Спам, 3D и скоростные поезда. Как предприниматели XIX века видели будущее?
Людям нравится оправдывать ожидания, тем более, их превосходить. Наверное, поэтому мы с таким интересом читаем и смотрим на произведения футуристов прошлых десятилетий и веков. Они пытались предсказать, что еще сможет сделать человек для того, чтобы улучшить свою жизнь? Мы же с любопытством сравниваем реалии с тем, что было когда-то сказкой. В XIX веке по заказу предпринимателей были сделаны рисунки, которые должны были предвосхитить технические достижения Франции в 2000-м году. Позабытые открытки, иногда довольно ироничные, опубликовало издание The Telegraph. Были предсказаны, например, электрические корабли, которые смогут пересечь Атлантический океан за два дня и поезда, развивающие скорость до 240 километров в час. Правда, сейчас поездка на пароме из Великобритании до Нью-Йорка длится неделю. Но скоростные поезда у человечества уже есть. Поезд «Сапсан», следующий из Санкт-Петербурга в Москву, движется со скоростью 300 километров в час, и это не предел скорости для данного вида транспорта. В 20-х годах был снят документальный фильм о «самолетах-монстрах», которые неминуемо придумают изобретатели. Они должны были перевозить 600 пассажиров из Америки на материк за день. Существующий ныне Airbus A380 перевозит по этому маршруту 853 человека за шесть часов. Хотя в нем нет роскошных библиотек, которые инженеры прошлого полагали совершенно необходимыми в путешествиях. Да и зачем они нужны, если в наше время каждый обладает смартфоном, работающем на основе беспроводных технологий, есть спутниковая связь и интернет. А их в 1964 году предсказал американский фантаст Айзек Азимов, которого иной раз хочется принять за ясновидящего. Он предсказал все это в своих романах, а еще 3D-фильмы и солнечные электростанции. Задолго до появления интернета, всех прелестей и гадостей сетевой жизни, писатель Джон Бранер в 1975 году написал роман «Оседлавший волну шока», в котором ввел понятие компьютерный червь (worm). Оно так и закрепилось за вирусами, кишащими в Сети и мешающими нормально функционировать компьютерам. В романе Бранера фигурируют прообразы современных электронных книг, хакеров и даже спама. Советский писатель-фантаст Александр Беляев хорошо знаком, скорее, любителям ретро-фильмов. «Человек-амфибия» смотрели очень многие, но его наследие гораздо шире. В романе «Подводные земледельцы» он описал ранцы-буксировщики для аквалангистов, подводную съемку и сельскохозяйственные фермы. В романах «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и «Человек, потерявший лицо» Беляев предсказал создание новых человеческих органов, пластическую хирургию и стимулирующие умственную деятельность препараты. В его произведениях мелькают радиолокатор, беспилотники и микробиологическое производство. Стоит подчеркнуть, что умер он в 1942 году. Наверное, самым знаменитым советским писателем-фантастом начала прошлого века был Алексей Толстой, помимо роскошных исторических романов прославившийся фантастикой. По одному из его романов «Аэлите» был снят первый отечественный футуристический фильм. Разумеется, немой. В нем писатель рассказывает о полете на Марс, который осуществили двое мужчин в «междупланетном дирижабле». «Яйцеобразный аппарат» размером восемь на шесть метров передвигался по типу ракеты. Топливом для «взрывной камеры» служил порошок «Ультралиддит». Теплоизоляцию состояла из войлока и резины, покрыт «дирижабль» был клепанной сталью. Толстой писал про радиостанции, которые использовались на Земле и на Марсе. Но он также упомянул о видео связи, и подавлении мятежа с помощью военных, вооруженных электрическими ружьями, и оседлавшими индивидуальные летательные аппараты. Чем не современные электрошокеры? В небе Марса кружили аэрокары, подозрительно напоминающие беспилотные такси, которые вот-вот запустят в Арабских Эмиратах. Роман «Гиперболоид инженера Гарина» поставил «красного графа» в один ряд с прозорливцем Жюлем Верном, гениально предсказавшем появления субмарин и полеты на Луну. Толстой предвидел создание лазерного луча, который в романе назывался гиперболоидом. Любопытно, что в семье Алексея Толстого был физик. Неизвестно, консультировался ли он с ним, но прообразом своих героев писатель сделал инженера Ивана Коровина, своего друга, умершего в 1917 году. Обсуждать свои произведения Толстой с ним, конечно, не мог, но какие-то новаторские идеи вполне мог почерпнуть. Кроме того, он был знаком с реальным инженером и сенатором Гариным, руководившим постройкой баснословного Царского метро и вообще всеми секретными