Эстетика тела: от холста до боди-арта
Мнение о том, как должен выглядеть человек, менялось на протяжении всей истории мировой культуры: если античный идеал – рельефные мускулы, то в период возрождения художников больше увлекали полные, увесистые фигуры: их кожа демонстрирует непередаваемое разнообразие рельефов и причудливую игру свето-тени. Сегодня же людская оболочка в изобразительном искусстве обрела огромное количество трактовок.Эстетика тела: от холста до боди-артаНаиболее активно этим вопросом занимается боди-арт. Впервые нанести краску не на холст, а на человека, задумал советский футурист Ларионов . Разрисовав своё лицо и принудив к акции своих друзей, чьи лица тоже подверглись преображению, он повёл искусство в мир в 1913 году, совершив «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту. На западе живопись по телу впервые применила японская художница Яёи Кусама : она покрывала своих моделей своими фирменными кружками. И если 50 лет назад это считалось дикостью, то сегодня любой почёл бы за честь оказаться её холстом, однако теперь знаменитая авангардистка предпочитает людям манекенов. Однако «рисование по телу» - не единственная практика боди-арта: в это авангардистское направление входят любые манипуляции над телом как объектом. Например, художник Брюс Науман в своих работах подчёркивал отношение к собственному лицу как к глине – он буквально лепил из него гримасы, утверждая его как материал. Как ни парадоксально, эстетике боди-арта чужда телесность – человек покрывается краской и превращается в такой же объект, как глина, бумага или камень, теряет свою принадлежность к «живому» миру и превращается в неодушевлённый объект. Совершенно другую стратегию избрал Марк Куинн : своими скульптурами он утверждает тело как символ. Его автопортрет, вылитый из собственной крови, как нельзя лучше олицетворяет телесность. Воскрешение телесности нашло отражение и в работах Энтони Гормли : он создаёт человеческие фигуры и распространяет их по всему земному шару. Металлические силуэты, безмолвно обращающиеся к зрителю, отсылают к переживанию новых чувств, связанных с осознанием обличия. Тело может стать причиной бунта. Так, чтобы вернуть «несуществующую» в советском сознании сексуальность, художники Римма и Валерий Герловины «надели» человеческую плоть, облачившись в мешковатые платья с изображением голого тела. Другой бунт против стандартов – Такасё Мураками . Пластиковая скульптура, выполненная в человеческий рост – настоящий манифест новой эстетики аниме.