Монумент Сталину и башня Победы: Как видели архитекторы послевоенный Киев
Конкурс проектов реконструкции Крещатика объявила Академия архитектуры УССР. Стартовал он еще во время Великой Отечественной войны, в годовщину ее начала — 22 июня 1944 года. Участники подготовили более 20 макетов, только 16 из них удалось найти. Для выставки работы в основном взяли из личного архива градостроителя Алексея Тация — одного из победителей конкурса. Тогда на Крещатике были площадь Сталина (нынешняя Европейская площадь), Калинина (площадь Независимости), Ленина (Бессарабская площадь). Академия разработала для конкурсантов планы довоенного Крещатика 1941 и даже 1851 года. Но из-за недостатка довоенных фотографий не было ясности, как выглядели фасады некоторых домов. В 1944 году начался первый этап конкурса — открытый, авторы отдельных эскизов до сих пор неизвестны. Перед участниками стояла задача расширить главную улицу Киева за счет снесения уцелевших во время боев зданий на нечетной стороне. Также нужно было разгрузить центр от транспорта. Комиссии приглянулся вариант Тация в соавторстве с архитекторами Иванченко и Чуприной: разместить в непроизвольном порядке дома на нечетной стороне при полномасштабной застройке парной стороны. Это увязывало единый характер улицы с киевским рельефом. Этот принцип затем воплотили в жизнь. По проекту теперешняя Европейская площадь должна была стать своего рода наблюдательным пунктом, постом советского солдата, который бы на своем постаменте «стоял на страже» Крещатика, да и всего Киева. Но здесь в 1982 году был воздвигнут музей Ленина, который в 1993 году стал Украинским домом. Это здание, по иронии судьбы, было чуть ли не огневой точкой во время Майдана-2013/2014. Таций и его коллеги осмелились предложить изменить ось Крещатика — тогда его перспектива заканчивалась бы холмом, на котором возвышался бы пантеон. Он, скорее всего, стоял бы на месте нынешнего Мариинского парка. По крайней мере, так кажется, если смотреть на макет. Но жюри раскритиковало идею. И действительно, сооружение выглядит громоздким и будто бы придавливает сверху. Гостиничный вопрос Новоназначенный главный архитектор города Александр Власов в своем проекте предложил создать Аллею героев ВОВ, которая заканчивалась бы выходом к реке. Кроме этого, план предусматривал постройку гостиницы. Судя по виду на Днепр из поперечного разреза за площадью Калинина, можно увидеть, где задумали разместить отель Власов и его команда. А из разворота непарной стороны Крещатика и выхода на Днепр — где была бы Аллея героев ВОВ. Впрочем, аллею действительно устроили, но перенесли вверх от Крещатика, на холмы над Днепром, где возвышается памятник Родине-матери. Там же находится музей Великой Отечественной войны, который «декоммунизировали» и переименовали в Музей участия Украины во Второй мировой войне. А отель все же возвели. Только с другой стороны. Это отель «Днепр». При Власове Крещатик, сердце столицы, расширили-таки в два раза, посадили знаменитые каштаны вдоль улиц с жилыми домами. В 1949 году архитектор уедет на повышение в Москву. А гостиницу и тогда построили — общую идею проекта продолжил назначенный руководить вместо Александра Власова член его творческой группы по Крещатику — Анатолий Добровольский. С его участием и по московским лекалам была построена гостиница «Москва», переименованная в «Украину». До ВОВ на ее месте стоял «небоскреб Гинзбурга», сильно поврежденный взрывом в 1941 году. Театр москвича в Киеве Московский архитектор Михаил Парусников предложил установить здание городского совета на площади Калинина — это было бы массивное сооружение с четырьмя башнями по углам. В своем проекте он разместил здание театра там, где сейчас расположена улица Богдана Хмельницкого. И это неслучайно: под конец XIX века на этой улице построили театр, а во время гитлеровской оккупации она называлась Театер-штрассе. Сложно узнать улицу в изображении Парусникова и представить, где бы его театр размещался сейчас. Скорее всего, там, где и был раньше. Так что здание из проекта архитектора лишь отдаленно напоминает очертаниями Театр оперы и балета на углу улицы Хмельницкого и Владимирской, который стоит там еще с конца XIX столетия. Военный парад по новой улице Киевский архитектор Владимир Заболотный придумал поставить отель «Башня победы» на