In memoriam
Владимир Янкилевский (1938–2018) Владимир Янкилевский более, чем кто-либо еще из когорты нонконформистов, был склонен к метафизике. Художник утверждал, что прежде всего его интересует «человек на фоне вечности». Об этом свидетельствуют и названия его произведений — «Мы в мире», «Существо во Вселенной», «Исход». Он относится к числу авторов, чье становление происходило на рубеже 1950–1960-х. Первые уроки живописи он получил от отца, художника Бориса Янкилевского, который в свою очередь в 1920-е годы учился у Владимира Фаворского. Впоследствии образ отца, с которым Янкилевский так и не сумел найти общий язык, — ускользающий, часто не имеющий конкретных очертаний — не раз появится в творчестве художника, как будто снова и снова вовлекая его в несостоявшийся при жизни диалог. До поры его биография развивалась по общей для многих художников-шестидесятников схеме: полиграфический институт, занятия в студии Элия Белютина, печально известная выставка «30 лет МОСХ» в Манеже, где работам Янкилевского наравне с другими выставленными произведениями был вынесен суровый приговор генсека Никиты Хрущева — «мазня». После, чтобы заработать на жизнь, Янкилевский пробовал себя в качестве книжного и журнального художника. В тот период его работы уже пользовались успехом у коллекционеров, среди которых были Георгий Костаки и Нортон Додж. Одним из немногих значимых публичных событий в Москве стало для него участие в легендарной выставке 1975 года в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. В 1990 году Янкилевский переехал в Нью-Йорк, а в последние годы жил и работал в Париже. Художник месяц с небольшим не дожил до 80-летия и не дождался большой ретроспективы в ММОМА, которая состоялась весной 2018 года. Николай Силис. 1993. Фото: Виктор Великжанин/ТАСС Николай Силис (1928–2018) Николай Силис — сын репрессированного латышского стрелка и один из скульпторов-шестидесятников из группы «ЛеСС» (Лемпорт, Сидур и Силис), которая в 1954 году решилась на неслыханную дерзость и опубликовала в «Литературной газете» статью «Против монополии в скульптуре», спровоцировав небывалый доселе скандал. Как рассказывает сам Силис, со скульптурой он познакомился совершенно случайно, «когда провалил вступительные экзамены в институт на факультет живописи; был отчислен “по неспособности” и переведен на трехгодичное отделение подготовки мастеров по художественной обработке камня». С Вадимом Сидуром и Владимиром Лемпортом его свела Строгановка, но этот союз довольно быстро начал трещать по швам — до 1968 года их объединяла лишь общая мастерская. Затем Силис работал подмастерьем у Николая Томского и Евгения Вучетича. Сбросить цепи рабства, как метко выразился Лемпорт, и найти свой стиль ему удалось лишь в конце 1950-х. В 1957 году на выставке эстампа и скульптуры в Парке Горького он показал деревянную скульптуру «Юная», которая стала одним из первых фактурных и выразительных женских образов в его коллекции. Впоследствии полуабстрактные женские фигуры, выполненные в керамике, дереве или бронзе, станут фирменным знаком его творчества. Оскар Рабин. Оскар Рабин и Валентина Кропивницкая. 1965. Собрание Александра Кроника Оскар Рабин (1928–2018) Оскар Рабин обладал удивительной способностью наполнять лирикой неприглядный советский быт. Он жил в мире, который наиболее точно описал еще один лианозовец — поэт Ян Сатуновский: «Да, бедность, бедность; низость, гнилость бараков; серость, сырость смертная; и вечный страх». Атмосфера советского удушья была для Рабина частью повседневности, которая требовала нового смыслового наполнения. Скособоченные дома, мрачные пейзажи, куски серого неба, селедочные головы на газете в созданном художником мире породнились с голландским натюрмортом. Советская пресса видела в этом проявление «духовной убогости», сам Рабин — «бытовой символизм». В 1940-е художник занимался в студии Евгения Кропивницкого при Доме пионеров, а позже породнился с «советским стоиком», женившись на его дочери Валентине Кропивницкой. В 1950-е, после того, как его исключили из Суриковского института за «формализм», работал грузчиком на железной дороге. Начиная с 1958 года в бараке на окраине Москвы Рабин устраивал воскресные показы и поэтические чтения, постепенно становясь душой «лианозовской школы». Осенью 1974-го художник выступил одним из организаторов разогнанной властями «Бульдозерной выставки», а в 1977 году под давлением властей покинул СССР. Живопись «позднего» Рабина — это хроника повседневной жизни непарадных парижских улиц, которая, как утверждал сам художник, похожа на «лохмотья короля». Он скончался 7 ноября 2018 года во Флоренции накануне открытия своей выставки в итальянском филиале петербургского Института имени И.Е. Репина. Вячеслав Колейчук. Фото: Виктор Великжанин/ТАСС Вячеслав Колейчук (1941–2018) Вячеслав Колейчук сочетал множество амплуа: художник, архитектор, дизайнер, профессор Московского архитектурного института, создатель гравицапы и транклюкатора из фильма «Кин-дза-дза!». Советские кинеты, в отличие от остальных нонконформистов, вынужденных уйти в подполье, обладали невероятной творческой свободой, сочетая в своей практике любование технической эстетикой и служение научно-технической революции. Власть их искусство не запрещала, но и не сказать, чтобы особенно жаловала. Сегодня имя Колейчука, как правило, связывают с группой «Движение», в которой он состоял вместе со Львом Нусбергом и Франциско Инфанте-Араной. Она просуществовала с 1966 по 1967 год, но вскоре после ее распада пути художников разошлись. Колейчук был единственным