Новый социальный лифт. Родители воронежских школьников мечтают видеть детей программистами
Информационные технологии они изучают одновременно с буквами и цифрами. В одном из вузов маленькие пользователи в компьютерной школе осваивают работу с облачными хранилищами, создают мультимедийные презентации и с лёгкостью разбирают компьютер по частям. Прошедший недавно международный форум «Открытые инновации» показал, что цифровизация породила новый тренд – в стране бум на курсы программирования для детей. Родители, глядя на карьеры программистов и их зарплаты, увидели в этой профессии новый социальный лифт. То, что дома строго настрого запрещено, здесь – целый предмет. Учащиеся школы «Перспектива» разбирают системный блок на мельчайшие детали. В идеале, после всё это нужно вернуть на место. Девятилетний Вениамин Заварзин о внутренностях компьютера может говорить много и охотно. Пусть порой для этого пока и не хватает слов. – Зачем нужен процессор? Процессор – он как мозг компьютера. Он обрабатывает все вещи, которые мы делаем. Люблю программирование. Я хочу стать, как моя мама, она тоже программист, – признался ученик детской компьютерной школы «Перспектива» Вениамин Заварзин. – Мы помогаем им через эту деятельность, во-первых, преодолевать некую зависимость от гаджетов, а во вторых, пощупать себя и попробовать себя айтишником. И к шестому классу, когда первый этап нашей компьютерной школы подходит к завершению, ребёнок уже в принципе чётко понимает, что для него ближе – программирование, железо или системное администрирование, – пояснила проректор по развитию ВИВТ Карина Бросова. Столь ранняя подготовка IT‑специалистов – последствия небывалой востребованности этой профессии на рынке, уверены кадровики. Работодатели не скупятся – средняя зарплата для программистов без опыта работы перевалила в Воронеже за 30 тыс. рублей, опытным «айтишникам» платят примерно в 5 раз больше. Уже сегодня среди вакансий программисты – на втором месте. В будущем, их лидерство, кажется, неминуемо. – На первом месте это специалисты, по спросу работодателей, в области продаж, на втором месте – это IT-специалисты. По прогнозам аналитиков, мы знаем, что в 2020-2022 годам прогнозируется порядка миллиона дефицита спроса на IT-специалистов, то есть, будет катастрофически их не хватать, – отметила директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова. Предстоящий дефицит пытаются компенсировать и в воронежском «Кванториуме». Причём, обучение тут бесплатно. На занятии по робототехнике младшая группа уже решает вполне серьёзные задачи. Вот этот робот призван помочь энергетикам. Осталось только понять, как приделать к нему механические щипцы. – Можно сделать его достаточно длинным, чтобы он мог ухватить то, что находится в зоне ядерной реакции, потому что людям туда не надо заходить, – рассказал инженер Кванториума Андрей Половинкин. В группе постарше – более масштабные проекты. Двенадцатилетние программисты создали компьютерную игру, которая позволяет изучить правила безопасности на производстве. – Мы принимаем детей с 12 лет и сопровождаем до 17-18 лет, пока они не уходят из школы и не становятся студентами университетов, – пояснил преподаватель Кванториума Алексей Максимов. Приложение к смартфону с элементами дополненной реальности. Автор – 16-летняя Евгения Яковец. Юная разработчица уверена, высокие технологии уже сегодня способны справиться даже со страхом. – В современном мире очень многие люди, особенно старшее поколение, боятся атомной энергетики, потому что вспоминают Чернобыль. Мы хотим рассказать, что современная атомная энергетика, например, наша Нововоронежская атомная станция, имеет очень много уровней безопасности и ничего страшного не случится, – рассказала ученица школы №38 Воронежа Евгения Яковец. В ВГУ специальности, связанные с IT, традиционно одни из самых популярных. В прошлом году конкурс на «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» составлял 6 человек на одно бюджетное место. Часто такие группы состоят сплошь из отличников и призёров олимпиад. Детские курсы информатики в этой гонке не помогут, уверены в деканате. – Очень высоким технологиям младших школьников научить просто невозможно. Во-первых, у них нет необходимых знаний. У них нет базы. Это раз. А во-вторых, дети такого возраста не достаточно усидчивы, наверное. Вряд ли они смогут высидеть на этих курсах, – отметил декан факультета прикладной математики, информатики и механики ВГУ Александр Шашкин. Чем раньше начать, тем больше шансов получить в последствие работу мечты – такова версия родителей. В школе «Перспектива» легко заполнили все группы ещё летом. Причём инвестировать в карьеру своих чад родители готовы уже сейчас – обучение тут стоит около 3 тыс. рублей в месяц.