Порочное наследие. Выберется ли «Роскосмос» из застойной ямы
Две новости пришли почти в один день. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин назвал «Роскосмос» рекордсменом по финансовым нарушениям. Они составили 785,5 млрд рублей. Тем временем США объявили об успешной посадке космического аппарата «ИнСайт» на Марс и показали первые фото с поверхности Красной планеты. От Советского Союза Российской Федерации достались две сильных программы — атомная и космическая. Их потенциал позволял не только почивать на лаврах какое-то время, но и двигаться вперед. Космическая отрасль подсуетилась первой, сделав ставку на сотрудничество с американцами, которая себя оправдала. Россия неплохо зарабатывала на строительстве МКС и на доставке туда экипажей. Страна заняла фактически монопольное положение после прекращения полетов «челноков». Известным успехом пользовался и космический туризм. На этом фоне «атомщики» отличались в худшую сторону (хотя американцы предложили и им разностороннее сотрудничество, пусть и не такое объемное) — в том числе большей коррумпированностью, о чем свидетельствует дело бывшего министра атомной энергетики Евгения Адамова, арестованного в 2005 году в Швейцарии по запросу США. Однако с 2005 года, после назначения Сергея Кириенко в «Росатом», ситуация стала меняться. Принято считать, что «прогрессивный менеджер» Кириенко смог наладить работу в корпорации по-западному, что он спас отрасль от деградации, открыл новые перспективы и рынки для российских атомщиков. По крайней мере, серьезных провалов, репутационных и экономических, при нем не случалось. А вот российский космос последние лет 10-15 лихорадит, как больного малярией. Байконур построили в 1955-57 годах чуть более чем за два года, в пустыне, самой примитивной техникой того времени. Космодром Восточный строили с компьютерными расчетами, уже проложенными трассами и с помощью самой современной строительной техники почти семь лет, а если считать от момента подписания указа, то все десять. Все время стройку сопровождали коррупционные скандалы. Затем последовала череда неудач с запусками, которую не мог прекратить ни один руководитель. Выходца из Минобщемаша Юрия Коптева, старого аппаратного зубра, сменяли подряд военные: Анатолий Перминов, Владимир Поповкин, Олег Остапенко. Ситуация не улучшалась, генералам никак не удавалось наладить дисциплину . В 2015 году, наконец, назначили своего рода «аналог» Кириенко, такого же «прогрессивного менеджера» — Игоря Комарова. Но и он проработал только 3,5 года. С мая 2018 года «Роскосмос» возглавил Дмитрий Рогозин, прежде курировавший его как вице-премьер. Рогозин — профессиональный политик, умелый пиарщик, но никак не управленец. О его работе в правительстве как куратора ВПК существует противоречивые отзывы. Общественности он больше запомнился своими твитами. Есть мнения, что в действительности он не принимал принципиальных решений, оставаясь номинальной фигурой. Да и кто бы допустил вчерашнего публичного политика, «болтуна», по мнению технократов, до руководства производством секретной оборонной техники? Если Рогозин и командовал ВПК, в том числе и космосом, то это никак не возносит его на пьедестал почета в свете последних заявлений Алексея Кудрина о финансовых нарушениях. «У капиталистов объединение интересов отлажено. А мы не можем заставить главных конструкторов — коммунистов работать дружно вместе» Российская космическая программа страдает от тех же пороков, что были присущи и советской. Последняя, несмотря на весь пропагандистский шум вокруг нее, отличалась отсутствием системности и планомерности, а также вторичностью. Собственно, космическая программа США всегда была компасом для СССР. Поскольку Америка открыто и заранее сообщала о своих планах, то Советский Союз мог исходить из них и работать на опережение, заботясь в первую очередь о пропагандистском эффекте. Так был запущен первый в мире ИСЗ, так осуществлен полет Гагарина и первый выход в открытый космос. Такой подход обеспечивал выигрыш в подаче своих достижений, но ломал всякую упорядочность в работе. Мемуары наших конструкторов того времени ярко свидетельствует об этом. Более того, такая стратегия работала только до начала 1960-х гг. Затем американцы безнадежно обошли нас в космосе, и именно за счет стабильности. Приняв при Дж.