Войти в почту

«Театр Драмы — просто ужасный, мы бы им занялись»: интервью с архитектором храма святой Екатерины

В сентябре в Екатеринбурге окончательно решили судьбу собора святой Екатерины: губернатор Евгений Куйвашев одобрил и место его расположения, и облик. Бывший храм-на-воде теперь разместится на Октябрьской площади, недалеко от Драмтеатра. Вместе со сменой локации у собора поменялся и главный архитектор. Если первый вариант разрабатывал Михаил Голобородский, то окончательный вид собора подготовил уже Владимир Руднев. В интервью E1.RU он рассказал, почему проект так кардинально изменился, что будет со сквером на месте стройки и зачем в храме будут проводить общегородские мероприятия. О внешнем облике — Владимир Геннадьевич, для начала расскажите — вы раньше занимались подобными объектами? — Да. Мы очень активно работаем с Ново-Тихвинским монастырем. Восстановили храм Александра Невского — занимались интерьерами. Восстановили буквально разрушенный в советское время храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость», который недавно был освящен. Объект на самом деле уникальный, таких в России единицы. Также реставрируем храм Феодосия Тотемского в Ново-Тихвинском монастыре и храм в Челябинске. — Почему сегодняшний проект собора святой Екатерины так кардинально отличается от того, какой был изначально? — Дело в том, что храм-на-воде стоял автономно, на острове. Практически никакой окружающей застройки рядом не было. И этот храм был сам по себе. Архитектура вся его была завязана на образе святой Екатерины, как это трактовал Михаил Голобородский, автор проекта. То есть это был женский храм, с изящными пропорциями. А сейчас, когда мы говорим о новом месте, то должны помнить о том, что этот храм строится в определенной сложившейся застройке, которая по сути своей разномасштабная и разноплановая. Разных цветов фасады, где-то стекло, где-то просто оштукатуренная стена. Храм должен выглядеть монументально на фоне этой разношерстной застройки. Выделяться каким-то образом. Поэтому он сейчас такой компактный, выполнен в одной цветовой гамме. — То есть вам кажется, что сейчас храм вписывается в существующую застройку? — Ну конечно. Мы рассматривали точки, с которых храм будет восприниматься горожанами, — со стороны улицы Бориса Ельцина, с улицы 8 Марта и, естественно, со всех точек городского пруда, которые на сегодняшний день являются важными для восприятия объекта. Безусловно, храм вписывается. — На Градсовете была закрытая часть, которую журналистам не показали. Что там обсуждали? — Были определенные замечания от экспертов, которые мы, кстати, учли и на которые ответили, исходя из ситуации и православных канонов. Отзывы в основном были положительными. — Высоту храма поменяли с 70 метров на 75 метров. Почему? — Я бы пока не говорил о конкретных цифрах, потому что процесс проектирования еще продолжается. Мы же договаривались, что будем учитывать пожелания, замечания, рациональные зерна выбирать и в проекте их применять. Высота может поменяться только с целью придания храму более изящных пропорций. Поскольку это женский храм, у него должны быть соответствующие пропорции, в отличие от мужского, более приземистого, брутального. — Как-то еще поменялся вид храма с тех пор, как показывали его на Градсовете? — Добавляется декор. Он более тщательно прорабатывается, потому что это длительный процесс. По большому счету, ни образ храма, ни его пропорциональные соотношения не меняются. Невооруженным взглядом разницу заметить сложно. Единственное, сейчас стилобатная часть стала более насыщенной деталями. Мы с Главархитектурой города ведем постоянный диалог, обсуждаем, как сделать пластику стилобатной части более интересной. Поэтому появляются новые идеи, и я считаю, они положительно сказываются на образе храма и на его функциональной составляющей, которая более интересна горожанам. — Снаружи будет сцена для городских мероприятий? — Да. Сцена должна вмещать в себя всех желающих на больших мероприятиях, таких как День города, День Победы, когда выступают музыкальные коллективы. Есть мнение, что храм построят и мероприятий не будет. Но по нашей задумке, культурная составляющая обязательно останется. Более того, мы улучшим условия для проведения городских мероприятий. — Рядом расположится скейт-парк. Вам не кажется, что такое соседство будет не очень удачным? — Скейт-парк предполагается разместить не в непосредственной близости, он будет огорожен от храма. И даже визуально это не будет восприниматься как непосредственное соседство, так как площадь достаточно большая. О внутренней части — Вы упомянули, что в храме будут музей, магазин. А какие еще общественные места планируются? — В храме будут также трапезная и кафе. Магазины, естественно, соответствующие объекту, — со свечами, иконами, духовной литературой. У музея будет, скорее всего, историческая тематика. Мы с владыкой разговаривали и хотим, чтобы у музея была культурно-историческая направленность. Возможно, это будет музей святой Екатерины. Возможно, это будет музей истории города. Поскольку предполагается, что это будет главный кафедральный собор города, там, конечно, будут проводиться не только религиозные мероприятия, но и общественные. — Какие, например, общественные мероприятия? — Торжественный прием в честь Дня города, например. Духовные лекции, музыкальные концерты. Проведение конференций. Мы хотим максимально насытить храм духовной жизнью. То есть туда можно будет зайти, посидеть в кафе, сходить в магазин, музей и еще куда-то. Это не храм сам по себе, а сооружение, открытое городу. — Вместимость храма — 800 человек. Как вы думаете, будет он заполняться? — Есть физическая вместимость, а есть расчетная. 