российскими разработками того времени. Разумеется, Толстой не был единственным советским фантастом, пытавшимся заглянуть в будущее страны. Были и другие, конечно, более скромные в смысле размаха таланта товарищи. Например, некто Лопатин, написавший в 1924 году футуристический рассказ о Москве 1950 года. Он описал полностью снесенный исторический центр, широчайшие, до 120 метров, проспекты, и рабочих живущих в цехах. Между Москвой и Ленинградом в будущем Лопатина курсировали аэроомнибусы. По его мнению, столица Советского Союза в 1950 году напоминала один большой сад. Дома были в большинстве своем трехэтажными. Уже к 1945 году Лопатин ожидал появления пологих выемок в дорожном полотне, позволявших машинам уходить в тоннели. Светофоры должны были остаться только на самых тихих перекрестках. О 120-метровых, оформленных по единому проекту, проспектах писал в 1934 году и писатель Левандовский. Он считал, что в Москве 1954 года будут «величественные, как эпос» площади. В жилых кварталах, площадь которых будет доходить до километра, 22% территории займет жилая зона, в остальное пространство будет отведено под парки, клубы, стадионы и ясли. Левандовский предвидел, что через 20 лет в пятимиллионном городе будет построен мегалитический Дворец советов. Он предполагал, что ЦУМ будет снесен, а Красная площадь расширена вдвое. Современные отечественные фантасты так далеко в будущее не заглядывают, но зато делают уверенные предсказания на основании прогнозов, например, социологов. Юрий Никитин в «Трансчеловеке» описывает мир, разделенный на «простых людей», «трансчеловеков» и «зачеловеков», потерявших малейшую связь с человеческой биологией. Однако уже сейчас звучат прогнозы о грядущем биомодифицировании элит, которые помогут им отгородиться от плебса очень долгой жизнью и несокрушимым здоровьем. Василий Головачев в романе «Новый уровень» описывает «умные дома», которые не только будут по команде выполнять необходимые действия, но и чутко реагировать на настроение хозяина, менять интерьер и включать при необходимости роботов-уборщиков. Уже сейчас ученые предсказывают, что основным профессиональным качеством работника должна стать профессиональная гибкость, способность быстро перестраиваться в постоянно меняющих условиях. Отечественные фантасты эксплуатируют и эту тему, описывая мгновенное устаревание знаний и непрерывные добровольно-принудительные курсы по переподготовке. Впрочем, сейчас довольно трудно отделить фантазии писателей от реальной науки. Американский астрофизик Джордин Кэйр из компании LaserMotive, работавший над космическими лифтами и солнечным парусом, как-то признался, что фантастика повлияла на его жизнь и карьеру. «Я пошел в астрофизику, потому что интересовался крупномасштабными явлениями во Вселенной, а в МТИ я поступил, потому что так сделал герой романа Роберта Хайнлайна „Имею скафандр — готов путешествовать“», — рассказал он, и добавил, что часто приходит на встречи любителей научной фантастики. Он также сообщил, что многие передовые современные фантасты довольно тесно общаются с учеными. В свою очередь, писатель Нил Стивенсон, автор романов «Анафема» и «Reamde», призвал коллег вернуться к литературе «больших идей», чтобы вдохновлять молодых ученых. «Поговорите с режиссерами — все они убеждены в том, что за тридцать лет в кинофантастике не появилось ничего круче „Бегущего по лезвию“. От этих представлений давно пора отойти», —подчеркнул он. В 2012 году он и и Центр науки и воображения Университета штата Аризона (США) открыли веб-проект «Иероглиф». В нем приняли участие все желающие, от художников до инженеров, решивших показать то будущее, которое они хотели бы подарить всему человечеству. Проект художника и исследователя Николая Ламма в «Иероглиф» не входит, но вызвал большой интерес после его публикации. В сотрудничестве с генетиком доктором Аланом Кваном из Вашингтонского университета, он решил нарисовать человека таким, каким он станет через 100 тысяч лет. Художник воспользовался выкладками вычислительной генетики, основанными на климатических условиях и технологических достижениях, предположительно, доступных человечеству к тому времени. То есть, из-за попыток колонизовать солнечную систему глаза землян станут намного больше, кожа станет более пигментированной. Доктор Кван предположил, что у людей уменьшится надбровная лобная часть черепа, а веки станут более толстыми. Люди начнут выбирать внешность ребенка до его рождения, генетически изменяя не только цвет глаз, но также вживляя импланты и микросхемы, обеспечивающие коммуникацию с другими людьми и устройствами.