Кеннеди решение в 1961 году оказаться до конца десятилетия на Луне, они последовательно шли к этой цели, в 1969 реализовали ее. Дальше они добрались до Марса, Меркурия, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна. Запустили орбитальную станцию «Скайлэб» размером гораздо больше советских «Салютов», потом создали космический челнок, ставший принципиально новым словом в космической технике, уникальный телескоп «Хаббл». Фактически весь мир смотрел и смотрит на исследование космоса глазами американцев. СССР ничего не мог противопоставить этому. Относительный успех имела только его программа по исследованию Венеры. Но и это полбеды. С позиций сегодняшнего дня видно, что созданная в середине 60-х годов связка ракета/корабль «Союз» была вполне работоспособной. Она до сегодняшнего дня остается рабочей лошадкой, обеспечивающей в том числе полеты на МКС. Имела практический смысл и серия космических станций «Салют»-«Мир», опыт эксплуатирования которых лег в основу МКС. Но вместо того, чтобы спокойно эксплуатировать этот потенциал, советское руководство дважды втянулось в гонку с Америкой, имея бесконечно меньше сил, средств и возможностей и практически впустую потратив миллиарды рублей (точные подсчеты разнятся). В первый раз это произошло во время лунной эпопеи, когда наши захотели обогнать американцев и вложились в создание гигантской ракеты Н-1, которая так и не полетела. Соратник конструктора ракетно-космической промышленности СССР Сергея Королева Борис Черток вспоминал, как ругался министр Сергей Афанасьев: «В США по программе «Аполлон» работают день и ночь. Они жалуются на то, что график по лунному модулю срывается на 80 часов! Нам смешно. Мы срываем на сотни дней, а не часов!.. В США «Сатурн-5» идет без осечки. Там ежемесячно собираются руководители фирм. У капиталистов объединение интересов отлажено. А мы не можем заставить главных конструкторов — коммунистов работать дружно вместе». Сегодняшние руководители страны, к счастью, лишены амбиций предшественников и отдают себе отчет в сравнительно скромных возможностях и роли России. Еще более трагической ошибкой стало копирование американского челнока. Опять-таки, сегодня ясно, что и в США допустили ошибку, пойдя по пути многоразовых конструкций, которые якобы должны были принести экономический эффект. В итоге вышло все равно дороже, а из пяти челноков два было потеряно в результате аварий, погибли 14 астронавтов. Но если в США создание космического челнока не потребовало сверхусилий, и корабль создавался согласно утвержденным планам, то в СССР конструирование и строительство «Бурана» вылилось в чрезмерное напряжение сил и средств, о котором его участники вспоминали как о невероятном подвиге. В год на «Буран»-«Энергию» тратилось 600 млн рублей. В итоге корабль взлетел на 7,5 лет позже американского, без экипажа и один-единственный раз. Руководство само не знало — зачем он нужен? Сложилась удивительная картина: богатая Америка имела одну пилотируемую программу, а бедный и технологически отсталый Советский Союз — сразу две. При этом с 1975 по 1981 годы американцы вообще не запускали людей в космос, но никому и в голову не могло прийти, что они менее развиты чем СССР. И сегодня у США нет технологий для запуска человека в космос, но понятно, что это никак не влияет на престиж тамошней науки и техники на фоне победных реляций (и красочных фотографий и видео) то с Марса, то с Плутона. Главный урок для «Роскосмоса» из советских времен — не распыляться, не разбрасываться, методично и последовательно вести свою линию, не давать космонавтике становиться заложницей политики и непродуманных субъективных решений. Сегодняшние руководители страны, к счастью, лишены амбиций предшественников и отдают себе отчет в сравнительно скромных возможностях и роли России. Об обычной коррупции не стоит и говорить — ее надо искоренять безжалостно. Необходимо использовать свое нынешнее положение монополиста по доставке космонавтов на МКС, но понимать, что оно не навсегда, и потому готовить новые пути. Международной кооперации в космосе альтернативы нет. Даже американцы запустили аппарат к Сатурну и Титану на паях с Европейским космическим агентством. Другое важнейшее направление — передача на аутсорсинг частным фирмам многих функций, которые прежде были за НАСА. Тот же «ИнСайт» запустил United Launch Alliance — частный консорциум. Даже в коммунистическом Китае имеется сегодня несколько частных компаний, планирующих заниматься пусками ракет (OneSpace, LinkSpace и ExPace). А 27 октября 2018 китайская LandSpace попыталась отправить на орбиту первый спутник, — правда, потерпела неудачу на этапе третьей ступени. Также важный урок заключается в необходимости жить своим умом. Сегодня космонавтика в США переживает очевидный кризис — НАСА уже который год не может определиться с приоритетами, особенно по части пилотируемых полетов. Надежды на Илона Маска пока довольно призрачны. Вспоминается и Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, которая пока никак не заработает. И в прошлом НАСА допускала крупные ошибки в планировании. Поэтому «Роскосмос» должен самостоятельно принимать решения, определяя для себя амбициозные, но реальные цели. Пока же мы не видим ничего интересного ни в плане отправки АМС к объектам в Солнечной системе (например, к неисследованным астероидам), ни в плане пилотируемых полетов. Со стороны государства необходим строгий аудит его расходов, но не переходящий в удушение. Космос, как показывает и отечественный и зарубежный опыт, вещь непредсказуемая, поэтому риски должны априори входить в статьи расходов. Кудрин прав, что «страна попала в серьезную застойную яму», — это касается и космоса. Сможет ли «Роскосмос» вылезти из нее при Рогозине — вопрос открытый.