Участники: Ник Честер (Renault), Джок Клиа (Ferrari), Айо Коматсу (Haas), Джонатан Эддоллс (Toro Rosso), Роб Смедли (Williams) Вопрос: Ник, предыдущие несколько гонок сложились для Renault удачно, команда почти гарантировала себе четвертое место в Кубке конструкторов. Именно такая цель была заявлена на 2018-й, но насколько вы довольны доработкой машины по ходу сезона? Ник Честер: Борьба в этом сезоне получилась предельно острой, приходилось постоянно выкладываться, но предыдущие несколько этапов сложились неплохо. Мы активно работали с машиной на протяжении всего года, понимая, что сражение будет непростым – нынешняя ситуация, безусловно, радует, но если мы здорово проведем и две оставшиеся гонки, тогда четвертое место точно достанется нам. Вопрос: Результаты в недавних Гран При объясняются прогрессом машины или особенностями трасс? Ник Честер: Скорее, особенностями трасс – отдельные конфигурации подходят нам лучше, мы увереннее выглядим в медленных поворотах. Опять же, мы активно работали над машиной, чтобы она в целом была конкурентоспособна. Вопрос: Джок, в этом году мы наблюдали фантастическое сражение за титул, но чемпионом всегда становится кто-то один. В какой момент Себастьян Феттель стал терять инициативу? Джок Клиа: Вы правы, сражение было фантастическим, ради этого мы выступаем в Формуле 1. Сезон вроде нынешнего, как правило, оставляет приятное впечатление, но проигрывать всегда досадно. Впрочем, мы не пытались выявить, как вы сказали, момент, когда шансы на титул стали ускользать. Очки в Абу-Даби и Австралии одинаково важны, но чтобы взять титул, нужно уверенно выступать на протяжении всего сезона, а мы в этом плане сработали хуже соперников. Вместе с тем это было наше самое сильное выступление за последние десять лет, мы намерены двигаться дальше. Нам удалось разобраться с проблемами, преследовавшими команду во второй трети сезона, победа в Остине подтвердила, что Ferrari вернулась в борьбу, но для триумфа в чемпионате нужно заработать больше очков по итогам двадцати одного этапа. С Себастьяном в личном зачете этого сделать не получилось, но мы по-прежнему боремся за Кубок конструкторов – в ближайшее воскресенье сражение будет жестким, а далее, хочется верить, всё решится в Абу-Даби. Вопрос: Себастьяну пришлось иметь дело с колоссальным прессингом – насколько трудным выдался для него этот сезон? Джок Клиа: Сложно сказать, ведь гонщики столь высокого уровня наслаждаются прессингом. В Формуле 1 лучшие соперничают с лучшими, прессинг – неотъемлемая часть нашего спорта, но, как мне кажется, Себастьяну понравился этот сезон. Да, были подъёмы и спады, но сам Феттель недавно сказал, что поражение в 2009-м было для него более досадным. Себастьян был готов идти на риск и выкладываться на пределе, команда всегда была рядом с ним – мы побеждали и проигрывали сообща. Можно сказать, у Феттеля остались незавершенные дела, в следующем сезоне он постарается взять реванш. Вопрос: Айо, не считая Гран При Мексики, в целом нынешний сезон команда Haas провела очень стабильно и результативно. В каких областях вам удалось добиться прогресса с этапа в Мельбурне? Айо Коматсу: Во всех. Для команды это уже третий сезон, но только в этом году мы впервые решили дорабатывать машину на протяжении всех этапов. В дебютный год мы работали над внутренними процедурами, в свой второй сезон уделили больше внимания скорости, но только в 2018-м по-настоящему прогрессировали от этапа к этапу. В 2017-м мы рано переключились на подготовку к нынешнему сезону, и этот подход себя оправдал: мы очень довольны собственной работой, особенно если учесть, что выступаем всего третий год. Вопрос: В следующем году изменится регламент на аэродинамику. Как вы к этому готовитесь и насколько уверены в том, что сможете снова занять пятое место в Кубке конструкторов? Айо Коматсу: В команде уделяют подготовке максимум внимания. Смена регламента в 2017-м году – после дебютного для команды сезона – стала серьезным испытанием, но мы справились. Сейчас мы гораздо лучше всё понимаем. Не сомневаюсь, нашим специалистам по силам сработать здорово. Насколько я уверен в шансах снова завоевать пятое место? Мы выступаем в конкурентных условиях