Ремонт отношений власти и общества с помощью Конституции

Один из авторов российской Конституции, ответственный секретарь Конституционной комиссии Олег Румянцев специально для газеты ВЗГЛЯД. Сегодня мы встречаем 25-летний юбилей Конституции Российской Федерации. И встречаем его в самой рабочей, сосредоточенной атмосфере – как никогда ранее. Люди поворачиваются к Конституции. По данным ВЦИОМ, индекс информированности о содержании Основного закона страны в 2018 году вырос до 52%, что выше показателя 2016 года (46%). Зарубцевались многие старые раны, нанесённые трагическими событиями 1993 года. Тогда Верховный Совет, левые и патриотические силы, а также ответственная части подлинно демократических сил противостояли радикал-реформаторами правительства Ельцина-Гайдара и стоящими за ними бенефициарами передела собственности. На дворе новые времена. Цифровая эпоха решительно оседлала общественные и государственные сферы. Свершилась информационная и технологическая революция. Мироустройство проходит через трансформацию: ценности государственного, национального и народного суверенитета, многополярного мира находятся в диалектическом противоречии с глобализацией и особыми интересами транснациональных корпораций. От того, насколько эффективным является наш конституционный строй зависит ответ на вопрос – сможет ли российское общество и государство быть конкурентоспособными и привлекательными на новом витке обострения внешних и внутренних вызовов. Благодаря Конституции Россия смогла состояться именно как конституционная, а не договорная Федерация. Была задана высокая планка принципов подлинно конституционного строя, причём не только как цели и дорожной карты движения к ней, но и обязанностей должностных лиц, организаций и граждан жить по Конституции как «закону законов» прямого действия – здесь и сейчас. Россия решительно преодолела наследие начала 90-х, времени дезинтеграции и парада суверенитетов. В области федеративных отношений удача сопутствовала нам. Однако этого не случилось в необходимой мере по линии согласия между народом и властью, в треугольнике отношений человек–общество–государство. Общественный договор девяносто третьего года носил характер принуждения к согласию. Выстроенная вертикаль власти носила во-многом безапелляционный характер. Понятно, что проблемы даже не столько в тексте Основного закона, сколько в недостатках его реализации. Многое проистекает из неготовности политического класса к разумным самоограничениям, а экономической элиты – к добросовестной конкуренции и социальному партнёрству. Между тем, современное государство не может не быть связанным правом и конституционным строем. Оно – официальный представитель общества, своего сиамского близнеца, а не его антагонист. В целом действующая Конституция Российской Федерации – хорошая основа для устойчивого движения вперёд на базе национального согласия. Для повышения ее эффективности требуется набор «точечных» поправок, тут я согласен с председателем Конституционного суда, профессором Валерием Зорькиным. Но не политтехнологических, а направленных на действительное решение социально-экономических и политических задач. Поправок, которые призваны дать мощный сигнал солидарности и сотрудничества. Моя команда предлагала эти поправки и к 15-ти- и к 20-тилетиям нашей Конституции. Время ещё не упущено. Убеждён в целесообразности пакета следующих назревших изменений. Прежде всего положение о заслушивании Государственной думой отчётов правительства важно дополнить правом парламента ставить по итогам таких отчётов вопрос об отставке отдельных членов кабинета. Это повысило бы реальную ответственность и правительства, и самого парламента. Считаю, что парламенту надо вернуть полномочия по формированию Счётной палаты. А также предоставить другие рычаги парламентского контроля, включая создание устойчивых к давлению извне комиссий по парламентским расследованиям, закрепив их полномочия на конституционном уровне. Подумать также о сопутствующих формах общественного контроля. Причем контроля не только за должностными лицами, но и за системными злоупотреблениями в социальной и хозяйственной сфере. В Конституцию давно напрашивается статья о правилах проведения выборов. Наш федерализм – наше конкурентное преимущество. Нужны уточнения механизмов реализации статьи 72 Конституции о совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации, а также реальные гарантии бюджетного федерализма. Иначе пожелания о социальном государстве будут повисать в воздухе. То же самое относится к гарантиям реализации статей 12, 130-133 Конституции о местном самоуправлении. Это базовый уровень публичной власти, оптимальный для роста гражданского общества и сопричастности к управлению общими делами. Простая имитация самоуправления чревата разочарованием людей в возможности изменить жизнь к лучшему своими собственными руками. Это – первоочередные задачи. На будущее можно будет подумать о дополнительных гарантиях развития институтов гражданского общества, возможно даже о «социализации недр». Кто-то скажет – так давайте это сделаем просто законами! Нет, это уже не пройдёт! Есть все необходимые законы, но одни очевидно «спят», как, например, закон о парламентском контроле. Некоторые другие, полагаю, даже в определённой степени противоречат основам конституционного строя. Нужен «ремонт» такого положения вещей с помощью именно Конституции. Она просто обязана стать инструментом оздоровления отношений между обществом и государством. Без созыва Конституционного собрания и без пересмотра положений глав 1-2 Основного закона. Без рискованной масштабной ревизии Конституции, за которую была заплачена огромная цена. В нормальном рабочем режиме, по результатам общественной дискуссии и без излишнего пафоса. Но – как и требует преамбула Конституции – стремясь обеспечить благополучие и процветание России и исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями. С Днём нашей Конституции!

Ремонт отношений власти и общества с помощью Конституции
© Деловая газета "Взгляд"