800 человек — это расчетная вместимость, по которой мы рассчитываем нагрузки по воде, теплу и прочие. Есть также максимальная нагрузка — это когда туда могут, допустим, 2000 человек попасть. Для этого мы уже рассчитываем пути эвакуации, нормы безопасности. Как показывает опыт, на праздники собирается несколько тысяч верующих, они приезжают со всей области и из других регионов. Это же не кинотеатр, который должен каждый день заполняться. Но, без всякого сомнения, в праздничные дни и на службах он будет заполнен. — Вы говорили, что внутри будет мозаичное панно. Кто его будет делать? — Я думаю, что тут будет не одна организация. Там площади мозаик просто огромные. На соборе Александра Невского нам приходилось работать и с китайцами, и с итальянцами, и с греками, и с Питером, и с Москвой, и с нашими резчиками. То есть детали резные из камня везли со всех концов Европы, Азии и России, и все это вместе собиралось. Так и здесь. Сюжеты все будут религиозные. Сюжеты, связанные с жизнью святой Екатерины, безусловно, будут одной из основных тем. — Если говорить про план второго этажа храма, там будет часть для священников и персонала. Получается, обычные люди туда вообще не смогут попасть? — Там будут только служебные помещения. Цеха по приготовлению пищи для трапезной, кабинеты, бухгалтерия. То есть смысла туда попадать нет. Про строительство — Кто будет строить храм? — Генеральным подрядчиком будет та же компания, что достраивает штаб-квартиру РМК по проекту Нормана Фостера. Соответственно, весь опыт, наработанный на башне, будет использован при строительстве храма. И будут задействованы наши местные субподрядчики. Строительство храма — это рабочие места, это налоги, это занятость для тысячи людей. — Что будет с Театром драмы? На Градсовете говорили, что его облик требует изменений. — Я выскажу свое мнение: Театр драмы — просто ужасный на сегодняшний день. Он облицован какими-то листами ЦСП с каменной крошкой. Все это уже забито грязью, сажей. Ну и вообще театр в центре города в том виде, в котором он находится сейчас, я считаю для Екатеринбурга просто недопустимым. Нам пока не ставили задачи делать проект реконструкции, но если будет поручение от губернатора, то с удовольствием этим займемся. — Будет ли как-то задет фонтан, который там находится? — По заданию конкурса, который проводился, фонтан должен остаться в том виде, в котором он существует на сегодняшний день. — В проекте благоустройства был мост через реку Исеть. Что с ним? — Финального решения нет. Но наше мнение такое: мост нужен. То есть надо закольцевать этот маршрут, чтобы люди, гуляющие по набережной, не утыкались в улицу Челюскинцев. Зона с появлением моста станет гораздо более интересной и приспособленной для жителей города. Появится возможность для более длительных прогулок, для восприятия акватории пруда с новых точек. Это мое личное мнение, потому что мост — это совершенно отдельная история. — Когда начнется стройка, планируются ли какие-то перекрытия? — Улица Бориса Ельцина, естественно, перекрываться не будет. Также пешеходы смогут свободно ходить по набережной до ее реконструкции, потому что на сегодняшний день она находится в плачевном состоянии. Благоустройство набережной выполнено годы в 70-е, наверное. Там просто опасно. Мы с администрацией города будем вместе решать этот вопрос. — Насколько это сложное строительство? Успеете к 300-летию, как планируете? — Оно не сложное, оно уникальное. Впрочем, у нас все объекты уникальные — начиная с храма Александра Невского в Ново-Тихвинском монастыре. Мы буквально первые в стране начинали выполнять некоторые виды работ. Там, например, три раза приходилось полностью переделывать проект полов, потому что приходили подрядчики с разными технологиями, и в итоге на третий раз технологии и возможности подрядчика совпали. Храм получился таким, как он есть. Поэтому работа будет уникальная, но, поскольку сроки ставятся определенные, надо в эти сроки все делать. К 300-летию у города должен появиться храм его небесной покровительницы. — Многие переживают за вырубку деревьев. — Мы посадим больше, чем вырубим, в этом же месте. Старые деревья заменим новыми, а те, что находятся в хорошем состоянии, просто пересадим. Управление благоустройства города даст нам рекомендации. Проведем анализ зеленых насаждений, меньше их не станет. Будут предусмотрены и места для отдыха с детьми и прогулочные зоны. В итоге город получит новое уникальное общественное пространство, в котором одинаково комфортно будет всем горожанам и которое, я уверен, станет предметом гордости екатеринбуржцев.

«Театр Драмы — просто ужасный, мы бы им занялись»: интервью с архитектором храма святой Екатерины
© e1.ru