и должны сработать лучше соперников, но борьба будет непростой, на этот счёт у меня нет иллюзий. В свой четвертый сезон в Формуле 1 мы должны оставаться сосредоточенными на собственных процессах и прогрессировать буквально во всем, чтобы сохранить шансы на пятое место. Вызов колоссальный, но мы приложим максимум усилий, чтобы добиться нужного результата. Вопрос: Джонатан, мы говорили о прогрессе Renault и Haas, позвольте спросить вас о Honda. Когда именно был достигнут прогресс в мощности и надежности силовых установок? Джонатан Эддоллс: После того, что писали в газетах, многие были удивлены тем, как хорошо в Honda сумели подготовиться к началу нынешнего сезона. Не то чтобы за ними закрепилась плохая репутация, просто ожидания были заметно ниже того уровня конкурентоспособности, который в Honda сразу продемонстрировали. По ходу сезона у нас было два серьезных обновления силовой установки: в Канаде дебютировала вторая спецификация, а недавно партнеры представили третью. С последней мы получили значительный прирост в мощности, особенно в квалификации, что очень помогло команде в недавних Гран При и, возможно, поможет в оставшихся двух. В плане надежности дела обстояли относительно неплохо. Конечно, если взглянуть на количество назначенных нам штрафов за замену элементов силовой установки, можно сделать совсем иные выводы, но мы часто по собственной воле меняли мотор, если, скажем, неудачно выступали в квалификации. В Honda сумели добиться прогресса и в части надежности, и в части мощности. Вопрос: Поговорим о гонщиках – в частности, о Пьере Гасли. Чем он вас впечатлил и в каких аспектах сумел добиться прогресса по ходу сезона? Джонатан Эддоллс: Пьер прекрасно знает свои возможности, он быстрый гонщик, а его уверенность в своих силах по ходу сезона только крепла. Особенного прогресса ему удалось достичь в работе с шинами, хотя в этом плане Гасли и в начале сезона смотрелся весьма неплохо. В поведении составов зачастую очень сложно разобраться, в каждой гонке приходится иметь дело то с гранулированием, то с образованием пузырей и перегревом, однако Пьер много над этим работал и добился определенных успехов. Правда, недавние гонки показали, что мы, очевидно, разобрались далеко не во всех нюансах работы шин, но приятно, что Гасли готов внимательно всё анализировать и делать выводы. Сейчас Гасли заметно лучше учитывает изменение уровня сцепления с трассой по ходу квалификации. В начале года это нередко заставало его врасплох, из-за чего ему было сложнее прогрессировать от попытки к попытке, но с тех пор прогресс вполне очевиден. Вопрос: Роб, недавно стало известно, что в конце года вы расстанетесь с Williams. Почему вы решились на такой шаг? Роб Смедли: Не знаю, насколько мой уход из Williams станет событием для Формулы 1, но, похоже, в перерыве между гонками эта новость вызвала определенный ажиотаж. Я присоединился к команде в 2014 году, когда в чемпионате сменился технический регламент, и моей задачей было обеспечить прогресс в работе над машиной и качественно улучшить работу коллектива на трассе. По сравнению с 2012-м или 2013-м за счет колоссальных усилий всех сотрудников мы сумели во многих аспектах добиться прогресса, и мне хочется верить, что я оставляю Williams в лучшей форме, чем она была в начале нашего сотрудничества. Сейчас у команды есть необходимые знания и методология, в коллективе лучше понимают, как работать с шинами и машиной, как эффективнее взаимодействовать между собой – с этим можно двигаться дальше. Williams предстоит справиться с теми трудностями, что имеют место быть, ну а мне самому предстоит найти для себя иной вызов. Сначала я некоторое время проведу со своей семьей, которая всегда меня поддерживала. Я счастлив, что смогу побыть нормальным мужем и отцом, и что мне не придется регулярно задерживаться на работе до 21-22 часов и каждые две недели далеко уезжать. Постараюсь всем этим насладиться, а там посмотрим. Вопрос: Какие варианты у вас есть? Хотите ли вы продолжить карьеру в Формуле 1? Роб Смедли: Определенно, мне хотелось бы остаться в Формуле 1, ведь я провел здесь немало лет и очень её люблю. Это по-прежнему вершина автоспорта, и пусть другие гоночные серии