Авторское право рождает чудовищ
В России стартовал Год театра. На ведущих сценах столицы прошли премьеры - «Обломов» - в театре имени Владимира Маяковского, «Макбет» - в театре На Малой Бронной, «Ромео и Джульетта» - в театре Луны. А в некоторых любимых москвичами театрах, таких как Московский театр музыки и поэзии Елены Камбуровой, премьеры были отменены из-за разногласий с авторами произведений или наследниками. Авторское право в России так тщательно защищает интересы обладателей, и вокруг него - стаи ушлых адвокатов и юристов, которые придумывают поводы для возбуждения судебных процессов по поводу того, что театры не хотят связываться с современными текстами. Между прочим, куда проще получить права знаменитых западных писателей, чем своих же соотечественников. Наши авторы хотят больше денег. Еще больше. Порой баснословных денег, которых нет у театров или которые театры платить не намерены принципиально, потому что не считают правильным транжирить государственные деньги не по назначению. Академический театр имени Евгения Вахтангова к 95-летию легендарного артиста Владимира Этуша поставил пьесу Надежды Птушкиной «Пока она умирала» - «Бенефис». Владимир Абрамович сам выбрал ее по совету своего друга - выдающего деятеля театра Бориса Поюровского. Этуш осуществил давнюю мечту - сыграть женщину. Автор пьесы Надежда Птушкина была на премьере, аплодировала создателям спектакля и Владимиру Этушу, фотографировалась с ним после премьеры, а через два года, в конце декабря этого года, ее адвокаты заявили на суде, что «Птушкиной не было на премьере, что она не давала разрешения показывать телеверсию спектакля на канале «Культура». Театр Вахтангова выиграл судебный процесс, доказав, что авторские права не были нарушены, что у Надежды Птушкиной не было оснований требовать еще пять миллионов рублей за показ на канале «Культура» спектакля «Бенефис», что автор и сама видела спектакль, и видели его многочисленные друзья и родственники Птушкиной. Директор театра Вахтангова Кирилл Крок опубликовал на своей странице в социальной сети пост о том, что «адвокаты Надежды Птушкиной, угрожая судом, требовали у театра еще пять миллионов рублей за показ спектакля на канале «Культура»: - За каждый показанный спектакль театр исправно, в течение 2017 и 2018 годов платил немалые авторские отчисления автору, что сумма, полученная за два года, составила несколько миллионов рублей. Летом 2017 года, после показа спектакля по ТВ «Культура», мне позвонил адвокат Надежды Михайловны Птушкиной и предложил, если мы не хотим встретиться в суде, выплатить в пользу автора еще пять миллионов рублей или обещал запретить играть спектакль, якобы за незаконную съемку спектакля и ее показ по ТВ, без разрешения автора. Перед началом постановки мы подписали с автором договор, в котором была прописано и создание телевизионной версии, - объяснил Кирилл Крок. Согласно договору автор мог бы запретить пьесу, если бы был нарушен хотя бы один его пункт. А если бы Птушкиной не понравился спектакль, она бы могла отозвать авторские права. Но в суде автор заявила, что « к спектаклю у нее нет претензий». Опытный театр с крепкой командой руководителей составил грамотный договор об авторских правах с Надеждой Птушкиной, и работа великого артиста сцены Владимира Этуша - не пропала. Кто бы сейчас знал Птушкину, если бы не этот спектакль «Бенефис», который стал событием театрального мира Москвы? Советского композитора Валерия Гаврилина, к сожалению, не смогут узнать и полюбить тысячи молодых зрителей театра Елены Камбуровой, потому что вдова композитора запретила выход спектакля «Русская тетрадь, или приходите в понедельник» из-за творческих разногласий с театром. Руководство театра пустило на самотек вопрос авторских прав и столкнулось с непреодолимым препятствием - запрещением постановки. Результат плачевный - хороший спектакль Кирилла Вытоптова не дошел до публики. Как и не дошла талантливейшая постановка Александра Огарева пьесы Василия Сигарева «Каренин». Огарев поставил спектакль в рамках некоммерческого фестиваля (это разрешено без авторских прав), и тот, кто его видел однозначно говорит: « Шедевр». Многие из счастливчиков, посмотревших спектакль «Каренин», плакали. Когда зашла речь об авторских правах, необходимых для показа с билетами, Василий Сигарев запросил настолько дорогой гонорар, что театр «Школа Драматического Искусства» развел руками: таких денег у сугубо бюджетного театра нет. Что делать: хозяин -барин. Советские классики продают авторские права на произведения за разумные деньги и часто разрешают дебютантам ставить бесплатно. Один из таких авторов - Леонид Зорин. Театру Вахтангову было проще поставить «Варшавскую мелодию» Зорина, написанную специальную для Симоновской сцены театра, но Этуш захотел пьесу Птушкиной, и театр пошел на все, чтобы реализовать мечту любимого народом артиста. Но почему зачастую авторы не знают меры в гонорарах?