдмэн, в новом качестве она собирается активно взаимодействовать также с современными деятелями искусства. "Определенно, в Национальной художественной галерее я бы хотела работать с художниками из числа наших современников, искать дополнительные пути их включения в работу этой организации", - сообщила эксперт.