Александр Ильин: Не надо меня хвалить
Новый сериал «Годунов» увидят зрители канала «Россия 1». Снявшийся в одной из ролей Александр Ильин рассказал «ВМ» о своей работе в этой исторической драме. Сериал «Годунов» наверняка станет одним из главных событий этого телесезона. Во-первых, давно замечено, что зритель наш к историческим фильмам неравнодушен, а во-вторых, успеху наверняка поспособствуют звездные имена актеров, снявшихся в сериале. Это и Сергей Безруков, и Андрей Мерзликин, и Светлана Ходченкова, и Сергей Маковецкий и еще много ярких и популярных актеров. Александр Ильин-старший сыграл в новом проекте роль боярина Ивана Мстиславского. — Александр Адольфович, историческая драма «Годунов» — один из самых масштабных проектов сезона. Вы уже до премьеры видели, что получилось, или вместе со страной смотрите? — До премьеры видел совсем немного, эпизода два, когда озвучивали и доозвучивали. Надеюсь, что выглядит все достоверно. Костюмеры, гримеры, реквизиторы — все провели огромную работу. Вся команда, во главе с хорошим режиссером Алексеем Андриановым («Шпион», «София»), сработала профессионально. Думаю, что получилось достойно. — При подготовке к роли пришлось покопаться в исторических книгах? — Нет, ничего этого я не делал, потому что параллельно у меня шли съемки в других картинах. Да и в голове про этот исторический период у меня кое-что было. (Смеется.) — Исторический фильм — опасная территория. И историки, и ловцы ляпов наверняка накинутся. Готовы к придиркам? — Критики все равно будут придираться. Но дело-то вот в чем. Вы же знаете, что историю переписывают по сто раз, поэтому мы не знаем, что действительно достоверно, а что нет. Это просто невозможно узнать. В советское время одно писали, сейчас — другое. До этого еще третье, пятое, десятое... История всегда штука скользкая. Поэтому к любой критике отнесусь с пониманием. — Большинство из нас привыкли к трактовке образа Бориса Годунова, который придумал Пушкин, с «мальчиками кровавыми в глазах». Тем не менее именно Годунов при царе Федоре был правителем России. Да и Дмитрия, как считает сейчас большое число историков, он не убивал. Ваш фильм какую версию дает? — Ну, у меня же не главная роль, поэтому за всем не уследил. (Смеется.) Ну что ж я сюжет заранее буду пересказывать, пусть зрители от начала до конца посмотрят — вот и увидят все. — Вам в каких проектах интереснее работать — в исторических или современных, комедийных или драматических? — Мне интересно все. Это же моя работа. Чем больше ролей разных, тем интереснее. Жаль только, что приходится от чего-то отказываться. Но ничего, лучше лишний раз сказать «нет», чем сделать то, что тебе самому потом не понравится. — Если не секрет, от чего точно отказываетесь? — Вот недавно, например, отказался от участия в клипе группы «Ленинград» к Новому году. Я прочитал сценарий, мне перезванивают, я говорю: «Понимаете, в пошлости сниматься не хочу. Такие штуки не для меня. Я этого не люблю». В пятнадцать лет я бы еще мог согласиться, не понимая чего-то. А сейчас мне это уже не то что даже неинтересно, я считаю, это нонсенс был бы, если б я там снялся. Они мне говорят: «Мы там специально так все придумали...» Я отвечаю: «Ну, тогда, значит, с другими актерами договаривайтесь». — Группа «Ленинград» — это сразу миллионы просмотров! — Для меня лучше отказаться, чем такие просмотры иметь. — Сейчас любят сравнивать современное кино и сериалы с советскими, наше — с западным. Как думаете, прогрессирует наша киноиндустрия? — Вы знаете, в советское время снимали сериалы как художественное кино. А не как сейчас — за день двадцать серий, грубо говоря. Я, например, первый раз в сериале в 1974 году снимался. Был такой многосерийный фильм «Строговы». И мы это снимали как художественный фильм, то есть отношение было совсем другое к процессу. А сейчас актеров просто загоняют. Я не знаю, то ли времени не хватает у людей, то ли просто снимают так — через пень колоду. Спешим, в общем, спешим… А из-за этого пропускаем какие-то важные вещи, на которых нужно заострить внимание. Тем более правят-то бал не режиссеры, а продюсеры. Он захотел — выгнал режиссера, захотел — другого взял. А тот не знает, о чем это все, как задумывалось. В общем, такая кутерьма идет. — Вас можно увидеть в популярных, юмористических сериалах. Вы снялись в довольно неожиданном фильме «Парень с нашего кладбища». Не страшно в эксперименты молодых режиссеров ввязываться? — Нет, нормально к этому отношусь. Есть такие молодые ребята, которые уже и могут, и понимают... Поэтому ничего страшного в том, что режиссер молодой, нет, если он в деле соображает, почему бы и нет? — А как вы к юмору современному относитесь? —Есть юмористические