Федеральным деньгам уточнили применение
Второе чтение основного финансового документа страны запланировано на эту неделю. Все подготовленные бюджетные корректировки распределены по смысловым блокам, наиболее объёмный из которых касается реализации национальных проектов. В целом предложенные кабмином изменения нашли понимание у законодателей, однако в Совете Федерации уже предупредили, что не поддержат те, которые не обеспечены источниками финансирования. Поправок стало больше, но «свободные» деньги еще остались Правительство определилось с изменениями ко второму чтению проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, что и стало основной повесткой прошедших на прошлой неделе заседаний профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания. Как пояснила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам 10 ноября, в общей сложности внесено 462 поправки, авторство почти половины из которых принадлежит депутатам Госдумы. В этот раз размах законотворческих инициатив превысил обычную норму: в прежние годы количество предложенных изменений не превышало трехсот. При этом все текущие поправки распределены по смысловым блокам, отметила она, первый из них включает 82 предложения, касающихся распределения средств по нацпроектам. По словам главы комитета Андрея Макарова, на их реализацию в регионах в 2019 году направят 425,7 млрд рублей, а к 2021 году объём средств на эти цели увеличится до 688 миллиардов. Депутат напомнил, что в прошлом году, когда принимали бюджет на 2018-2020 годы, перед вторым чтением сумели распределить все 100% субсидий. «Важно не отступить от этого правила и сохранить распределение всех субсидий на уровне закона о бюджете», — подчеркнул парламентарий. Но для этого, по мнению Нестеренко, кабмину придётся сильно постараться. Еще достаточно большой объём средств, зарезервированных на нацпроекты остаётся не распределенным. Например, часть средств по нацпроекту «Экология» — это 13,1 млрд рублей в 2019 году, 24,6 млрд — в 2020, и 28,4 млрд — в 2021 году. Кроме того, не решён вопрос с финансированием программы утилизации твёрдых бытовых отходов, так как сейчас решается вопрос о создании системы переработки и ликвидации твёрдых коммунальных отходов. Кстати, как раз в этот понедельник готовность регионов к переходу на новую систему обращения с ТКО с министрами обсудит президент. По нацпроекту «Образование» объём нераспределённых ресурсов составил в 2019 году 1,4 млрд рублей, в 2020 году — 4,6 млрд и в 2021 году — 4,9 млрд. «Это связано с решением Президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию по увеличению направлений нацпроекта», — сказала Татьяна Нестеренко. Все регионы уже знают, сколько им предстоит потратить Комментируя качество правительственных поправок на заседании бюджетного комитета Совета Федерации 7 ноября, его председатель Сергей Рябухин разделил предложенные новации на несколько блоков: те, у которых имеются железобетонные источники финансирования, те, у которых они отсутствуют и те, где источники можно поставить под сомнение. Безоговорочная поддержка сенаторов обеспечена первому блоку, 64 поправки в котором касаются регионов, причём две из них на тему увеличения дотаций, в том числе Чеченской республике, более чем на 14 млрд рублей и Севастополю — на 5,4 млрд рублей. В целом же, объём межбюджетных трансфертов субъектам РФ увеличится ко второму чтению проекта бюджета на 177 млрд рублей и составит 2,272 трлн рублей. Как пояснила директор департамента межбюджетных отношений министерства финансов Лариса Ерошкина, по каждому трансферту министерство проводило согласование с регионами. В то же время две поправки без источников финансирования комитет не поддержал. «Поправки очень хорошие — изложенные в них мысли и предложения. Это — увеличение дотаций на сбалансированность, а также дотаций по частичной компенсации расходов на повышение оплаты труда. Но, к нашему сожалению, не можем их поддержать без источника финансирования», — пояснил Сергей Рябухин. Что касается бюджетных изменений, источники финансирования которых сенаторам кажутся не ясными, то к таким, по мнению Рябухина, можно отнести федеральный проект «Жильё». Таких поправок в общей сложности 13, и чтобы снять с повестки все вопросы законодателей, кабмин должен указать, откуда возьмутся средства на их реализацию. По словам Ларисы Ерошкиной, на сегодня не распределенными в проекте бюджета остаются еще 90 млрд рублей. «Связано это с тем, что в соответствии с бюджетным законодательством межбюджетные трансферты Правительство имеет право распределять до 1 апреля 2019 года», — уточнила чиновница, добавив, что все решения по объемам бюджетной поддержки регионов кабинет министров всё равно примет до конца этого года. При этом все регионы в настоящее время имеют полное представление о том, сколько денег в части софинансирования нацпроектов им придётся потратить, подчеркнула представитель Минфина. Основные задачи и параметры бюджета В первом чтении законопроект о федеральном бюджете на ближайшую трёхлетку был принят 25 октября. Как ранее заявлял премьер-министр Дмитрий Медведев, документ направлен на выполнение задач, поставленных в майском указе Президента России. В частности, предполагается до 2024 года достичь темпов экономического роста страны выше средне мировых и войти в пятёрку ведущих экономических держав. В числе приоритетных целей также зафиксированы повышение продолжительности жизни россиян и значительный рост их благосостояния. Согласно расчётам Правительства, общий объём доходов федерального бюджета составит 19,9 трлн рублей (в том числе дополнительных нефтегазовых доходов в сумме 3,3 трлн рублей), сумма расходов — 18 трлн рублей. Профицит составит 1,9 трлн рублей. Прогнозируемый объём валового внутреннего продукта (ВВП) в 2019-м составит 105,8 трлн рублей при уровне инфляции, не превышающей 4,3 процента.