Василий Лановой: Актер должен носить тайну

Ученики школы № 1270 Никита Щетинин и Евгения Храмцова на празднике школы виртуозно исполнили классические произведения в современной аранжировке. — Василий Семенович, как будете отмечать день рождения Театра Вахтангова? — Для меня это праздник. Утром пойду в Щукинское театральное училище, где преподаю и где у входа стоит памятник основателю театра Евгению Багратионовичу Вахтангову. Каждый раз останавливаюсь около скульптуры, смотрю на учителя всех вахтанговцев и мысленно спрашиваю: «Все ли я делаю правильно в театре, в педагогике?» Рад, что нам удалось установить этот замечательный памятник, и в этом процессе я тоже принимал участие. Также есть памятник Евгению Багратионовичу в Театре Вахтангова и есть в его квартире-музее в Денежном переулке. Мы, вахтанговцы, помним о нем всегда. Более того, Евгений Багратионович — живой для нас. Никогда не забуду, с какой любовью говорили о Вахтангове его ученики, в частности моя учительница— Цецилия Мансурова. И женщины, и мужчины все обожали Евгения Багратионовича. Никогда не слышал о нем ни одного худого слова. — 13 — любимое число Евгения Вахтангова. Известно, что у Евгения Багратионовича в театре было любимое место — 13 в 13-м ряду. Как вы относитесь к этому числу? — Никогда не обращал внимания на число 13. Да я и не суеверный человек. В приметы не верю. Многие боятся числа 13, но я отношусь спокойно. — Возможно, какой-то спектакль вы мысленно посвящаете Евгению Вахтангову и играете для него? — Раньше я посвящал Евгению Багратионовичу нашу «Пристань». Раньше, это когда играли наши старшие товарищи — Юрий Яковлев, Галина Коновалова. Но в последнее время мы не играем «Пристань». Хочется, чтобы эта замечательная постановка встретила 100-летие вахтанговского театра. — Нет ли у вас сожаления, что в репертуаре театра нет знаковой «Принцессы Турандот»? — Значит, не пришло время. Мне кажется, что «Принцессу Турандот 21 века» поставит молодая смена театра, мои ученики. Это была последняя постановка Евгения Вахтангова. Она на многие десятилетия определила целое направление в мировом театре, и я имел счастье играть в ней принца Калафа 20 лет. Евгений Багратионович, умирая, оставил нам завещание — спектакль «Принцесса Турандот». Станиславский, навестив больного Вахтангова в его доме, сказал: «Завернитесь в плед как в тогу победителя — вы сделали великое дело, и оно останется навсегда». —Какие главные правила артиста Вахтанговского театра? —Вахтангов предвидел — что может разрушать искусство, и дал подробные рекомендации, как этого избежать. Не может актриса, которая играет Анну Каренину, рассказывать о своем быте. Более того, ее никто не должен видеть в магазинах, с авоськами, иначе это невольно навредит ее образу. Все актеры старой школы были засекречены для зрителя. Актер должен носить тайну. —Не было ли у вас намерения уйти из театра? —Меня приглашали в другие театры, но я не пошел. Здесь я многие десятилетия играл с гениальными артистами. Мой дом — это Театр Вахтангова.

Василий Лановой: Актер должен носить тайну
© Вечерняя Москва