Войти в почту

Транзитная мощность. Как развивается инфраструктура морских портов на Кубани

Почти 60% всех внешнеторговых грузов РФ обрабатывается в морских портах страны. Значительная часть этого объема проходит через морские транспортно-логистические узлы Краснодарского края, демонстрирующие в последние годы стабильный рост грузооборота. Об актуальном положении и перспективах портов южного региона читайте в материале «Новой Кубани». На гребне волны Порты Азово-Черноморского бассейна продолжают удерживать лидерские позиции среди пяти морских бассейнов России. Грузооборот входящих в одну систему морских портов Краснодарского края и Ростовской области в январе-октябре 2018 года составил 229,21 млн тонн, сообщает пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта. Этот показатель вырос на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом перевалка сухих грузов составила 101,83 млн тонн (+6,7%), а наливных грузов – 127,38 млн тонн (+2,7%). Напомним, по итогам 2017-го грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 269,5 млн тонн (на 10,4% выше, чем годом ранее). А перевалка сухогрузов выросла до 118,4 млн тонн (+12,4%), в основном за счет перевалки зерна. Кубань традиционно занимает лидирующие позиции по морским перевозкам среди регионов Юга. А абсолютное лидерство среди портов по объемам перевалки удерживает Новороссийск – 128 млн тонн по итогам 10 месяцев 2018-го. За весь прошлый год операторы морских терминалов порта увеличили объем перевалки грузов на 12,2% – до 147,4 млн тонн. На долю Новороссийска в 2017-м пришлось 55% всего грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна. Но хороший результат продемонстрировали и другие морские гавани региона. Так, по итогам 2017-го стивидоры порта Туапсе переработали 26,6 млн тонн, что больше, чем в 2016 году, на 5,6%, Кавказа – до 35,3 млн тонн (+6,3%), Тамани – до 14,9 млн тонн (+11,1%). При этом у южан, как и по стране в целом, растут объемы перевалки таких видов сухих грузов, как зерно (только за первые два месяца 2018-го его экспорт через кубанские порты вырос на 65% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го), минеральные удобрения, черные металлы и контейнеры. Рост грузооборота этих номенклатур также обусловлен сокращением перевалки российских грузов через порты Украины и стран Балтии. Через порты Азово-Черноморского бассейна переваливается основная часть металлов в РФ. Кстати, в Азово-Черноморской системе значительную долю экспорта также составляют нефть и нефтепродукты. Обратным путем поступает значительная доля импорта в Россию. – Портовая инфраструктура Краснодарского края сегодня представляет собой стратегический форпост России. Это южное окно в мир торговли и товарообмена. Ближайшее окно – северное – в двух тысячах километров. Поэтому с распадом СССР порты Краснодарского края приобрели поистине уникальное значение для экономики страны. Развиваются порты на Черном море от Сочи до Новороссийска и Геленджика, строятся и расширяются на Азовском море, – рассказывает кубанский экономист Евгений Змиев. По словам эксперта, с возвращением Крыма в состав России эта тенденция стала только крепче и сильнее. Санкции создают препятствия крупным и иностранным компаниям для работы в Крыму, а также для инвестиций в порты и инфраструктуру. Поэтому здесь Кубань явный лидер на долгие годы вперед. Кроме того, осложняют ситуацию и проблемы с перемещением в Крым, которое сейчас в значительной степени осуществляется через территорию Краснодарского края. И если Крымский мост в значительной степени решил проблему с транзитом пассажиров, то большая часть завоза товаров и грузов (включая, топливо) по-прежнему идет в республику через кубанские порты. – Для портов Краснодарского края важно зерновое направление, важны стабилизация на контейнером направлении и сохранение на нефтяном и нефтепродуктовом направлениях, – считает гендиректор исследовательского агентства InfraNews, транспортный эксперт Алексей Безбородов. Точки роста На территории Краснодарского края расположены 8 морских портов, открытых для международного сообщения: Новороссийск, Туапсе, Геленджик, Сочи, Ейск, Темрюк, Порт-Кавказ, Анапа. Часть из них уже работают на полную мощность, а некоторые только развиваются. – В результате роста экспортной ориентации российской экономики перевалочные мощности портов Краснодарского края постоянно требуют расширения, – рассказывает Евгений Змиев. – Действующие порты не справляются с растущей нагрузкой по вывозу природных богатств России и урожаев сельскохозяйственных культур в обмен на ввоз промышленных товаров и товаров народного потребления. Поэтому сейчас реализуются проекты строительства новых портов в Геленджике и даже в пресном замерзающем Азовском море на Тамани. Так, серьезная ставка делается сейчас региональными и российскими властями на порт Тамань, который должен ликвидировать дефицит перегрузочных мощностей Азово-Черноморского бассейна и окончательно лишить украинцев российского транзита. В перспективе этот порт должен стать вторым по объемам перевалки грузов портом Южного региона. Уже введены в эксплуатацию зерновой терминал, комплекс по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов. В