3 самых необычных социальных эксперимента с участием детей
Эти дети даже не подозревали, что участвуют в научных экспериментах психологов. И вот что из этого вышло. «Летидор» обратился к психологу, арт-терапевту, энергопрактику и автору методик в области успеха и трансформации жизни Валентине Швец с просьбой прокомментировать самые любопытные эксперименты ученых, в которых участвовали дети. Давайте узнаем, какие выводы мы можем сделать по результатам этих исследований и на что стоит обратить свое вниманием мамам и папам. Валентина Швец Эксперимент №1. Про веру в человека Вера в человека, будь то взрослый или ребенок, имеет огромное значение! И это подтверждает социальный эксперимент. Американские психологи выбрали для участия самую обычную учительницу. Однако ей было сказано, что она прошла серьезный отбор. Также учительнице заявили, что ее задача – обучать одаренных детей по обычной школьной программе и оценить их показатели в конце года. Но на самом деле, гениальность этих учеников психологи, мягко говоря, очень сильно преувеличили. Во время всего эксперимента, который длился целый учебный год, педагогу было запрещено общаться с родителями детей, а также с детьми на темы, не относящиеся к учебе. Она просто давала детям знания. В конце года результаты тестирования удивили исследователей: показатели знаний у детей, участвующих в этом эксперименте, были выше, чем у остальных учеников. Учительница только развела руками – мол, по какой программе не обучай одаренных детей, их показатели всегда останутся выше. Эксперимент превзошел все ожидания, потому что (внимание!) на самом деле в нем участвовали двоечники и троечники! А учительница даже не сомневалась в том, что она обучает одаренных детей. Таким образом, ученые доказали, что вера в людей способна творить чудеса. Мы часто хотим, чтобы наши дети учились хорошо. Но верим ли мы в них? Рекомендации психолога: Верьте в своих детей! Позвольте им показать вам, что они могут справляться с задачами сами. Как часто мы просим ребенка в чем-то помочь, но, на самом деле, не верим в него до конца, поэтому контролируем или пытаемся выполнять поручение вместе с ним. Этим мы лишаем детей возможности учиться проявлять себя, поэтому во взрослой жизни они могут бояться ответственности. И не забывайте откликаться на помощь сами, когда ее у вас просят дети! Помните, все начинается с веры в человека. Ну, и конечно, без любви тоже никак нельзя. Эксперимент №2. Про страхи раннего детства Один известный американский ученый Джон Уотсон занимался исследованиями страхов и фобий. В его эксперименте 1920 года участвовал маленький мальчик, сирота по имени Альберт. Психолог планировал выяснить, могут ли объекты, к которым ранее человек никогда не испытывал негативных эмоций, вызывать страхи. Выбор пал на игрушки – белую крысу и белого кролика, а также маску Санта-Клауса с бородой из ваты. Ребенок с удовольствием играл с этими предметами целых два месяца. А потом условия изменились… Когда маленький Альберт прикасался к крысе, за его спиной Джон Уотсон бил железным молотком по металлической пластине. И мальчик стал избегать контакта с этой игрушкой. Через неделю условия изменились еще. Теперь просто появление крысы сопровождалось звуком от удара молотка. Ребенок заплакал, даже не прикоснувшись к ней! В третий раз эксперимент был проведен через пять дней, когда ребенку показали белого кролика и маску Санта-Клауса из белой ваты (уже без крысы). Несмотря на то, что не было каких-либо громких звуков, эти предметы вызвали страх и слезы у ребенка. Этот эксперимент – повод задуматься над тем, в каких условиях растет ваш ребенок. Ведь привычные для вас, но пугающие для ребенка действия могут вызывать страх даже к тому, что, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к ситуации. Однако объекты страха всегда имеют какую-то связь с пугающими обстоятельствами. Большинство страхов и тревожность формируются в раннем детстве. И, к сожалению, если с ними не работать, они могут остаться на всю жизнь. Рекомендации психолога: Что делать, если ваш ребенок чего-то боится? Нарисуйте вместе с ним его страх на листке бумаги. Потом положите рисунок на другой чистый лист бумаги, который хотя бы в три раза больше первого. Теперь в глазах малыша страх уже не кажется таким большим! Попросите ответить на вопросы «Почему этот страх пугает?» и «О чем страх хочет рассказать?». Пусть ребенок поговорит со своим страхом, а потом поблагодарит его за диалог и отпустит, помахав ему рукой. Эксперимент №3. Про конфликты и конкуренцию Этот эксперимент проводился турецким психологом Музафером Шерифом и его коллегами в середине ХХ века. В нем принимали участие мальчики в возрасте 11-12 лет. Дети были разделены на две группы и пребывали в полной уверенности, что находятся в летнем лагере. Задачей этого эксперимента стало изучение межгрупповых конфликтов и причин их появления. Первую неделю обе группы детей находились отдельно друг от друга. За это время в каждой из групп мальчики успели сдружиться. На второй неделе всех объединили в одну группу. Практически сразу начались противостояния. Конфликты усилились после того, как психологи намеренно создали конкуренцию между детьми из разных групп. Все изменилось на третьей неделе, когда перед участниками была поставлена задача. Им необходимо было решить общую проблему с водоснабжением. Вопреки всем конфликтам и конкуренции они все подружились. Ученые пришли к выводу, что общее дело способно сплотить конфликтующих детей. Рекомендации психолога: Чтобы избежать конфликтов в семье, придумайте вместе с ребенком общее дело, за которое вы будете ответственны оба. Напоминайте о нем друг другу, чтобы не забыть. Ссорятся братья и сестры? Пусть у них появится задача, которую им вместе важно решить. Даже если вы сами росли в семье, где конфликты были слишком частыми, поймите, что сейчас вы создали другую семью. И теперь вам ничто не мешает любить своих детей и создавать атмосферу гармонии и счастья в своем доме. Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!