Дальность полета мысли. Почему на Ближнем Востоке и Азии предпочитают русское вооружение

Тринадцать ближневосточных стран пожелали приобрети русские системы ПВО высокой категории, а именно комплексы С-400. «Чертовой дюжиной» их назвали наши американские коллеги после того, как им стало известно, что даже санкции правительства США не пугают вероятных покупателей. Пусть, дескать, откажут в хлебе с маслом, зато поля, на которых этот хлеб когда-нибудь еще вырастит, останутся целыми. Но вообще-то речь не о хлебе и не о мирных полях, а о нефтяных и газовых разработках, которые обеспечивают тем же куском хлеба многие народы. Но и о карманах хозяев жизни заботятся. И еще как! В ноябре 90-го года я, в составе небольшой делегации, был в журналистской командировке в США, в штате Коннектикут, в его столице — Хартфорде. Тогда это была «красная зона», то есть территория, закрытая для русских. Нас сопровождали агенты ФБР. Город очень небольшой — там проживает чуть более 100 тысяч человек, зато это один из крупнейших центров американского ВПК, в котором присутствует флагман этой промышленности корпорация UТС. Ее финансовый оборот уже тогда превышал 25 миллиардов долларов. Около 9 миллиардов приходилось на компанию «Sikorsky Aero Engineering Corporation», которая производила боевые вертолеты для армии США и для продажи за рубеж. Головной офис и цеха располагались совсем недалеко от столицы штата — в городе Стратфорд. Руководил тогда компанией сын ее основателя Игоря Сикорского — Сергей. После довольно подробной экскурсии по цехам завода, напоминавшим своей сияющей чистотой хирургические палаты, уже в кабинете, когда-то самого Игоря Сикорского, а теперь его сына, я спросил, много ли покупателей на Ближнем Востоке и в Северной Африке их боевой продукции высшего качества. Показали нам, журналистам, кстати, все, кроме цеха вооружений. «Достаточно, чтобы не забывали», — ответил с улыбкой Сергей Игоревич. Потом стал серьезным и продолжил: «От намерения купить до самой покупки расстояние такое, которое не каждый может преодолеть. Нужны резолюции четырех ведомств и чертовой дюжины комиссий и комитетов». Потом он провел нас в операционный зал с огромным центральным экраном и двумя десятками мониторов перед операторами. По экрану — подробной цветной карте мира — барражировали красные точки. Оказалось, что это уже проданные машины с сильнейшим летальным вооружением. Сикорский объяснил, что каждый его оператор знает, кому продан вертолет, какое на него навешано вооружение и куда он не имеет права залетать. Если покупатель нарушит договор, отсюда, из Стратфорда, поступит импульсная команда отключения жизнедеятельности боевой машины и она рухнет на землю, если находится в воздухе, или же не заведется на земле. Это же твердо знают и покупатель, и пилоты. Я вспомнил этот разговор, тогда так меня поразивший, потому что в обзорном материале американского кабельного и спутникового телеканала новостей бизнеса (СNВС), на который ссылается РБК, предположили, что тринадцать стран, в основном из Ближнего Востока, предпочитают русское вооружение, а именно сильнейшие комплексы ПВО С-400, потому что с их приобретением нет никаких проблем — все равно, что купить игрушку на прилавке супермаркета. А вот американскую продукцию приобрести трудно. Впрочем, о некоторых бюрократических проблемах мне еще в 90-м году поведал Сергей Сикорский, о чем я только что упоминал. Источник фото: РИА Новости Для того чтобы оценить этот аргумент, нужно знать, какие именно страны желают купить русские комплексы, а какие ими уже обладают или вот-вот получат вместе со всем, что к этому прилагается — подробными многотомными инструкциями, практическим опытом работы, высокопрофессиональным техническим и сервисным обслуживанием, строжайшими условиями применения и жестким перечнем запретов и эмбарго на использование в тех или иных боевых обстоятельствах. Итак, официально покупателями комплексов являются Китай и Турция. Раздумывает о покупке Индия. Китай еще в 2014 году оплатил три миллиарда долларов за шесть дивизионов комплекса. В нынешнем году поставка началась. Америка применила к соответствующему департаменту китайских вооруженных сил и к его руководителю так называемые вторичные санкции в связи именно с этим. Там речь шла и о поставке истребителей СУ-35. Что касается Индии, то США заявляют, что считают страну своим стратегическим партнером