Как инвестировать в искусство: в Музее Фаберже прошел завтрак Forbes

В пятницу, 16 ноября, Музее Фаберже прошёл бизнес-завтрак Forbes «Культура и бизнес: синергия успеха». Мероприятие прошло в рамках деловой программы VII международного Санкт-Петербургского культурного форума. Участниками завтрака стали министр культуры РФ Владимир Мединский и его заместитель Павел Степанов, представители благотворительных фондов «Ренова» Виктора Вексельберга и «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, деятели культуры и искусства — директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, заместитель директора Третьяковской галереи Татьяна Мдруляш, председатель правления фонда «Эрмитаж XXI век» Зорина Мыскова, президент Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская, художественный руководитель БДТ Андрей Могучий и другие. Модератором дискуссии стал редакционный директор Forbes Николай Усков. На завтраке обсуждалась проблема государственного финансирования культуры и меценатства. По словам Владимира Мединского, министерство культуры активно взаимодействует с фондами и представителями бизнеса и всегда приветствует любые инициативы с их стороны: «Мы готовы предлагать инвесторам самые интересные формы взаимодействия. Причем не только системно, но даже в индивидуальном порядке». Мединский пожаловался, что в России существует огромное количество заброшенных усадеб, которые являются уникальными памятниками архитектуры. Государство не может их содержать, а бизнес — не хочет, потому что по нынешнему законодательству из таких усадеб можно делать только музеи. Он добавил, что министерство работает над механизмом передачи таких усадеб бизнесу, чтобы после реставрации их можно было использовать как-то по-другому. «Поверьте, по цене маленького домика в Кап-Ферра [в России] можно получить очень большой дом с немыслимыми просторами с размером всего княжества Монако, как минимум где-нибудь в Новгородской области. Причем я думаю, что это реально будет стоить примерно одинаково. Возможно, у нас даже меньше. Поэтому, если у вас есть один домик в Кап-Ферра, зачем вам второй? Да и его продайте», — сказал министр и добавил, что отреставрировать такой дом в России тоже будет значительно дешевле, чем замок во Франции. Представители благотворительных фондов в свою очередь пожаловались министру, что в правилах финансирования учреждений культуры не хватает прозрачности, а процентное соотношение государственной и частной поддержки очень разное. Например, у Большого театра есть Попечительский Фонд, восемь членов которого выделяют ежегодно по €350 000, рассказал член Правления Группы компаний «Ренова» Андрей Шторх. Сумма частной поддержки таким образам равняется €2,8 млн, что составляет 5% от всего бюджета театра (€56 млн) без учета прибыли от продажи билетов. Однако, далеко не все организации имеют попечительские фонды. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак и заместитель директора Третьяковской галереи Татьяна Мдруляш рассказали, что только благодаря фондам крупнейшие музеи могут проводить большие международные выставки по обмену с иностранными музеями. «Учреждения культуры не должны зарабатывать, — сказала Мдруляш. — Тем не менее поддержка Третьяковской галереи фондами, и в частности фондом «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, позволила нам увеличить наши фонды и запустить несколько крупных проектов, в которых государственных денег не было вообще». Сегодня проблема частной поддержки учреждений культуры заключается не в том, что нет спонсоров, а в том, что бывает не понятно, как и кого нужно поддержать. С одной стороны, в российском законодательстве в области культуры не хватает механизмов, регулирующих поддержку проектов. «Существуют законодательные ограничения, по которым мы не всегда может разместить логотип или выразить благодарность спонсорам на рекламных баннерах мероприятия», — сказала президент Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская. С другой стороны — «в русской культуре не принято просить». По словам куратора ЦСИ «Заря» во Владивостоке Алисы Богданайте, у нас до сих пор нет культуры презентации и «упаковки» проектов. По итогам завтрака стало очевидно, что российский бизнес действительно готов вкладывать средства в культуру, но без понятных механизмов это взаимодействие не будет эффективным. Более того, многие эксперты считают, что в период экономического спада, когда обычные инвестиционные инструменты не работают, на первый план выходят альтернативные виды инвестиций, какими являются подобные вложения в искусство. Результатом таких инициатив стал, например, Музей Фаберже, созданный на деньги Виктора Вексельберга, и передача в дар Третьяковской галерее коллекции картин Гелия Коржева, приобретенных Владимиром Некрасовым.