площади Сталина. Также мастер представил вариант застройки Крещатика между улицами Ленина (нынешняя Богдана Хмельницкого) и Свердлова (Прорезная) — в районе мэрии. Проект, как видно, не предусматривал здесь постройку высотных зданий. Архитектор задумал восстановить площадь Калинина, поставив интересное похожее на пирамиду строение на месте ранее сгоревшего здания Киевской гордумы. Здание, по проекту Заболотного, стояло бы, скорее всего, на том месте, где сейчас находится отель «Козацкий». А с другой стороны, на холме, планировалось возвести огромное здание музея в стиле барокко. Обывателю его эскиз покажется выполненным в восточном стиле. Действительно, ведь само слово «барокко» переводится как «причудливый», «странный», «склонный к излишествам». А вот так выглядели бы Крещатик и площадь Независимости во время военного парада. Мы бы увидели ратушу и обязательную возле нее часовую башню по центру Крещатика и арку на площади. Арку действительно построили, только в другом месте, там, откуда наверх уходят улицы Софиевская и Михайловская. Обелиски, башни, адмиралтейство Премией был отмечен Павел Алешин, создавший проект «Хрещатая долина». Он мастерски проработал все детали, обратившись к стилю классицизм и использовав элементы ордера античной архитектуры: портики, колоннады, статуи и рельефы на глади стен. В проекте Алёшина были и идеи из неосуществленного проекта 1935 года, предполагавшего отказ от строительства в районе Крещатика новых домов. А здания по периметру площади по его плану имели одинаковую высоту и соединялись арками. Архитектор Чечулин представил красивый вариант большого четырехступенчатого спуска от Крещатика к Днепру и вид Крещатика и площади Калинина, в центре которой стоит памятник, но пространство вокруг него расчищено. Кажется, чересчур. Но сейчас оно загромождено фонтаном, подземными переходами, малыми архитектурными формами. А спуститься к воде, на Подол, с Крещатика можно через Владимирскую горку, пешком, на фуникулере либо же на автомобиле через Владимирский спуск. Снова об античности Группа архитекторов под началом Владимира Гельфрейха показала удачное соединение сплошной застройки с раскрытием перспективы ансамблей и проработала некоторые дома, горсовет, театр. По проекту этих градостроителей также открывался вид и спуск на Днепр, их эскиз оказался более заполненным, чем у Чечулина. Харьковчане Орехов, Касьянов, Пушкарев изобразили Крещатик через призму модифицированного коринфского ордера. По сути, группа решила создать новый, киевский ордер. Их проект в духе классицизма предполагал высвобождение пространства для открытия перспективы на холм Славы, который предполагалось создать на древних валах. Задумывался и пантеон. Кстати, купол и колонны коринфского ордера — у здания Верховной Рады, построенного в 1939 году по проекту Заболотного. В стиле классицизм создан и Национальный художественный музей Украины на ул. Грушевского. Вообще же, современный центр вмещает в себя достаточно античных по духу элементов. Москва предлагает Московский архитектор Гольц в своем проекте предложил возвести башню, одновременно являющуюся музеем и смотровой площадкой, прямо посреди нынешней Площади Независимости. Для киевской застройки такое решение весьма необычно. Однако же мы привыкли к обелиску, построенному в 1982 году и разделяющему площадь Победы. Еще один москвич, Иван Соболев, видел главную улицу Киева в стилистике российского классицизма. Здание горсовета, которое по его проекту стояло бы на современной площади Независимости, напоминает санкт-петербургское Адмиралтейство. Но это, вероятнее всего, уничтожило бы киевскую самобытность. «Победа» и киевский Тадж-Махал Также есть две работы неизвестного авторства — «Победа» (предполагала полную ансамблевую застройку Крещатика в стиле классицизм) и «Киев» (монументальная застройка улицы тяжелыми и массивными сооружениями с классическим декором). Проект Штейнберга и Добровольского соединял сплошную застройку с открытыми пространствами, что было похоже на послевоенный Киев. В частности, они придумали Дом горсовета депутатов трудящихся. По фото трудно угадать, где бы он располагался сейчас. Левинсон, Гольдюр, Журавлев задумали театр на Крещатике. Видимо, построить его планировалось то ли на стороне Майдана, которая выходила наверх к Михайловской и Софиевской