Рынок получает лучших
Победителей не судят. Их награждают! В ходе VI Конкурса студенческих работ журнала РЖД-Партнер соревновались более 35 студентов и выпускников различных высших учебных заведений страны – не только транспортных, но и широкого профиля. Работы соискателей прошли многоступенчатый отбор, в финал вышло 12 исследований, причем два из них не вошли в тройку призеров, но были высоко отмечены отборочной комиссией. Их авторы – студенты Российского университета транспорта (МИИТ) Николай Чередников и Роман Шиндеров с исследованием «Сервис интеллектуального анализа «РЖД-Агрегатор», а также учащиеся Государственного университета управления Евгения Калмыкова и Анна Улитич с работой «Совершенствование системы оплаты проезда в пригородном железнодорожном транспорте» – получили поощрительные дипломы и годовую подписку на журнал РЖД-Партнер. Третье место занял студент 4-го курса Иркутского государственного университета путей сообщения Денис Буторин с исследованием «Анализ отказов подшипников буксового узла с полиамидными сепараторами. Перспективы восстановления и повышения эксплуатационных свойств полиамидных сепараторов». Кроме того, ему был вручен специальный приз от стратегического партнера конкурса – АО «ПГК». Вторая позиция – за аспирантом Петербургского государственного университета путей сообщения Георгием Иголкиным, который представил на конкурс работу «Магнитолевитационный транспорт и ВСМ: экономические и технические аспекты реализации». Первое место за исследование «Социально-экономическое обоснование реализации проекта ВСМ «Евразия» эксперты присудили выпускникам аспирантуры РУТ (МИИТ) Диане Зандарашвили и Александру Саркисову. Стоит особо отметить тот факт, что конкурс студенческих работ по тематике журнала РЖД-Партнер традиционно проходит при коммерческой и экспертной поддержке АО «Первая Грузовая Компания», и благодаря этому партнерству призеры конкурса получают денежные премии и призы. По мнению генерального директора ПГК Александра Сапронова, поддерживать такое соревнование – большая честь. «Для нас это уже сложившаяся традиция, в шестой раз мы выбираем лучшего конкурсанта среди талантливых молодых людей, которые в своих публикациях разбирают существующие на сети проблемы и предлагают интересные решения, – поясняет он. – Эти юноши и девушки – будущее железнодорожной отрасли». В поисках актуальной темы Что побуждает студентов и аспирантов участвовать в конкурсе? Чаще всего участники называют две причины. «Первая и основная заключается в том, что конкурс является превосходной возможностью представить широкому кругу специалистов результаты своей научно-исследовательской деятельности, узнать их мнение, подтвердить необходимость выбранного для исследований направления, получить замечания и определить пути дальнейшего развития темы, – отмечает Д. Буторин. – Вторая причина – конкурс дает возможность апробировать навыки отражения результатов научной деятельности в виде статей». Что касается выбора тем, то здесь конкурсанты учитывают как собственные, ранее сделанные наработки, так и планы на будущее. «Тема железнодорожных перевозок и возможность их совершенствования интересует меня больше, чем, например, работа водного или воздушного транспорта, – говорит Е. Калмыкова. – Наше исследование посвящено пригородному пассажирскому сообщению, и именно с ним мне хотелось бы связать будущую профессию». По ее словам, на выбор темы повлиял ряд факторов, в том числе реальный опыт однокурсников, пользующихся электричками. «Изнурительные очереди за билетами, которые часто становятся причиной нервных срывов, особенно у тех, кто опаздывает на важное мероприятие, привели к мысли о необходимости изменения системы билетного контроля», – объясняет Е. Калмыкова. Ее соавтор А. Улитич добавляет: «Несколько раз в месяц я из Москвы езжу домой в Калугу и сама прохожу процедуру покупки билетов, которая далеко не идеальна. Огромные очереди в кассу и к билетным автоматам, медленный проход турникетов – все эти факторы негативно влияют на мнение пассажиров о пригородном транспорте, и, чтобы нивелировать их недовольство, мы и предложили новую, простую и легкую систему покупки билетов». По словам Д. Зандарашвили, уже несколько лет одной из актуальных тем является развитие скоростного и высокоскоростного