Премьера «Недоросля» порадовала москвичей в Театре на Покровке
Думается, что статский советник, создатель бытовой комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин даже не предполагал, что митрофанушкина фраза «Не хочу учиться, хочу жениться!» в XXI веке останется столь же популярной, как и в XVIII, и что выведенные им на сцену «злоупотребления и дурачества» спустя два столетия по-прежнему «разве и будут внушать смех», но отнюдь «не отвлекут от впечатлений более глубоких и прискорбных». Глядя на постановку «Недоросля» Геннадия Шапошникова, премьера которого в минувшие выходные порадовала москвичей в Театре на Покровке, становится понятным, отчего пьеса с таким трудом пробивала себе дорогу на российскую сцену. Актуальность темы, испугавшая театральных цензоров два века назад, и сегодня бьет со сцены не в бровь, а в глаз фонвизинскими умозаключениями «Где государь мыслит, там человечеству не могут не возвращаться его права» или «В человеческом невежестве утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь...». Но сегодняшняя ценность «Недоросля» обусловлена в том числе и стремлением предостеречь современных родителей от повторения ошибок митрофанушкиного семейства. Ведь и современное общество, увы, не может похвастаться тем, что полностью избавилось от сорокалетних оболтусов, сидящих на шее своих мамаш, которые, видимо, решились «пасти» великовозрастных чад до конца жизни. Сюжет спектакля вращается вокруг разнуздавшихся эмоций семьи корыстных крепостных помещиков Простаковых (артисты Сергей Ищенко и Татьяна Швыдкова), надеющихся заполучить богатое приданное девицы Софьи (Наталия Дербенева), которую господа взяли к себе в дом, предпочитая считать ее сироткой, нежели разыскивать родного дядю и опекуна (Юрий Финякин). Обращают на себя внимание в спектакле достойные работы Юрия Фенякина (Стародум), Валерия Ненашева (Правдин). Особняком стоит в галерее образов портной Тишка (ироничный Михаил Сегенюк) — местный кулибин от портновского дела. Вот уж кто с нуля, да своим собственным трудом способен добиться неожиданных успехов! Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину пришел князь Потемкин и весело произнес: «Умри, Денис, лучше не напишешь!» Так или иначе пьеса о «злонравия достойных плодах» преподносит нам поучительные сюрпризы по сей день, а столица получила спектакль, возрастной ценз которого определен как «12+», что является достаточно редким явлением в сегодняшней театральной Москве, где по-прежнему не так просто найти постановку, на которую можно было бы с несомненной пользой привести подростка.