Служить обществу. Истории театра на Алтае почти два с половиной века

На пороге календарного нового 2018 года, который в нашей стране объявлен Годом театра, корреспондент «АиФ-Алтай» беседует с замдиректора по научной работе ГМИЛИКА Еленой Огневой об истории становления театра на Алтае. «... для чего оный дом состоит» - Когда в Барнауле появился театр? В чём заключалась его нужность? - Точно датировать первые барнаульские спектакли пока не представляется возможным, но можно вполне утвердительно говорить о том, что они устраивались с 1760-х годов. Это были не просто эпизодические любительские постановки. Это была постоянная забота и потребность любителей театра. Показателен тот факт, что в Барнауле в 1776 г. было построено первое в Сибири и одно из первых в российской провинции специально возведённое для театра здание. Именовали его Театральным домом, а по аналогии со столичным екатерининским театром ещё называли Оперным домом. Как и столичный театр, наш Театральный дом стал «школой народной». Об этом прямо указывает запись в Книге ведомостей казённых строений Барнаульской горной конторы за 1780 г.: «Во оном производится разного звания молодым людям обучение или разговоры от светских гисторий, для чего оный дом только и состоит». Основной целью театра было просвещение барнаульского общества посредством представления на сцене своеобразных «уроков», нравственно-поучительных пьес или «гисторических и людских комедий, трагедий и всяких разных интермедий». Театральный дом действовал примерно до 1817 г. Когда здание обветшало, играть спектакли в нем прекратили. - Но не прекратилась история барнаульского театра! И, надо думать, не только барнаульского, ведь и в других алтайских городах были любители Мельпомены. - В середине XIX в. самой известной была, конечно, барнаульская любительская труппа, состоявшая из горных офицеров, которые назвали себя «благородными любителями» и играли на сцене Алтайского Горного собрания. Летом часть чиновников и служащих барнаульского завода выезжала на дачи в Змеиногорск, где также устраивались театральные представления, поэтому и Змеиногорск того времени можно считать причастным к театральному делу. Известно, что в Бийске в 1882 г. силами местных любителей были поставлены первые театральные спектакли, а с 1887 г. там действовал театральный кружок, созданный народовольцем Л.П. Ешиным. Да и в Барнауле со временем круг любителей театра ширился. С образованием в 1884 г. Общества попечения о начальном образовании был создан Школьный театр, а в 1897 г. появился Кружок любителей драматического искусства под руководством инженера А.А. Лесневского. О меценатах и «золотом веке» - Насколько верно мнение, что в дореволюционные времена театральная жизнь держалась на меценатах? - О каких-либо состоятельных покровителях любителей драматического искусства мне ничего не известно. Для самих любителей драматического искусства театр не был средством заработка. По-гоголевски он воспринимался тогда именно как «кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Как ни пафосно прозвучит, театр был формой благородного служения обществу и идеалам просвещения. Финансовая сторона театральной деятельности на Алтае в XIX – начале XX веков в большинстве случаев выглядела так: за счёт сборов от спектаклей покрывались постановочные расходы, а чистая прибыть шла, как правило, на благотворительные цели, о которых объявлялось заранее. Сборы шли «в пользу первых воскресных школ», «в пользу недостаточных учеников Барнаульского реального училища», «бедных учениц Барнаульской женской гимназии», «на обучение студентам Алтайского землячества», «в пользу Общества Красного Креста», «на усиление средств арестантской библиотеки при Барнаульском тюремном замке» и другие цели. - Какой период, на ваш взгляд, для алтайского театра был «золотым» - появлялись новые театры, расширялась их география, было внимание со стороны властей, ставились интересные спектакли и т. д.? - Можно отметить два особенных периода в современной истории театра в Алтайском крае: это вторая половина 1930-х годов и конец 1950-х – начало 1960-х годов. О первой волне сейчас уже никто не помнит, а между тем в 1936-1939 годах на Алтае появился первый стационарный театр с постоянным актёрским составом – это Алтайский краевой театр драмы. Тогда же был организован Алтайский совхозно-колхозный (по сути – передвижной) театр, который базировался сначала в Бийске, а затем в Рубцовске. В Бийске сформировалась постоянная драматическая труппа. Появился театр в Камне-на-Оби. При Концертно-эстрадном бюро был организован театр кукол. Более того, в 1939 г. в Барнауле было открыто Алтайское театральное училище! К сожалению, с началом Великой Отечественной войны от многих начинаний пришлось отказаться, а жизнь сохранившихся театральных коллективов очень изменилась в суровых реалиях времени. Второй всплеск повышенного внимания к культуре и искусству пришёлся на конец 1950-х - начало 1960-х годов. Тогда и появился на Алтае первый музыкальный театр, был открыт театр юного зрителя, краевой театр кукол. И эти коллективы существуют до сих пор. Открытия дарит работа - Елена Владимировна, у рядового обывателя больше на слуху имена и события, связанные с кинематографом. Какими именами театральных деятелей должен гордиться Алтай? - Масштаб популярности киноактера и театрального актера естественно разный. Уже хотя бы потому, что театр имеет меньшую аудитории, чем кинематограф. Но многие известные нам по кино актеры-земляки служили и служат в театрах. Для Алтая тому яркий пример Валерий Золотухин, всю свою жизнь посвятивший сцене Театра на Таганке. Театральной актрисой является и любимая многими Нина Усатова. Может быть, менее известные читателям, но не менее достойные имена в истории русского театра – Владимир Кашпур, Алексей Бунин, Евгений Лазарев и другие. Это всё уроженцы нашего края. Хочется назвать балетмейстера с мировым именем – Бориса Эйфмана, ныне являющегося руководителем Театра балета и Академии танца в Санкт-Петербурге. Очень много талантливой молодёжи из Алтайского края работает в разных театрах страны. Просто мы сами очень мало интересуемся судьбой своих земляков. - Вы - один из авторов «Театральной энциклопедии Алтайского края». Эта работа подарила вам какие-то открытия? - Насчет «открытий», скажу так. Я работаю в музее с 1992 г. и очень ценю своё дело именно за то, что в стенах музея практически ежедневно можно открывать для себя новые страницы истории. Причём получая сведения из первых уст, из первых рук, то есть от участников и очевидцев событий и из первоисточников. То, что руководство края поддержало проект издания «Театральной энциклопедии Алтайского края» - знак понимания важности сохранения исторической памяти о деятелях театрального искусства. Такое отношение к служителям Мельпомены дорогого стоит. В нашей стране выпущено всего два региональных научно-справочных изданий, посвященных театру. Одно из них наше, алтайское. А то, что выход книги состоялся в канун Года театра – это словно знак судьбы. Досье Елена Огнева окончила исторического факультета АлтГУ. Автор десятков статей и книг по истории культуры Алтая. Руководитель серии экспозиционных проектов ГМИЛИКА, в том числе концепций Мемориального музея киноактрисы Е.Ф. Савиновой, Мемориального музея поэта Р.И. Рождественского, Мемориального музея В.С. Золотухина и др. Лауреат премии Демидовского фонда Алтайского края, лауреат премии Алтайского края в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества, дипломант Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», дипломант и лауреат премии гильдии киноведов и кинокритиков «Слон». Член Союза кинематографистов России. Награждена медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом».

Служить обществу. Истории театра на Алтае почти два с половиной века
© АиФ - Алтай