«Мальчика на роль Буратино нашел в минском подземном переходе»: как снимали сказку «Приключения Буратино»

Фильм-сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино», без сомнения, принадлежит к золотому фонду российского кинематографа. Премьера на телевидении состоялась 1-2 января 1976 года, то есть 42 года назад. Режиссер картины Леонид Нечаев нашел мальчишку на роль Буратино в минском подземном переходе. «Смотрю, бежит бабушка с внуком. Под мышкой труба, в руках коньки, — вспоминает Нечаев. — Представляюсь, приглашаю в кино сниматься, а она мне в ответ: “Милый! Какое кино? Видишь, бежим с музыки на фигурное катание!”» Сам Дима Иосифов, сыгравший деревянного мальчика, говорит, что сниматься не очень-то и хотел. На съемках собрался блестящий актерский состав — Владимир Этуш, Ролан Быков, Рина Зеленая, Николай Гринько, Юрий Катин-Ярцев, Владимир Басов. К каждому из них юные актеры относились по-разному. На студии Диму пробовали сначала на роль Арлекина. Но стоило ему раздеться, все увидели, что тело у мальчика напоминает кукольное, только шарнирчиков не хватает. Так он и стал деревянным мальчишкой. Для большей убедительности ему сбрили волосы и брови, а вместо них наклеивали бутафорские. Отдельная история была с длинным носом. Делали его из пенопласта. При этом он должен был быть очень подвижным. В течение всей съемки нос Буратино меняли 45 раз. 45 носов — и все их делал один-единственный мастер. Первый нос не совсем подходил, и постепенно его укорачивали под мимику актера. На то, чтобы приклеить нос, гример тратил полтора часа. Только представьте, какой усидчивости должен быть актер, к тому же ребенок 9-10 лет. «Если кто-нибудь из вас был внимательным, то мог заметить, что в начале фильма у меня нос на 15 мм длиннее, чем в конце», — делится секретами Дмитрий. Дмитрий Иосифов вспоминает, что Ролан Быков, сыгравший кота Базилио, иногда его пугал. Работая на результат, он никого не жалел. «Он доводил жену Елену Санаеву, которая играла Лису Алису, до истерик. Она уже без сил падала, а он кричал: “Ты бездарная актрисулька!”» Впрочем, себе Быков тоже пощады не давал: «Помните, когда кот Базилио съезжает на попе по ступенькам и говорит: “Пода-а-айте слепому коту на пропитание”? — продолжает Дима. — Эту сцену он сам придумал. Взял из автобуса съемочной группы сиденье, на нем и поехал. Разодрал его в пух и прах! Водитель, увидев это, полез в драку. Еле их разняли». В Папе Карло, которого сыграл Николай Гринько, и Джузеппе, исполненном Юрием Катине-Ярцеве, Буратино души не чаял, а Этуша — Барабаса не любил. Побаивался. «Я отыгрался на Владимире Абрамовиче во время сцены, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки». После этого Этуш жаловался режиссеру: «Какой злой мальчишка этот Димка. Он ведь не просто эту шишку бросает, он метит мне в голову. Обязательно попадает. Безобразник!» Встречу Буратино с Черепахой Тортилой снимали под Минском на специально выкопанном пруде. Дело было в ноябре, съемочная группа отчаянно мерзла. «Температура воздуха плюс восемь, вода — плюс четыре, а я в тонкой курточке сижу на листе “кувшинки”, который лежит на обычной надутой камере. В общем, пару раз перевернулся, — говорит бывший Буратино. — Всякий раз съемки останавливались, меня растирали спиртом». «Девчонкам, изображавшим лягушек, приходилось еще хуже. Им регулярно приходилось бултыхаться в воду и в конце концов Тортила — Рина Зеленая — заявила режиссеру: “Если еще раз будешь снимать дубль и заставишь детей лезть в холодную воду, сажусь в машину и уезжаю!”» «Зеленая прилетела в Белоруссию только на один день, у нее накануне умерла единственная сестра, — вспоминает Дмитрий. — Она была такая печальная, рассказывала грустные истории. По рекомендациям врачей ей надо было постоянно двигаться. Она опиралась на меня, и мы с ней медленно гуляли вокруг пруда». Роль Черепахи Тортилы Нечаев предлагал поначалу Фаине Раневской, но та, узнав, что фильм сниматься будет в Белоруссии, заявила, что по причине своего уже немолодого возраста согласна сниматься, только если съемки будут проходить в подъезде ее дома. Девочку на роль Мальвины тоже нашли совершенно случайно. Как-то ассистент режиссера ехала на поезде в Минск. Соседками по купе оказались мама с очень симпатичной маленькой девочкой. Танюше было всего 6 