Выставки недели: выбор «Артгида». Январь 2019
Арт-эксперимент. Чудо света Музей современного искусства «Гараж» до 13 января 2019 В этом году интерактивный проект «Арт-эксперимент» посвящен фотографии и технологиям, которые сделали ее появление возможным. Прогуливаясь по музею, зрители знакомятся с устройством первых фотокамер с помощью анимационного фильма «Чудо света» от художника и режиссера Даниила Зинченко, заглядывают внутрь камеры-обскура (инсталляция «Платонический обскурантизм» архитектора Кирилла Асса) и пробуют самостоятельно соорудить пинхол-камеру, то есть фотоаппарат без объектива. Также в программе — посещение фотолаборатории с красным светом, освоение придуманной дадаистами техники фотограммы и еще множество экспериментов, результаты которых каждый сможет забрать с собой домой. [Подробнее] Пабло Пикассо. Материнство. Фонтенбло, лето 1921. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид. © Succession Picasso 2018 Пикассо & Хохлова Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина до 3 февраля 2019 Ольга Хохлова познакомилась с Пабло Пикассо весной 1917 года в Риме, где антреприза Сергея Дягилева готовила к постановке балет «Парад». Она была первой официальной женой и главной моделью художника, с именем которой связан неоклассический период в его творчестве (как известно, Хохлова хотела «узнавать себя на портретах»). Они были вместе до тех пор, пока Пикассо не пресытился семейным благополучием и не увлекся в 1926 году 17-летней Мари-Терез Вальтер. Впервые выставка, посвященная Хохловой, прошла в парижском Музее Пикассо в прошлом году. Экспозицию в Москве дополняют вещи из фондов Пушкинского музея, которые Ольга Хохлова пересылала своим родственникам в Россию в 1920-е годы, и архивные материалы из фонда FABA. [Подробнее] Михаил Ларионов. Петух (лучистый этюд). 1912. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Михаил Ларионов Новая Третьяковка до 20 января 2019 На карте русского авангарда Михаил Ларионов занимает особое место как изобретатель лучизма — первого в России опыта беспредметной живописи. Кроме того, вместе с Наталией Гончаровой он привил русскому искусству интерес к детскому рисунку, примитиву, иконе и каллиграфии. Однако искусство Ларионова важнее и шире лучизма как теории. Ретроспектива в Третьяковской галерее включила в себя произведения, отражающие творчество художника в полном объеме, — от раннего неопримитивизма до позднего «реализма», к которому Ларионов пришел во Франции. Всего в экспозицию вошло около 500 экспонатов, многие из которых выставляются в России впервые. [Подробнее] Жак Липшиц. Мужчина, опирающийся на локти. 1925. Бронза. Marlborough Gallery, Inc., Нью-Йорк Жак Липшиц. Ретроспектива Московский музей современного искусства на Петровке до 3 марта 2019 Жак Липшиц (1891–1973) — скульптор и яркий представитель «парижской школы», близкий друг Амедео Модильяни и Хаима Сутина, приятель Пабло Пикассо. Липшиц родился в русско-еврейской семье, подростком перебрался в Париж, где вскоре перекодировал принципы кубизма под собственную практику. Когда Франция была оккупирована, скульптор с женой переехал в США, тяжело переживая трагедию европейского еврейства. Среди наиболее пронзительных его работ военных и послевоенных лет — «Молитва», изображающая старика, совершающего обряд капарот, «Скиталец» — фигура со вспоротым животом и «Чудо» — скульптура, выполненная Липшицем в честь провозглашения независимости Израиля. Кроме того, известность получили сделанные им бюсты Жана Кокто, Гертруды Стайн и Коко Шанель. [Подробнее] Виктор Пивоваров. Воскресное рисование. Из альбома «Действующие лица». 1996. Бумага, акварель, тушь, белила. Частное собрание. © Виктор Пивоваров Виктор Пивоваров. Московский альбом Мультимедиа Арт Музей до 3 февраля 2019 Виктор Пивоваров — один из важнейших московских концептуалистов, работающий в жанре альбома — иллюстрированного издания или цикла рисунков, в котором художественные работы автора сопровождаются комментариями и рассуждениями. Сам художник писал, что его «альбомы соединяли в себе элементы театрального представления, фильма и литературного произведения, оставаясь при этом в рамках изобразительного искусства». В Мультимедиа Арт Музее показывают работы автора из альбомов «Флоренция», «Действующие лица» и других известных серий. [Подробнее] Георгий Нисский. Над снегами. 