пытаются перехватить инициативу, чемпионату всё еще есть что предложить. У Формулы 1 колоссальный потенциал, и я хотел бы продолжить работать в ней, занимаясь техническими вопросами – к счастью, переговоры на эту тему уже ведутся, посмотрим, каким будет их итог. Вопрос: Вы хорошо знаете Williams – что необходимо предпринять команде, чтобы вернуть скорость и былое величие? Роб Смедли: В любой области всегда можно открыть для себя нечто новое и добиться прогресса, но было бы ошибкой указать на что-то одно и заявить, что команде следует именно туда направить все свои усилия. Как в случае с любой организацией, если дела идут не лучшим образом, причин всегда несколько. У Williams сильное руководство, эти люди должны представить план действий, охватывающий все направления – технические, обеспечивающие и так далее. Что-то нужно модернизировать, что-то – изменить, но найдутся и области, которым сейчас уделяется недостаточно внимания, хотя в них Williams явно сильнее соперников. В команде немало талантливых инженеров и руководителей, им всем нужно действовать сообща и вместе двигаться к одной цели. Вопросы с мест Вопрос: (Фредерик Ферре) Джок, вы работали с Михаэлем Шумахером, а сейчас сотрудничаете с Себастьяном Феттелем. Чем схожи и чем отличаются подходы к работе двух чемпионов мира? Джок Клиа: Я работал с разными гонщиками, и этот вопрос мне задавали много раз. Прошу прощения, что отошел от сути, но прямые сравнения не имеют смысла. У каждого чемпиона мира свой характер, свой стиль работы, нельзя сказать, что если бы Себастьян действовал так же, как Михаэль, он добился бы больших успехов, равно как нельзя утверждать, что Шумахер с подходом Феттеля был бы еще более успешным гонщиком. Идеального гонщика не существует. Эти парни по-разному атакуют, конкурентная среда отличается от периода к периоду, потому сравнения – пустая трата времени. Могу лишь сказать, что всех великих гонщиков объединяет предельная концентрация на работе. Ещё спортсмены такого уровня крайне чувствительны ко всему, что их окружает – я говорю не только о машине, но о всей сопутствующей инфраструктуре и людях. Чтобы взять титул, нужно собрать воедино множество факторов, и здесь в дело вступает команда. В Формуле 1 успех зависит не от одного Хэмилтона, Феттеля или Шумахера – нужны командные усилия. Уверен, вместе с Себастьяном мы еще выиграем немало гонок и титулов, притом это будет сделано в несколько ином стиле, чем с Михаэлем Шумахером. Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопрос ко всем. В следующем сезоне вступят в силу изменения в регламенте, касающиеся переднего антикрыла, и многие надеются, что гонщикам станет проще преследовать соперника. Насколько вы сами уверены в том, что эта цель будет достигнута, и какова вероятность, что через год Формуле 1 предстоит решать те же самые проблемы? Ник Честер: В следующем году нас ждут серьезные изменения: переднее антикрыло станет шире, вступят в силу иные требования для боковых дефлекторов и передних тормозов. В FIA стараются тем самым уменьшить влияние возмущенного потока воздуха на машину преследователя, и сама концепция в целом правильная. Опять же, невозможно за один сезон добиться всех целей, что определены на 2021-й год – из того, что мы видели, разница будет несущественной. Это шаг в верном направлении, и в дальнейшем прогресс может быть больше, но для комплексной оценки нам, возможно, придется подождать до 2021-го года. Вопрос: Джок, ваше мнение? Джок Клиа: Я готов присоединиться к словам Ника о том, что Формула 1 движется в правильном направлении. Всем нам интересно узнать, как всё получился, но, похоже, предстоит набраться терпения до следующего года, ведь десять команд представят десять решений, среди которых могут оказаться те, о которых мы сейчас даже не догадываемся, и из-за которых нам, возможно, придется пересмотреть ранее выбранные ориентиры. Думаю, сейчас акценты расставлены верно. Мы понимаем, что более плотная борьба не означает, что обгонять станет откровенно просто, но, по крайней мере, гонщики смогут прессинговать друг друга – именно такую цель мы преследуем. Вопрос: Роб? Роб Смедли: К сказанному Ником и Джоком я хотел бы добавить слова