передачи, которые я просто не могу смотреть. Там весь юмор ниже пояса. Мне кажется, юмор умирает, потому что невозможно же все время говорить про место, на котором сидим! Других тем нет, что ли? — Это говорит о том, что зритель стал настолько непритязателен? — Вы понимаете, это вечная тема голого короля: один засмеялся — толпа засмеялась. Конечно, от зрителя многое зависит: раз он принимает подобные вещи, почему бы не кормить его этим? Вот и кормят с ладошки, а чем — разборчивости мало. — Когда-нибудь задумывались, чем могли бы в жизни заниматься, если б не стали актером? — Нет, тут без вариантов. Я же вырос в театре. И дети мои тоже в театре выросли... Нам-то с Володей (родной брат Владимир Ильин — актер театра и кино. — «ВМ») отец (Адольф Ильин — актер Театра им. Маяковского. — «ВМ».) не советовал быть актерами. Но я же говорю, мы в буквальном смысле выросли в театре, по гастролям ездили с детства. Иногда я на рояле спал, накрывшись кулисой. А я-то своим детям уже не запрещал, потому что знаю: бесполезно советовать или не советовать, все равно ребенок сделает так, как хочет. Поэтому на их выбор профессии никак не влиял. Это они все сами (Илья, Алексей и Александр Ильины — актеры. Александр Ильинмладший получил широкую известность после роли Лобанова в сериале «Интерны». — «ВМ»). — Ваш отец чем аргументировал свое нежелание видеть вас с братом актерами? — Он нас с Володей отдал в английскую школу и хотел, чтобы мы по какой-нибудь дипломатической линии пошли. А когда куда-то направляют, молодой человек, естественно, хочет выбрать свой путь. Вот и не сложилось у нас с дипломатией. — Будучи ребенком, вы понимали, что ваш отец — известный актер? Гордились? — У меня даже в голове такого не было — какие-то гордости… Просто у папы такая работа. И к себе так же относился и отношусь, без всякой помпы: это мое дело, моя работа, которая мне очень интересна. — А еще людям вашей профессии приходится постоянно доказывать, что ты достоин успеха, внимания зрителей... — Вот доказывать — это не ко мне. Я просто честно делаю свое дело. Понятно, что не все получается. Но когда работаешь честно, даже если что-то не удалось, это не вызывает отторжения. Но к замечаниям при этом отношусь очень серьезно. А вот похвалы стараюсь пропускать мимо ушей. — Вы сыновей за успехи в профессии хвалите? — Чаще критикую. Когда меня спрашивают: «Зачем ты детям замечания делаешь? Почему не хвалишь?», я отвечаю, что похвалить-то их найдется кому, все любят играть доброго полицейского. А мне все время приходится играть злого, потому что я уверен: учимся-то мы, растем на критике, а не на похвальбе. И сыновья мои нормально к этому относятся. — Они позволяют себе вас критиковать? — Ну, если видят, что где-то я мог сыграть лучше, не смолчат... Бывает, бывает, да. Но это нормально. — В семье принято обсуждать работы друг друга? Или кино и театр для дома тема запрещенная? — Да нет, куда ж от этого денешься! Помню с детства: когда отец и его друзья собирались вместе на какой-нибудь вечеринке, обязательно договаривались: «Все! О театре ни слова!» Ну, через пять минут выпьют по рюмке, и все, понеслось, все разговоры — только о театре. — В сложных ситуациях сыновья с вами советуются? — Нет, нет, никаких разговоров: ни как жить, ни как поступать — ничего этого нет. Все они достаточно самостоятельные люди. Старшему вот уже скоро полтинник будет. Ну так чего уж тут советоваться, о чем спрашивать? — Наверняка вам приходилось слышать рассуждения обывателей, осуждающих семейственность в актерской профессии... — Я в таких случаях отвечаю: «Почему же если династия на заводе, то это приветствуется, а представители творческих профессий должны этого стыдиться?» — В стране был период, когда кино и театр находились в упадке. Не возникало тогда мысли уйти из профессии? — Времена проходят, а люди остаются. Нет, мысли сменить профессию ни разу не возникало. — Вы много работаете, а отдыхать как любите? — Я лет восемь как на пенсии, живу на даче. Это я в Москву приехал, потому что мне на съемки улетать. Я на даче за забором болото распахал, засыпал землей, песком, сажаю там сосны, дубы, березы, лес сажаю. Так вот, труд на земле — лучший отдых. СПРАВКА Александр Ильин родился 8 мая 1952 года в Свердловске. Окончил Новосибирское театральное училище. Начинал работать в Новосибирске, потом в Минске, Воронеже, в закрытом городе Озерске на Урале. С 1979 года — актер Театра Маяковского. В фильмографии актера около 100 ролей, в том числе в фильмах «На углу, у Патриарших», «Волкодав», «Сибирский цирюльник», «Сукины дети», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Крымский мост. Сделано с любовью!», в сериалах «Кухня», «Елки-3», «Физрук», отель «Элеон» и других.