настоящий момент идет реконструкция этих объектов. А буквально в прошлом месяце губернатор Кубани Вениамин Кондратьев встретился на Тамани с вице-премьером РФ Максимом Акимовым. Здесь они обсудили проект создания сухогрузного района порта Тамань мощностью 94 млн тонн в год, который является частью федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы». Сейчас в рамках проекта в южной части порта идет строительство нового терминала навалочных грузов АО «ОТЭКО» (владельцем которой является Мишель Литвак) проектной мощностью до 35 млн тонн в год. – Проект «Таманский терминал навалочных грузов в порту Тамань» находится на завершающей стадии. Уже проведены земельные работы, закуплено оборудование, завершается строительство гидротехнических сооружений, идет монтаж металлоконструкций. В ближайшем будущем компания планирует приступить к началу пусконаладочных работ первой очереди перевалки угля. Начало приемки угля запланировано на октябрь этого года, – сообщил тогда глава региона. Примечательно, что уже в декабре стало известно о возвращении в Тамань ПАО «Тольяттиазот», которое приостановило там свою деятельность из-за судебных тяжб за землю. Накануне Федеральное агентство морского и речного транспорта утвердило один из основополагающих документов для возобновления деятельности на Черноморском побережье – проект планировки территории. До вынужденной остановки строительства «Тольяттиазот» успел соорудить здесь хранилищно-охладительный терминал аммиака с изотермическими резервуарами и компрессорной станцией, продуктопроводы, объекты обеспечивающей инфраструктуры, грузовые причалы и эстакаду, уходящую в море на 2,5 километра. ТОАЗ намерен создать в порту Тамани единственный в России терминал по перевалке аммиака. Грузооборот комплекса составит 2 миллиона тонн аммиака и 3 миллиона тонн карбамида в год. – Порт Тамань приобретает особое значение в свете близости к Крымскому мосту и необходимости без риска попадания под санкции направлять в Крым грузы или вывозить их оттуда через территорию Краснодарского края, не подпадающего под санкционные рестрикции, – отмечает Евгений Змиев. Впрочем, для ликвидации дефицита мощностей по перевалке навалочных грузов на Кубани планируют существенно расширить еще один порт. В августе стало известно, что компания «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко стала подрядчиком строительства береговой и морской инфраструктуры в порту Геленджик. Здесь планируется возвести новый грузопассажирский причал, плавучие причалы, здание, судоподъемное сооружение и слип для спуска катеров на воду. В итоге это должно увеличить грузооборот порта в три раза – до 300 тысяч тонн в год, пассажирооборот – до 19,6 тысячи человек. Стоимость работ, которые будет выполнять «Стройтрансгаз», не называют, однако они станут частью более масштабного проекта – рекреационного комплекса «Геленджик Марина», который оценивается в 12,5 млрд рублей. Речь идет о строительстве отелей, яхтенной марины и модернизации порта, чтобы он мог принимать пассажирские суда длиной до 200 м и суда Ro-Ro (не требующие кранов для погрузки). – Порт в Геленджике строится, несмотря на высокую посещаемость Геленджикской бухты туристами со всей России и рисками нарушить экологическое равновесие. Приоритет получения новых портовых мощностей явно перевешивает рекреационное значение города-курорта, – добавляет Евгений Змиев. – Порты Кубани продолжат расти. С Таманью вопрос решится, продолжит развиваться Новороссийск (а там есть чему и где развиваться). Будут развиваться малые порты Азовского моря, порты на берегу Керченского залива. У всех предстоит большая работа, стратегические планы сформированы. Никаких глобальных проблем я не вижу. Но при этом нет и глобальных прорывов, как в начале 2000-х. Возможно, оно и к лучшему. Все нормально существуют и развиваются, – делится Алексей Безбородов. Драйвер кубанской экономики Развитие портовой инфраструктуры самым прямым образом увеличивает экспортные и импортные грузопотоки через Краснодарский край, отмечает Евгений Змиев. Это создает экономическую активность и дополнительную налогооблагаемую базу, с которой уплачиваются налоги не только в федеральный, но и региональный и местные бюджеты. – Развитие портов не может идти в отдельности от развития подводящей транспортной инфраструктуры, что ведет к развитию железных и автомобильных дорог, росту объемов перевозок по ним. Экономическая активность в зонах транспортных узлов повышается за счет создания сопутствующих бизнесов, роста занятости и доходов работающих, – констатирует экономист. По словам эксперта, концентрические волны перераспределения доходов между отраслями, работающими на территории Кубани, создают дополнительные эффекты роста экономики региона. – При разумном подходе экспортно-импортные цепи поставок от предприятий, хозяйствующих на территории Краснодарского края, через морские порты могут быть продолжены в странах Западной и Восточной Европы, Северной и Южной Америки, Африки и Азии. Для бизнеса Кубани открыт весь мир! И в этом ее явное конкурентное преимущество, – резюмирует Евгений Змиев.

Транзитная мощность. Как развивается инфраструктура морских портов на Кубани
© Новая Кубань