За три дня на семинарах сделали полугодовую работу!
О своих впечатлениях от учебы и о том, насколько оправдались ожидания от занятий, обе стороны рассказали "Ревизору.ру". Дмитрий Бак во время семинара. Дмитрий Петрович Бак, литературовед, литературный критик, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, руководитель семинара критики: - Система творческого образования – это детище соцреализма. Она началась с 1920 года, когда на съезде РКСМ Владимир Ильич провозгласил, что надо учиться коммунизму, так как неграмотные не могут создать новую культуру. Поэтому возникли Литературный институт, литературные курсы. На смену этой системе в последние лет 10 резко приходит коучинг, когда опытный специалист научает определенным приемам менее опытных. Не во всех творческих специализациях он работает одинаково хорошо. Но критика – это идеальный случай для "коучинга", потому что она - предмет весьма технологизируемый. В нашем проекта стерты грани между уровнем мастеров и уровнем обучающихся у нас. Абсолютное большинство семинаристов – это опытные люди, имеющие за плечами ряд работ. Деятельность семинара критики – это, скорее, коллективное обсуждение, а даже не коучинг. Это очень важно. Мое первое предложение к участникам семинара было - взять особый тон разговора: диалога, беспристрастного, резкого, если нужно, без амикошонства и "приглаживания". И оно оправдалось: очень продуктивный семинар получился. Руководители семинара прозы № 2 Анатолий Курчаткин и Виктория Лебедева. Анатолий Николаевич Курчаткин, автор почти 20 книг – романов и сборников повестей и рассказов, руководитель семинара прозы № 2. - Семинар прошел хорошо, интересно. Самый главный вопрос, который всегда в таких случаях поднимается – а можно ли научить писать? Ответ один: научить писать "с нуля" невозможно. Потому что если человек не умеет писать, он должен научиться складывать "а", "б", "в" в слова и предложения, потом выражать свои мысли. У художественно одаренного человека есть потребность свои мысли и чувства выражать, отражать окружающий мир. Того, кто уже это делает, можно научить писать выразительнее, чтобы было интересно другому. Вот этому уже научиться можно, что и делалось во все времена, начиная с Гомера. Мы знаем об античных школах философов. Древние гуляли в священной роще, разговаривали и учились мыслить. Тот, кто это делал лучше, учил других, которые мыслили не так совершенно. То же самое всегда происходило с художественным творчеством: люди учились друг у друга во всех жанрах – литературе, живописи, музыке. Недаром прижилось понятие "художник такой-то школы". Литературные школы сегодня есть во всем мире. В американских университетах есть даже платные литературные факультативы. Все по такой же схеме, как и у нас, только в нашем случае эти семинары всегда бесплатны. И еще: Совещания молодых писателей удается проводить СП Москвы раз в год. Но в эти 3-4 дня у нас идут очень интенсивные занятия и разборы произведений. Мы практически за три дня делаем полугодовую работу университета. В этом семинаре обсудили 12 человек. Если каждому из них неделю факультатив вести, получится 12 недель - 3 месяца! Насыщенный курс. И, так как я уже много лет веду наши семинары, могу сказать, что из них не один писатель вышел. Что далеко ходить за примером! Мой сегодняшний соруководитель Илья Кочергин в начале "нулевых" был моим студентом. Сейчас он известный писатель. Наша школа, можно сказать, пополнение союза писателей, поэтому мы работаем с уже сформировавшимися авторами, имеющими талант и умеющими его воплощать в жизнь, а не с теми, которые только взялись за перо и которым надо преподавать азы. Александр Переверзин Александр Переверзин, поэт, главный редактор издательства "Воймега", специализирующегося на выпуске поэтических книг, руководитель семинара поэзии. - Семинар прекрасный! Собрались молодые люди разной степени способностей и таланта, но все хотят заниматься литературой, все хотят писать и добиваться в этом деле успехов. В нашем семинаре было 16 человек. На поэзию был самый большой конкурс - 127 человек, и вот поэтическому семинару дали больше мест, чем прочим. В ходе отбора мы принципиально отсеивали людей, которые постоянно ездят на такие семинары, публикуются во всех толстых журналах, имеют книгу, а то и не одну: звали людей, которые либо совсем молоды, либо еще не имеют серьезных публикаций. Я опасался, что уровень семинара от этого может "просесть". Наоборот – это сделало уровень