На Казанском открыли выставку истории железнодорожных вокзалов
В Царской башне Казанского вокзала открылась выставка, посвященная истории железнодорожных вокзалов. Главной темой экспозиции стали станции — не только те, что существуют сегодня, но и те, чья история уже закончилась или даже еще не началась. Генеральным партнером проекта с говорящим названием «Станция Россия» выступило РЖД. В основу выставки легли кадры художественной хроники, рисунки, макеты, яркие артефакты развития одного из самых главных проектов в развитии транспортной инфраструктуры страны. Без него наша история могла бы быть совсем иной: как справедливо отметили организаторы выставки, железная дорога служила и еще долго будет служить инструментом покорения бескрайнего русского пространства. Подготовленная галереями «Триумф» и «Царская башня» экспозиция задержится на вокзале на три месяца, после чего, скорее всего, отправится в Петербург и Казань. В Россию она прибыла из Венеции, где выставлялась в рамках 16-й Международной архитектурной биеннале, прошедшей под знаком «Свободного пространства» (FreeSpace). Заданная тема сразу нашла у российской стороны нужную концепцию и определила направленность экспонатов. По словам авторов проекта, вокзалы обладают гигантским потенциалом, а территории вокруг них в скором времени останутся единственным свободным пространством мегаполисов. Экспозиция «Станция Россия», куратором которой стал российский историк архитектуры, комиссар павильона России на Венецианской биеннале Семен Михайловский, разделена на пять частей, в каждой из которых особое внимание уделено звуковым инсталляциям и мультимедиа. Так, в разделе «Введение в географию» посетители знакомятся с видео, подготовленным группой «TanatosBanionis, 21», в нем рассказывается о разрастающихся городах и развитии железных дорог — кровеносной системы российской территории. Здесь же можно увидеть съемки наиболее ярких с архитектурной точки зрения зданий российских и советских вокзалов. Раздел «Проектное депо» — это экспозиция, в которой собраны старые и современные фотографии вокзалов и их пассажиров, кадры с камер наблюдения и макеты вокзальных зданий. Центральное место занимает макет Павловского вокзала, конечной станции самой первой в Российской империи Царскосельской железной дороги. Но для истории это не просто старейший вокзал, который, к сожалению, был разрушен в войну и до сих пор, несмотря на все потуги, не восстановлен. В XIX-XX веках это был главный концертный зал под Петербургом. На этом «воксале» (откуда и пошло само название станционных помещений) давали концерты симфонические оркестры, дирижировал Иоганн Штраус-младший, звучал голос Федора Шаляпина. Это был настоящий культурный центр, задававший среди знати моду на железнодорожные поездки. Также в разделе современности «Проектного депо» можно ознакомиться с макетом вокзала Олимпийского парка в Сочи. Он был построен по проекту «Бюро 44» к зимним Олимпийским играм 2014 года как основной транспортно-пересадочный узел и стал визитной карточкой Сочи. Вокзал имеет форму птицы — его здание напоминает туловище с огромными крыльями, хотя с земли это не так заметно, как на макете. Для команды архитекторов из «Бюро 44» этот проект стал огромным профессиональным вызовом. И дело не только и не столько в статусе самого объекта (специалисты фактически должны были создать «ворота» Олимпиады), сколько в сжатых сроках, за которые предстояло его реализовать. Но современный объект, отвечающий всем инфраструктурным и экологическим требованиям, появился вовремя. В разделе современности также представлены и еще не воплощенные в жизнь проекты. Точнее, их наброски. Рисунки архитектора «Метрогипротранса» Николая Шумакова демонстрируют образ вокзалов в Чебоксарах и Казани, которые должны стать частью высокоскоростной магистрали Москва — Казань. Начало строительство ВСМ запланировано на следующий год, но разработка проекта, в том числе и вокзальных зданий, началась давно. По словам Шумакова, дизайн будущих железнодорожных хабов должен символизировать реактивную скорость — ведь предполагается, что поезда смогут разгоняться до 400 километров в час. Поэтому автор предполагает оформить вокзалы в космическом стиле, что уже вызвало немало споров в архитектурной среде. Еще один раздел выставки («Зал ожидания будущего») посвящен современной трансформации главной вокзальной территории Москвы — площади трех вокзалов. Свои архитектурные решения представили студии Citizenstudio («Горожане») и Studio 911. Первый вариант развития площади — «Поглощение». Он предполагает тотальное уплотнение и поглощение свободного пространства, вертикальный рост. Второй вариант развития — «Сакрализация» — это максимальное озеленение свободных пространств, ранее занятых транспортной инфраструктурой. Согласно новому решению, территория может превратиться в зеленый каркас, выполняющий не только рекреационную, но и связующую роль. Однако первый проект считается более реалистичным, так как процесс девелопмента территорий в Москве идет уже давно. Там же художник галереи «Триумф», соорганизатор выставки Анатолий Акуе представил огромную настенную живопись — граффити, своего рода декорацию, промелькнувшую в окне поезда. Наблюдению из окна поезда посвящена короткометражка «Семь дней за семь минут» (7'), снятая молодым московским режиссером Даниилом Зинченко. В основу проекта легло его личное путешествие через всю страну на встречу с дедом, живущим во Владивостоке. Фильм стал частью раздела «Преодолевая свободное пространство». Завершает экспозицию раздел «Камера хранения», помещение которого с двух сторон заполнено ячейками с артефактами и инсталляцией из забытых и потерянных чемоданов. Экспозиция наверняка найдет своего зрителя. Вообще, выставки и даже концерты на Казанском вокзале — не редкость: его здание подверглось реставрации позже остальных и уже стало популярным местом для модных показов, концертов и других мероприятий. Но это событие обещает стать особенным: выставка, посвященная вокзалам, проводится в здании самого вокзала, рядом с залом ожидания, откуда доносятся объявления по громкой связи и голоса проходящих пассажиров. Возможно, именно поэтому экспозиция смотрится не просто уместно, а крайне органично. И даже футуристические эскизы и макеты воспринимаются как нечто весьма реалистичное, что легко может воплотиться в жизнь. История развития российских железных дорог — прямое тому доказательство.