Николаса Томбасиса, о которых прочитал на минувшей неделе. Николас сказал, что на машине Формулы 1 с её чувствительной аэродинамикой вы никогда не сможете преследовать соперника столь же плотно, как в кузовных категориях: это физически невозможно. Нужно просто смириться с тем, что с нынешними машинами и создаваемой ими прижимной силой вплотную преследовать конкурента слишком сложно. Да, Формула 1 делает шаг в верном направлении, поначалу будет немного лучше, но по мере доработки первоначальных решений уже через полгода всё вернется на круги своя. Вопрос: Джонатан? Джонатан Эддоллс: Похоже, коллеги уже всё объяснили. Мы в Toro Rosso еще не оценивали возможное влияние новых правил на обгоны, так что было бы некорректным с моей стороны высказывать какие-либо предположения. Совершенно ясно, что команды подготовят разные технические решения и в начале сезона будут активно их дорабатывать. Вопрос: Айо? Айо Коматсу: Многое зависит от прочих факторов – например, от шин. Посмотрим, как всё сложится. Вопрос: (Нате Саундерс) Джок, говоря о выступлении Ferrari, вы не стали выделять ключевые моменты. Но многие сходятся во мнении, что к этапам в Сильверстоуне и Хоккенхайме ваша команда перехватила инициативу у Mercedes и вышла вперед по чистой скорости. Вы согласны? Если да, то насколько большой потерей стали упущенные Себастьяном Феттелем 25 очков? Джок Клиа: Могу лишь повторить, что ценность очков одинакова во всех гонках. Я склонен согласиться с тем, что в Сильверстоуне и Хоккенхайме наша машина была максимально конкурентоспособна, тогда как в России и Японии ей явно не хватало скорости, и мы не могли на равных соперничать с Mercedes. Вы сами в силах оценить, на каких трассах и у кого было преимущество, но если говорить о сезоне в целом, мы, безусловно, предпочли бы сейчас находиться в ситуации, когда победы в двух оставшихся гонках гарантировали бы Себастьяну титул, а команде – Кубок конструкторов. К сожалению, судьба титула уже решена. У нас не получилось оптимальным образом сработать в каждой гонке, но хорошо, что причины этого уже понятны. У нас был спад в России и Японии, но в США мы приняли смелое решение, вернулись к прежним решениям и добились победы. Именно такое поведение, такую культуру нам хотелось бы видеть в команде – чтобы наши сотрудники не боялись открыто говорить об ошибках. Тогда мы сделали шаг назад, заново переосмыслили то, что казалось будто бы понятным, после чего последовала победа в Остине и уверенное выступление в Мехико. Таков положительный аспект, а что касается ситуации в чемпионате, вы сами всё знаете. Вопрос: (Жюльен Биллотт) Джонатан, если Джеймс Ки находится в длительном отпуске, кто отвечает за разработку машины для следующего сезона? Джонатан Эддоллс: К счастью, у нас в Toro Rosso предусмотрен резерв на все ключевые позиции. Еще до ухода Джеймса в отпуск многими вопросами активно занимался его заместитель Джоди Эггинтон – сейчас он целиком исполняет обязанности технического директора. Вопрос: (Стюарт Кодлинг) Вопрос ко всем. Похоже, к 2020-му году количество этапов может быть увеличено, притом держатель коммерческих прав говорил о возможном проведении до 25 гонок в одном сезоне – пусть и в более отдаленной перспективе. Но чем больше накопленная усталость, тем сложнее инженеру быть предельно внимательным к мельчайшим нюансам и проявлять креативный подход, притом команде важно соблюдать некий баланс между количеством выездных специалистов и тех, кто постоянно работает на базе. Как увеличение числа этапов может повлиять на работу инженеров, и какие меры вы можете предпринять, чтобы снизить негативные последствия? Айо Коматсу: Небольшим командам вроде Haas увеличение числа этапов сулит немалые сложности. У нас недостаточно специалистов, чтобы несколькими сменами выезжать на гонки, а что касается рабочих процессов и процедур, мы еще не добились оптимума и с нынешним числом Гран При. Адаптироваться будет непросто, но ситуация одинаковая для всех. Мы счастливы выступать в Формуле 1 и примем любое предложение. На целях и задачах команды увеличение числа гонок никак не скажется, но в целом нам будет немного сложнее, чем более крупным командам. Вопрос: Джонатан? Джонатан