лет. В дороге, как и все девочки ее возраста, она рассказывала стихи, пела песни, показывала сценки. При этом объявляла: «Выступает народная артистка народного танца Таня Проценко». Ассистентка ахнула. Вот так и пригласили на пробы юное создание. «Самое сложное было плакать при съемках. Например, когда я жалею Буратино, посаженного в темный чулан. Мне и глицерин в глаза закапывали, и лук к глазам подносили — а толку не было. Все очень сердились. Особенно режиссер. Стал со мной очень строго разговаривать. От обиды я разрыдалась. Леонид Алексеевич сам взял камеру и закричал: “Снимаем!” После чего угощал конфетами и успокаивал». Кстати, именно тогда, когда Татьяну утвердили на роль Мальвины, у нее начали выпадать молочные зубы. Ждать, когда же вырастут новые, времени не было. Поэтому пришлось ездить в поликлинику, вставлять фарфоровые протезы. По признанию Татьяны, она стала знаменитой только через несколько лет. Когда фильм стал популярным. И пальцем на улице показывали, и влюбленные кавалеры под окнами ходили. Приходили тысячи писем со всего Советского Союза, в которых и в любви признавались, и дружбу предлагали. Дублеров у юных актеров не было — все трюки, включая опасные, они выполняли сами. «Помните сцену в харчевне, когда разбивают кувшин, в котором сидит Буратино? — улыбается Дмитрий. — Он был огромный и тяжелый — я в него целиком влезал. Все боялись бросать в него кружку — мало ли что, ребенок внутри! А снять надо было с первого дубля, кувшин был единственным. Когда он раскололся, горловина повисла на моей шее. На площадке все ахнули!» Отдельная история приключилась при съемках сцены, когда лиса и кот за ноги подвешивают Буратино к дереву. Мама Димы категорически не желала, чтобы сын болтался вниз головой: «Нужен дублер!» В конце концов ее обвели вокруг пальца. Нечаев позже вспоминал: «Я подозвал Димку и говорю: “Нужно что-то делать!” Он: “Понял!” — и начинает ныть: “Есть хочу, не могу! Живот болит!” Пока мама ездила в магазин, мы подвесили Буратино». Отвечая на вопрос, не случались ли на съемочной площадке романы между «молодежью», Иосифов смеется: «Какое там, мы в перерывах между съемками в индейцев играли! Таня Проценко, которая Мальвину играла, была настоящей красавицей. Ромка Столкарц — Пьеро — ухаживал за ней не только по сценарию». Дети получали за съемки сто рублей в месяц. Буратино отдавал их родителям. «За девушками ухаживать не надо было, а мороженое мне и так покупали». Кстати, по словам режиссера Леонида Нечаева, золотой ключик был самой ценной вещью — все очень хотели его украсть. Стащил его сам Нечаев: «В последний съемочный день после команды “Стоп! Снято!” я сунул его за пазуху и позже просто выкупил. У меня до сих пор хранится квитанция, в которой написано: “Получено от Нечаева за реквизит — ключ: 30 рублей”». У Булата Окуджавы долго не получались песни к фильму. Сроки поджимали и, отчаявшись, режиссер Леонид Нечаев поехал в Дом отдыха писателей, где отдыхал бард. Снял соседний номер и принялся постоянно стучать Окуджаве в стенку. «Он тогда, наверное, возненавидел меня до смерти!» — вспоминает Нечаев. Через пару дней родилось знаменитое «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам!» Одну из песен для «Приключений Буратино» Леонид Нечаев попросил спеть Аллу Пугачеву, но та отказалась, заявив: «Боюсь, у меня ничего не получится». В результате песню исполнила Ирина Понаровская. Дальнейшая судьба детей-актеров сложилась по-разному — после роли Мальвины Проценко упала, катаясь на велосипеде, и ударилась головой. В итоге обнаружили сотрясение мозга, и врачи запретили ей сниматься в кино. Таня Проценко окончила факультет киноведения ВГИКа, стала поэтессой, работает в Центре Ролана Быкова. Рома Столкарц, сыгравший Пьеро, стал врачом-педиатром, живет в Израиле. Артемон (Томас Аугустинас) — процветающий бизнесмен, живет в Канаде. Гриша Светлорусов, исполнивший роль Арлекина, окончил высшую школу КГБ. А Дмитрий Иосифов, он же Буратино, окончил актерский факультет ВГИКа и режиссерское отделение кинофакультета Белорусской академии искусств, снялся в 15 фильмах, работал над проектами «Последний герой» и «Десять негритят», режиссер двух серий «Убойной силы». У Дмитрия растут два замечательных сына, которые также с большим удовольствием смотрят фильм с участием папы.