1964. Courtesy Институт русского реалистического искусства Георгий Нисский. Горизонты Институт русского реалистического искусства до 27 января 2019 Разбегающиеся железнодорожные пути, пустующие аэродромы и причалы — индустриальный пейзаж был излюбленным жанром Георгия Нисского (1903–1987), члена «Общества станковистов» (ОСТ), приятеля и ученика Александра Дейнеки. Он романтизировал скорость, технический прогресс, шум крупных городов. В его живописи монументальный размах соединялся с лаконичностью выразительных средств, что сделало его одним из самых популярных авторов 1950–1970-х. Выставка в ИРРИ — крупнейший проект, посвященный Нисскому. О становлении стиля художника здесь рассказывают с помощью произведений Архипа Куинджи, Павла Кузнецова, Александра Дейнеки и других авторов. [Подробнее] Пьеро делла Франческа. Портрет мальчика (Гвидобальдо да Монтефельтро?). Около 1483. Национальный музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. © Museo Nacional Thyssen-Bornemisza, Madrid, 2018 Пьеро делла Франческа Государственный Эрмитаж до 10 марта 2019 Выдающийся мастер раннего итальянского Ренессанса Пьеро делла Франческа (1420–1492) внес вклад в перспективное построение композиции, занимался разработкой светотени и был одним из реформаторов портрета эпохи Возрождения. Художник знаменит по преимуществу фресками, сохранившимися в разных городах Италии. Но были среди его работ и картины, дошедшие до нас общим числом в несколько десятков. Одиннадцать произведений приехали на выставку в Эрмитаж. В музеях России работ делла Франчески нет, и экспозиция дает редкую возможность вживую увидеть шедевры вроде «Мадонны Сенигаллии» и «Полиптиха Святого Антония. Благовещение». [Подробнее] Алиса Порет. Прогулка Карла Маркса и Генриха Гейне. 1960. Холст, масло. Частное собрание, Москва Карл Маркс навсегда? Государственный Русский музей до 14 января 2019 До свершения Октябрьской революции Маркс не дожил, в России не бывал и в возможность построения коммунизма в отдельно взятой стране, как известно, не верил. После «большевистского переворота» его образ стал основой иконографии советского агитпропа, социалистического реализма и декоративно-прикладного искусства, а позже, преображенный иронией искусства неофициального, проник в эстетику представителей соц-арта и пр. На выставке зрители смогут увидеть множество инкарнаций одного из крупнейших мыслителей конца XIX столетия: с почти монументальной серьезностью вылепленного Анной Голубкиной, прогуливающегося с Гейне на картине Алисы Порет и беседующего с Микки Маусом в версии Леонида Сокова. [Подробнее] Егор Крафт. The New Colour. Courtesy Anna Nova Gallery Егор Крафт. ÁKKTA Anna Nova Art Gallery до 2 февраля 2019 Главные проекты последних лет интердисциплинарного художника. Егор Крафт побуждает зрителей не только созерцать современное искусство, но и размышлять на актуальные темы идентичности, биотехнологии, искусственного интеллекта, хаоса и порядка в век новых медиа. Это первая персональная выставка художника в галерее: здесь можно увидеть как экспонировавшиеся ранее на международных площадках проекты Air Kiss, The New Colour, Kickback, так и абсолютно новые работы из текущего проекта Content Aware Studies. [Подробнее] Паша 183. Очки. Courtesy Музей стрит-арта Паша 183. Ретроспектива Музей стрит-арта до 28 февраля 2019 Большая ретроспективная выставка самого известного русского уличного художника проходит в Музее стрит-арта. Несмотря на то, что многие работы Паши 183 утрачены (Павел Пухов умер в возрасте 29 лет в 2013 году), на выставке представлен весь срез его творчества: холсты, видео, трафареты, арт-объекты, реконструкции инсталляций. Зрители могут увидеть знаменитую «Аленку», нереализованную при жизни инсталляцию «Выход найден», воссозданную комнату художника с его личными вещами — всего около 70 работ. [Подробнее]