семинара высоким. К нам приехали молодые люди от 18 до 32 лет, средний возраст семинара – 24-25 лет. Все они только тем отличаются от "заслуженных" поэтов, что у них меньше книг, а в остальном они так же талантливы. У нас были участники из Нижнего Новгорода, из Твери, из Челябинска, из Смоленска – Антон Азаренков, прекрасный филолог и хороший поэт, уже публиковался в "Знамени". География семинара обширная, и меня по-хорошему удивила степень филологической подготовки людей. Практически каждый может компетентно говорить о стихах. Все семинаристы на равных участвовали в обсуждениях. Елена Исаева (в центре, в черном) в ходе работы семинара критики. Елена Исаева, сценарист, драматург, автор семи книг стихов и двух сборников пьес, участник 30 сценарных проектов, руководитель семинара кинодраматургии. - Выездное заседание гораздо лучше, чем заседание в Москве, потому что дает полное круглосуточное погружение. Даже когда семинары кончаются, все равно ребята совещаются, обсуждают профессиональные темы: во время обеда, ужина, в свободные часы. Важно, что молодые люди общаются: эти связи надолго сохраняются, они находят себе друзей, единомышленников в работе на долгие годы. В драматургии и особенно кинодраматургии сейчас важна команда, потому так значимо, когда ты встречаешь человека, способного войти в твою команду. Если у человека есть талант, драматургическое мышление, научить его в формате выездного заседания можно. Теорию драмы можно преподать за полчаса. Другое дело, как человек ее будет применять на практике. Если человек восприимчив, то нескольких дней хватит. Я думаю, что это очень полезно – тренинг постоянный, стресс в хорошем смысле творческий, когда все работают на всех. Иногда от таких семинаров больше пользы, чем от многогодичного обучения. В этом году была особенность: больше пришло на конкурс жанровых сценариев: фэнтези, антиутопий, мистических триллеров - видимо, молодые сценаристы "уловили" зрительский запрос. С жанровыми сценариями интересно разбираться. Конечно, Голливуд мы не догоним по эффектным съемкам, но в России тоже есть профессионалы, способные работать в "жанре", причем с нашими русскими реалиями. У нас в этом году была интересная работа Марты Райцес – авторское кино про пожилую женщину, что редкость, потому что в основном молодежь пишет о ровесниках. Старость – это время исчезания. Когда человек в юном возрасте пытается эту драму исчезания показать, осознать проблемы и кризис человека уходящего, заглядывает туда, куда глядеть в принципе не хочется, это мужественный поступок и серьезная работа. Александр Железцов (слева) и Родион Белецкий, руководители семинара драматургии. Александр Железцов, драматург, автор пьес, идущих в театрах Санкт-Петербурга, Пензы, Мурманска, руководитель семинара драмы. - На семинаре я увидел две пьесы, которые мне понравились очень, просто очень. Какие – не скажу. Я не думаю, что они пойдут пожаром по стране. Скорее, то, что пойдет пожаром по стране, не будет иметь отношения к театру. Но, тем не менее, пьесы надо продолжать писать. У нас, как ни странно, оказалось, что есть жанровый продукт. Есть большой блок пьес, которые пишутся исключительно для участия в фестивалях. Они как бы и хорошие, но совершенно не рассчитаны на театр. У нас на семинаре отстаивалась простая мысль, что драматург должен писать для театра, преодолевая давнее расхождение между театром и современной драматургией. Подозреваю, что какое-то количество мыслей в голове у наших семинаристов закрутилось. С чем я их и поздравляю. Анна Гейжан и Родион Белецкий на занятиях. Анна Гейжан, сценарист, драматург, ассистент семинара драматургии. - Очень здорово, что семинары "выехали" из Москвы на три дня – сразу несколько новых возможностей открылось. Когда мы занимаемся в городе по несколько часов в день, а люди прибегают к нам прямо с работы, обсуждения выходят скомканные, мы что-то не успеваем. А сейчас мы можем полноценно поработать над текстами. А второй позитивный момент – что мы получили новый состав участников, "новую кровь" с приезжими, которые раньше не могли себе этого позволить. В нашем семинаре очень мало москвичей и много иногородних. К нам подали заявки те люди, которые раньше даже не рисковали этого делать, понимая, что не смогут приехать. В итоге у нас три открытия семинара: Леша Синяев из Екатеринбурга, ученик Николая Коляды, Леша Еньшин, тоже из Екатеринбурга, и Леша Макейчик из Белоруссии. Семинар "соединил" театральные школы и