движения. «Сейчас, например, обсуждается развитие трассы ВСМ «Евразия», в которую войдет масштабный отрезок высокоскоростной линии, проходящей по территории России, – рассказывает она. – Оценка проекта должна содержать возникающие на стадии строительства и эксплуатации социально-экономические эффекты, однако методических указаний по их определению пока нет, поэтому в работе мы с соавтором предложили некоторые модели зависимостей по их расчету». Работа Р. Шиндерова и Н. Чередникова посвящена развитию цифровых технологий. «Мне очень нравится все, что с ними связано, и я получаю удовольствие, занимаясь их изучением, – делится Р. Шиндеров. – К тому же одновременно я развиваюсь как будущий профессионал в этой области, получая новые знания и навыки». По мнению участника конкурса, выбранная им тематика не только актуальна, но и определяет глобальные перспективы развития человечества. «Тот, кто не начнет усердно развивать цифровизацию сейчас, может остаться за бортом уплывающего в светлое будущее корабля, причем в итоге окажется, что это даже не корабль, а космическая ракета», – говорит он. Еще до конкурса А. Саркисов занимался оценкой эффективности крупных инвестиционных железнодорожных проектов, причем объектом исследования стало внедрение и создание высокоскоростного движения на территории РФ. «Механизмы взаимодействия государства и частного сектора в структуре финансирования проектов ВСМ в России мы с соавтором и отразили в нашей научной работе, – рассказывает он. – На основании проведенного анализа оптимальной в рамках ГЧП была принята модель со значительным участием государства». В чем польза, брат? Отвечая на вопрос о том, какова польза от участия в конкурсе студенческих работ журнала РЖД-Партнер, студенты, аспиранты и молодые специалисты демонстрируют единодушие. По мнению Е. Калмыковой, попасть в число призеров – это не только получение престижного статуса, но еще и возможность поучаствовать в конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» и ощутить высокий уровень мероприятия. «Спикеры, гости, организаторы – это люди, чей интеллектуальный потенциал просто поражает, – комментирует она. – Несмотря на то, что призовое место нам занять не удалось, мы получили положительные эмоции, а также приглашение на работу от весьма известной компании». РЖД-Партнер – ведущее издание в транспортной отрасли, считает Д. Зандарашвили. По ее мнению, оценка конкурсных работ экспертами журнала является престижной планкой, которую хочется достойно преодолеть. «Если публикация проходит все этапы отбора и побеждает, это значит, что ее тематика действительно актуальна, работа проделана не зря и стоит копать глубже», – заключает она. «Награждение победителей конкурса проходит в рамках конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», где присутствует множество влиятельных и умных людей, добившихся значительных успехов в транспортной отрасли, – присоединяется к коллеге А. Улитич. – Для нас, студентов, это замечательная возможность почерпнуть опыт у профессионалов». Возможность быть замеченным научным транспортным сообществом, а также представителями бизнеса – вот в чем выгода от участия в конкурсе, считает Н. Чередников. Его соавтор Р. Шиндеров уверен, что соревнование полезно прежде всего тем, что любой студент и аспирант может попробовать свои силы и предложить свои идеи. «Возможность представить профессиональному сообществу свою идею – это очень важно, – объясняет он. – В результате у человека появляется азарт и желание заниматься выбранной темой, а те, кому нравится свое дело, будут стараться развивать и ту сферу, в которой они работают». По мнению одного из призеров, участие в конкурсе журнала РЖД-Партнер стимулирует студентов к изучению рынка транспортных услуг, отслеживанию новостей и нововведений. «Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, студенты входят в курс дел, начинают понимать реальную ситуацию на рынке и совершенствовать свои профессиональные компетенции, – поясняет он. – Такие кадры в результате не останутся без внимания работодателей». Таким образом, конкурс помогает студентам не только обретать новые знания и адаптировать их к реальности, но и получать рабочие места. Выгода есть и для рынка в целом, ведь, оценив работы молодых исследователей, он может выбрать среди них лучших.