площадям, то ли напротив улицы Прорезной, там, где проложена станция метро «Крещатик». Премия досталась архитекторам Новикову, Сидоренко, Малышенко, Бойченко, Шлаканеву за проект «Победа»: снос Бессарабского базара, создание зеленой кольцевой пешеходной аллеи на непарной стороне Крещатика и композиционных центров напротив нынешних улиц Прорезной и Богдана Хмельницкого. Авторы проработали и перспективу со стороны Днепра. Неясно, что из себя представляли бы композиционные центры, но культовый рынок не тронули и променад не построили. Возможно, он был бы расположен за Бессарабкой — на нынешних улицах Круглоуниверситетской, Крутом спуске. Или выше — на Лютеранской. Первой премией наградили работу «Золотая звезда» Граужиса, Степанова, Созанского, Свидерского и Иванюка. Они удачно соединили современные материалы и мотивы национальной архитектуры, продумали цветовые решения и силуэты возведений. Критики похвалили Пантеон, подчеркнутый обелисками, завершающий перспективу сегодняшней Европейской площади со стороны Днепра. При взгляде на него сразу возникают ассоциации с Тадж-Махалом, индийским мавзолеем-мечетью. Планов громадьё, а построили лишь кинотеатр Второй этап конкурса начался в 1946 году. Мэтрам — Тацию и Власову — заказали объединить киевский рельеф в ансамблевом решении улиц и виадук, соединяющий Липки (это район правительственного квартала в центре) с Верхним городом (Крещатик внизу) через соединительную улицу (Городецкого). Работа Тация вышла легкой и в стиле украинского барокко (а стилистика барокко связывает это архитектурное решение и с эпохой Возрождения, и с Античностью). Архитектор продумывал кинотеатр «Киев», интерьер Пассажа (крытого, а не открытого, как сейчас), монумент Сталину (на Европейской площади), дворец Молодежи (с памятником Ленину), здание горсовета (перед которым были бы фонтан и майдан Толстого, ныне — площадь Льва Толстого) — полукруглое массивное строение. Также он запланировал площадь Победы напротив улицы Прорезной. На площади Победы предполагалось возвести 150-метровый мемориал Победы, который использовался бы в качестве смотровой площадки. Посреди майдана Незалежности стояла бы триумфальная арка — ворота с гигантскими колоннами, на пике которой был бы установлен памятник солдату-освободителю со знаменем и с автоматом в руках. Эти же ворота служили бы виадуком обеих сторон Майдана. Власов же предложил северную сторону Майдана выстроить полукруглым домом с четырьмя арками, открывающими улицы. Здание мэрии, по его проекту включавшее в себя и колокольню, включает элементы испанской и португальской стилистики и стоит по плану там, где сейчас действительно находится мэрия. Все работы Власова — масштабные, а виадук над Крещатиком — гигантская триумфальная арка, преимущественно красного цвета, с профилем Сталина по центру. Из всего, что было показано во втором туре, будет построен только кинотеатр «Киев». Уже не по конкурсу В 1950 году начался этап более детального проектирования и строительства уже утвержденных зданий и домов. Так, на Крещатике были построены известные дома. Реконструкцией улицы занималась архитектурная мастерская № 1 «Киевпроекта» (А. Власов и А. Заваров). Вообще, Александр Власов и его коллеги отстроили почти всю улицу. Проект Вероники Курыгиной 1950 года жилого дома на площади Калинина был переделан, а по нему были построены два дома по адресу ул. Бориса Гринченко, 2/1 и ул. Софиевская, 1/2. Возрождение Крещатика было мучительным. Работы лучших из лучших забраковывали, хотя смотрелись они интересно. Но если бы эти идеи были реализованы, возможно, на Крещатике и прилегающих площадях памятников войны оказалось бы чересчур много. Возможно, власти хотели и сохранить сложившуюся самобытность центра Киева, и сделать памятником победы в войне какой-нибудь другой город. Например, Сталинград (Волгоград), с которого начался перелом в борьбе с Гитлером. Иногда его называют «сплошным памятником войне». В любом случае, это всего лишь предположение. Ясно одно: выбери жюри хотя бы трех призеров и возьми из их работ лучшее, Крещатик был бы совсем не таким, чем сейчас (он и так был другим до 1990-х годов). Представить хотя бы те же спуски к Днепру. И, быть может, нынешней украинской «декоммунизаторской» власти пришлось бы попотеть, снося указанные в проектах памятники и монументы.