практики разных городов: Екатеринбурга, Петербурга, Москвы, Белоруссии. Так как наш проект называется "Путь в литературу", он дает возможность не только чему-либо научиться, но и проложить свой путь, заявить о себе другим семинаристам и руководителям, получить новые знакомства и связи, войти в мир, где раньше не был. Коммуникация – очень важная функция. Юлия Рудченко (участник семинар критики). - На торжественном собрании императорского Санкт-Петербургского университета в 1842 году Виссарион Григорьевич сказал: "Теперь все подлежит критике, даже сама критика". В этом были уверены все участники нашего семинара. Критические статьи коллег беспощадно рецензировались, но обошлось без литературного мордобития. Состав был смешанный. И взгляды коллег на критику, что такое "она есмь", также разнились. Вопрос жанров критики до сих пор открыт. Может ли "рекомендательная критика" претендовать на глубину, серьезность и аналитичность? А критика в блого-формате – это "неприличное" явление или всего лишь смена угла зрения? Обо всем этом мы говорили с руководителями. Пока есть то, на чем можно строить миропонимание, быть слышимым и услышанным из края в край, то критик и критика еще долго жить будут. Василий Нацентов на слэме поэтов и прозаиков. Василий Нацентов (участник семинара поэзии). - В последние несколько лет стараюсь так или иначе присутствовать в литературном процессе, потому на семинарах Союза писателей Москвы я не первый раз. Реально важных и интересных семинаров сегодня не так много: как правило, они или довольно "общие", или "тусовочные". Здешний семинар – дело другое. Для меня он не только общение с себе подобными и прицельный разговор о современной литературе, но и каждый раз принципиально иной взгляд на собственную поэтику. А новый формат, когда молодые писатели четыре дня жили в пансионате, сделал семинар значимым событием для каждого из нас. Илья Лебедев (участник семинара прозы № 2). - Я был участником семинара под руководством Анатолия Курчаткина, Ильи Кочергина и Виктории Лебедевой. У меня впечатления от семинара самые положительные. Уровень участников, на мой взгляд, был исключительно высок – я с таким не сталкивался ни на одном другом мероприятии для молодых авторов. Получилась действительная полезная работа с настоящими коллегами. Многих из них я рассчитываю не терять из виду, чтобы совещаться уже вне семинара. Новый выездной формат пошёл семинарам на пользу – просто потому, что дал возможность участникам общаться в кулуарах. Организаторы сделали всё безупречно. Илья Кочергин на открытии семинаров. Дмитрий Ретих (участник семинара кинодраматургии). - Как кто-то верно заметил, писатель – существо одинокое. А молодой писатель – существо одинокое и к тому же растерянное. Поэтому семинары просто необходимы молодым авторам для самоидентификации, для понимания того, что они присутствуют в процессе среди таких же живых людей. Вне зависимости от того, какую оценку своего творчества получает автор, он должен сделать правильные выводы и продолжить свой труд. Лично мне семинары позволяют переформатировать восприятие, взглянуть на свои тексты под другим углом, обновиться. Выделить кого-то очень тяжело. Все мастера – высококлассные специалисты. Все участники очень талантливые ребята. Случайных людей тут не бывает. Тимур Боканча (семинар драматургии). - На семинар Союза писателей Москвы меня пригласили второй раз. Всегда очень трепетно то, что твой текст отбирают, видят в нём потенциал, и что с ним работают люди, которые "в теме". В работе ты набираешься опыта, получаешь новые знания, растёшь как литератор. Даже если получаешь хорошую взбучку, понимаешь, что не так с текстом. Бывает, что люди бросают писать, когда слышат критику. Я пока не бросил. Мне очень было приятно, что в этом сезоне я столкнулся с "колядовцами" из Екатеринбурга – там очень сильная драматургическая школа, - и ребятами из Минска. Нас разделяют тысячи километров, мы все разные, но при этом у нас много общего. Мне понравились тексты всех 10 участников семинара. Особенно тронула работа Ольги Ежовой "Тени и созвездия" - про актёра и драматурга: приятно удивило, что эта пьеса о дружбе – давно такой темы не встречал, чаще авторы пишут о любовных конфликтах. Очень благодарен организаторам за выезд в "Ершово". Тут сложилась особая атмосфера. Так получилось, что меня вырвала жизнь из этой поездки, дела позвали, один день выпал. Очень сожалел об этом – нарушилась непрерывность погружения в литературу.