Исчезнут ли газетные киоски?
Предпринимателей, которые занимаются розничным распространением прессы, этой осенью напугали требования нового «дорожного» стандарта. Речь зашла едва ли не о полном запрете любых торговых точек на тротуарах, в том числе и газетных киосков. В Росстандарте говорят, что документ был неправильно истолкован, а в Госдуме готовы обсудить, как помочь бизнесу по продаже газет и журналов стать рентабельнее. Разночтение в ГОСТ уберут В России 1 сентября начал действовать ГОСТ Р 50597-2017. Новый стандарт определяет требования к эксплуатационному состоянию дорог и улиц, которое допустимо по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Разночтения вызвал пункт 5.1.1. В нём говорится, что «проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к предметам обустройства…» Хотя ГОСТ и общефедеральный, первыми тревогу забили торгующие газетами и журналами предприниматели из Санкт-Петербурга. Некоторым из них городской комитет по благоустройству даже успел разослать предписания об устранении нарушений, то есть сносе торговых точек. В Северной столице, где за год продают около 30 миллионов экземпляров печатных изданий, избавляться от киосков с прессой никто точно не собирается, заверил глава Комитета по печати и взаимодействию со СМИ администрации Санкт-Петербурга Сергей Серезлеев. «Бизнес готов инвестировать средства, но ему важно, чтобы работа шла в правовом поле и была рассчитана на дальнюю перспективу», — отметил чиновник. Внешний вид торговых точек, который давно устарел, — это предмет отдельного обсуждения, добавил он. В комитете попросили коллег повременить с предписаниями и подключили депутата Госдумы от Петербурга Михаила Романова. «Введение указанного запрета фактически ставит под угрозу систему распространения периодической печатной продукции как в Санкт-Петербурге, так и во всех других регионах», — написал обеспокоенный законодатель в своём запросе в Росстандарт. По предложению Романова в конце октября на площадке Госдумы прошло совещание с руководством Росстандарта и Роспечати, представителями разработавшего стандарт РосДорНИИ, а также центрального аппарата МВД. Оказалось, что, согласно ещё одному ГОСТ, который действует 10 лет, любые пункты торговли, в том числе и киоски с прессой, относятся к элементам обустройства. А это совсем не «посторонние предметы». «Если мы даём один ГОСТ и делаем ссылку на другой, то требования нового стандарта вообще не относятся к киоскам! То есть появилась ошибочная трактовка контролирующих органов, которые взяли один стандарт и не учли другой», — констатировал замруководителя Росстандарта Антон Шалаев. Киоск — это безальтернативная система продаж периодической печати, особенно ежедневных газет. Уже в начале ноября Росстандарт выпустил поправку к ГОСТ, в которой сделана сноска о том, что под его действие не подпадают киоски на тротуарах. «Решения приняты, стандарт уточнён, больше нет никаких оснований расторгать договоры с владельцами точек и демонтировать законно установленные нестационарные торговые объекты», — сказал Михаил Романов «Парламентской газете». Не только бизнес, но и социальные проекты Понятно, что трудности у бизнеса по распространению прессой начались не вчера. Если пять лет назад розничных точек, торгующих печатью, в стране было около 50 тысяч, то на сегодняшний день осталось около 27 тысяч, приводит статистику советник руководителя заместителя Роспечати Геннадий Кудий. «Киоск — это безальтернативная система продаж периодической печати, особенно ежедневных газет. Сокращение их числа — это большая проблема для информационной безопасности страны», — считает эксперт. Газетные киоски пора рассматривать не как бизнес, а как социальные проекты, убеждён председатель Союза журналистов Москвы, главред газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. «Розничные распространители прессы помогают людям получать информацию. Но надо понимать, что торговать одними только газетами и журналами давно невыгодно. Поэтому общественные структуры, в том числе наш союз, неоднократно предлагали расширить ассортимент, чтобы повысить рентабельность такого бизнеса. Подобная практика есть во многих странах, например в Финляндии, и к ней уже обратились в столице. Помимо прессы, в киосках можно купить безалкогольные напитки, канцелярские принадлежности», — рассказал Гусев «Парламентской газете». По словам Михаила Романова, в Госдуме продолжат обсуждать варианты господдержкой печатных СМИ и реализации их продукции. «Конечно, людям удобно, чтобы рядом с остановками наземного транспорта и входами в метро находились точки по продаже газет и журналов. Мы запросили статистику, нужно чётко понять, по каким причинам киосков с прессой всё меньше: либо это высокие арендные ставки, либо какие-то излишние административные нагрузки, либо просто упал спрос на печатную продукцию», — заключил депутат.