и поэтому пока никак не определились со своей позицией о планах Нью-Дели купить русские комплексы. С Турцией ситуация еще более деликатная — страна входит в НАТО и платит свои взносы туда исправно, в отличие от многих других участников. Да и ее геополитическое положение заставляет кое-кого прикусить язычок. К тому же, в тех местах не очень-то покомандуешь и уж никак не поскандалишь. Это вам не европейские Балканы. Поэтому вопрос о покупке не американских комплексов (THAAD), которые и дороже, и менее эффективны, а русских С-400 тоже открыто не обсуждается. Такие дела в приличных семействах решаются в отсутствии соседей, да и вообще посторонних. Кроме того, тут трудно отсечь посредников, которые присутствуют во всех подобных сделках и утверждаются заранее всеми заинтересованными сторонами. Степень их влияния на правительства и советы директоров крупнейших банков вполне соответствует эффективности самого вооружения. И это — очень и очень «мягко говоря». К числу соискателей сделки по комплексам С-400 относятся соседи по одному весьма беспокойному региону — Катар, Марокко, Ирак, Алжир, Саудовская Аравия и Египет. Среди дальневосточных стран — Вьетнам. В свое время, Южная Корея приобрела американскую THAAD, которая, по всем оценкам, не в состоянии покрыть такую же территорию, как русские комплексы, и к тому же ее облуживание стоит почти столько же, сколько и сама установка. Есть заявки на С-400 еще от такого же количества стран. Во всяком случае, источник в американской разведке сообщил в СNВС именно это. Те же разведчики, составлявшие, видимо, справки для соответствующих правительственных структур утверждают, что предпочтение покупателей вызвано не столько эффективностью русских комплексов ПВО, сколько их низкой ценой, простотой облуживания и покупательской доступностью без бюрократической волокиты. Но это все хоть и относится к положительным факторам, все же было бы бессильно без еще двух дополнительных аргументов. Первый из них очевиден для военных специалистов — высочайшая боевая эффективность комплекса, покрывающего такую широкую территорию, которую не способна обеспечить ни одна другая система ПВО. К этому добавляется то, что С-400 может поразить воздушные объекты вооруженных сил США, а именно — бомбардировщики, построенные по схеме «стелс», крылатые и некоторые баллистические ракеты. Ведь изначально создавалась система именно для этого. Источник фото: Министерство обороны Российской Федерации В этом-то и кроется еще одна причина, почему даже угроза санкциями не всегда может остановить покупателей. Источник в американской разведке не сказал об этом ни слова. Арабский мир, широко представленный в числе покупателей, более всего опасается агрессии со стороны США, а не России. Он стремится избежать зависимости не только от финансового диктата, исходящего от США, но и от угрозы воздушной атаки американской авиации и ракетных сил на промышленные площадки энергетических разработок, НПЗ и логистических линий доставки продукции. Напрашивается именно этот вывод. А вдруг на большом мониторе на стене в Пентагоне или в Белом доме возьмут да надавят на ту роковую кнопку, которую нам показывал в своем операторском зале Сергей Сикорский, и рухнут вниз не только военные объекты, но и экономики целых стран, и пригревшиеся там правительства. На их место водрузят других политиков и администраторов, а колоссальные денежные потоки потекут в иные «геополитические» русла. Тут табачок врозь, да и яйца следует носить в разных корзинах. Решать проблемы можно ведь по-разному, однако бронежилет, эффективный и не слишком дорогой, не повредит на любых переговорах и даже на самых веселых вечеринках. Ну, а то, что русские комплексы С-400 дешевле, проще в обслуживании и шире диапазон их действия, так это приятный бонус к основному аргументу исключительно политического содержания. Американская разведка сообщает о технической стороне выбора, но все остальное никак не может сделать доступным для общественной оценки, потому что это куда значительнее, чем даже многомиллиардная сделка ВПК. Это — глобальная политика, которая опирается на опыт, формирует действительность и затачивает острие угроз на будущее. Поэтому покупатели учитывают не только дальность полета ракет подобных комплексов, но и сложные траектории своих мыслей и опасений. А цена — что? Цены всегда обсуждаются. Андрей Бинев, журналист, аналитик