теоретиком направления, последовательно работавшим над историей кинетизма, а потому особое место в его творчестве занимают книги и статьи («Мобильная архитектура», «Новые архитектурно-конструктивные структуры», «Кинетизм», «Моя азбука»). Одним из самых известных произведений Колейчука стал парящий над площадью Курчатовского института 13-метровый «Атом», который был создан в 1967 году в соавторстве с Мариной Колейчук и инженером Геннадием Рыконовым. Художник экспериментировал с оптическими иллюзиями, работал со звуком и создавал «инопланетные» музыкальные инструменты, а также отвечал за оформление советских павильонов на Всемирных выставках. Леонид Соков. Фото: Alexandra Lerman, 2009 Леонид Соков (1941–2018) Леонид Соков — главный трикстер советского неофициального искусства, который вслед за Виталием Комаром и Александром Меламидом исследовал советскую мифологию, сопрягая ее с американской массовой культурой и лубком. Его искусство зиждется на остроумной игре со знаками времени. Частью его игрушечного мира становились культовые или обиходные предметы: символы, эмблемы, атрибуты государственной власти и ее идолы. Соков учился в МСХШ, а затем — в Строгановке. Чтобы заработать на жизнь, лепил монументальные скульптуры животных для художественных комбинатов и оформлял детские площадки. Параллельно Соков все активнее погружался в стихию народного юмора — увлекся резной деревянной игрушкой, примерял на себя роль похабника и пересмешника. Однако, не желая идти на уступки и строить официальную «карьеру», художник эмигрировал. В новой стране он столкнулся с альтернативой одиозной советской мифологии — американской поп-культурой. Так в творчестве Сокова появились главные его персонажи — Ленин и шагающий ему навстречу человек Джакометти, Сталин, обнимающий Мэрилин Монро, а также доллар, соединившийся с молотом. «Я вынимал из снарядов советских бытовых символов детонатор агрессивности, превращая их в веселые объекты, похожие на народные игрушки», — объяснял художник. Хихус. Как я похудел на 21 грамм. 2014. Источник: mult.ru Павел Сухих (Хихус) (1968–2018) Хихус был легендой комиксного движения в России — художник, мультипликатор, активист, организатор фестивалей и педагог. Он рисовал комиксы для подростков из детских домов, объясняя им, как выстраивать жизнь после приюта, призывал уважать людей разной национальности и веры (серия «Респект»), был первым организатором и идеологом фестиваля комиксов «КомМиссия». Последний под присмотром Хихуса прошел путь от сабантуя для своих, который располагался в Зверевском центре, до масштабного городского события с приглашенными из-за рубежа знаменитостями. Первым комиксом, принесшим славу художнику, стала история «Красные башмачки» — современная вариация сказки Ганса Христиана Андерсена, которую он впоследствии анимировал. Хихус родился в СССР. В конце 1980-х уехал в Данию, а затем перебрался в Германию. В середине 1990-х он вернулся в Россию, влекомый идеей построить здесь новое свободное общества. Как художник рассказал в интервью «Радио Свобода», он чувствовал себя в те годы «прогрессором из Стругацких». Хихус также был первым арт-директором журнала «Афиша», основателем движения комиксистов «Люди мертвой рыбы» и детских лагерей «Будущее сегодня». Среди известных его работ — мультфильмы «Как я похудел на 21 грамм», «Человек в пенсне» и «Планета Хумра». Илья Лежава. Фото: Михаил Кричман Илья Лежава (1935–2018) Илья Лежава — профессор Московского архитектурного института и создатель НЭРа («Новый элемент расселения»), соратник Алексея Гутнова и один из родоначальников футуристического направления в градостроительстве. «У него было два уникальных качества — глаз и глас. Его внимательный и острый глаз позволял ему мгновенно и точно оценивать архитектурные проекты, находить в них главное и наносное, резко критиковать и щедро поощрять. Его голос появлялся в аудитории раньше его обладателя, он никогда не опускался до робкого шепота, он пробуждал и будоражил», — вспоминает архитектор Юрий Аввакумов. Лежава родился в семье архитекторов Георгия Ильича Лежавы и Марии Ильиничны Джандиери. В 1954 году поступил в Московский архитектурный институт, где в общей сложности провел более 50 лет. Сегодня его имя ассоциируется прежде всего с проектом НЭР, который был создан в СССР на рубеже 1950–1960-х и выставлялся на Миланской триеннале в 1968 году, и, конечно, с педагогической деятельностью. Среди учеников Лежавы — Павел Андреев, Михаил Белов, Владислав Кирпичев и многие другие. Владимир Яшке. Автопортрет. 1989. Источник: jaschke.ru Владимир Яшке (1948–2018) Владимир Яшке, известный прежде всего как один из «митьков», — потомок военных моряков. Он начал рисовать в Севастопольской детской художественной школе. Проучившись несколько лет в Московском полиграфическом институте, бросил учебу. В течение следующих десяти лет сменил множество профессий — Яшке довелось побыть художником-оформителем, грузчиком, матросом, спасателем, инструктором горного туризма, кочегаром, натурщиком и сторожем. Он жил в Севастополе, Одессе, Бахчисарае, Ялте, Херсоне, Архангельской области и в Москве. Лишь в 1976 году Яшке окончательно обосновался в Ленинграде и проникся андеграундной культурой. Несколько лет спустя он примкнул к творческому объединению «Митьки». Как живопись, так и поэзия Яшке пронизаны разбитным духом южных провинций. Недаром одной из главных героинь в его творчестве стала Зинаида Морковкина — рыжеволосая деваха, напоминающая одновременно танцовщиц Анри Тулуз-Лотрека и «Провинциальную франтиху» Михаила Ларионова.