Эддоллс: Айо высказался верно. Ключевой момент: с увеличением числа гонок нам придется всё больше работать сменами. Для отдельных позиций в команде сменный график уже применяется, но в новой ситуации нам придется распространить его на весь штат. Пожалуй, разве что обязанности гоночного инженера на протяжении всего сезона мог бы исполнять единственный сотрудник, но на любой другой должности в одиночку закрыть все гонки и тесты будет проблематично – слишком велика окажется усталость. Со сменами мы, пожалуй, справились бы. Вопрос: Роб? Роб Смедли: Нечего добавить. Вопрос: Джок, увеличение количества этапов в меньшей степени скажется на крупных командах? Джок Клиа: Если говорить откровенно – да, ведь у крупных команд больше ресурсов. Но я согласен с Джонатаном в том, что с увеличением числа гонок нам придется пересмотреть свои подходы к работе с сотрудниками, ведь мы хотим, чтобы наши специалисты продолжали получать удовольствие от гонок. Для всех участников Формула 1 – одна общая страсть, и мало кто из тех, кого вы привыкли наблюдать на пит-лейн, отказался бы от своих нынешних обязанностей, даже если бы всё это было исключительно из разряда хобби и никак не оплачивалось. Мы продолжали бы трудиться, поскольку обожаем гонки. В такой ситуации совсем не хочется, чтобы спустя три года люди были совершенно измотаны и говорили: «Это всё неправильно, с нас хватит». Многие из нынешних специалистов полюбили Формулу 1 еще в возрасте 6-8 лет, они всецело ей преданы, и нам бы не хотелось уничтожать столь сильную страсть. Потому мы обязательно найдем практичный способ сделать так, чтобы работа по-прежнему приносила нашим сотрудникам удовольствие, а спорт при этом продолжал развиваться. Вопрос: Ник? Ник Честер: По мере приближения числа этапов к двадцати пяти придется искать способы организовать сменный график. Для сотрудников и двадцать одна гонка – серьезное испытание, сезон уже сейчас весьма продолжительный. Кроме того, возрастет нагрузка на производственные мощности, так как придется дольше производить необходимые компоненты. Не стоит забывать и о финансовых последствиях, а также о более сложной логистике. Вопрос: (Андреа Кремонези) У меня пара вопросов к Джоку и Робу. Джок, в следующем сезоне вступают в силу изменения в техническом регламенте. В каких вопросах вы планируете больше помогать Шарлю Леклеру, и насколько важно столь опытному специалисту вроде вас работать с молодым гонщиком? Роб, среди вариантов продолжения карьеры есть ли такой, при котором вы вернетесь в Италию? Роб Смедли: Андреа, Андреа, Андреа… Джок Клиа: Роб, ты хочешь ответить первым? Роб Смедли: Нет, Джок, тебе начинать. Джок Клиа: Не секрет, что с приходом нового гонщика коллективу тоже приходится адаптироваться. Я недавно подписал долгосрочный контракт с Ferrari и буду рад по максимуму использовать все имеющиеся у меня знания и опыт во благо команды. Мне довелось работать и с молодыми гонщиками, и с состоявшимися профессионалами, так что я постараюсь сделать так, чтобы Шарль в меньшей степени ощущал прессинг и мог вместе с командой выкладываться на все 100%. Вопрос: Позвольте уточнить, Джок – вы станете гоночным инженером Шарля? Джок Клиа: Это еще не решено. Пока всё говорит о том, что я буду контролировать работу бригады, отвечающей за машину Шарля, но изменится ли моя должность, станет ясно в процессе. Определенно, я буду уделять Шарлю больше внимания, чем уделял бы Себастьяну или Кими. Роб Смедли: Я планирую отдохнуть в Италии в январе, если это можно считать ответом на ваш вопрос! А если серьезно, в данный момент я не исключаю какой-либо из вариантов. Мне повезло, что людям интересна моя персона, потому я веду переговоры и открыт любым предложениям. В начале следующего года, уже отдохнувший и со свежими мыслями в голове, я оценю все возможности и приму решение, а до того момента буду присматриваться. Вопрос: (Андреас Лопес) Джок, в предыдущих Гран При ваша команда тестировала обновленное днище в пятницу, но не использовала его в гонке. Были какие-то проблемы, или новинка тестировалась с прицелом на следующий сезон? Джок Клиа: Собственно, объяснять тут нечего, это привычный процесс, с которым мы имеем дело на многих этапах сезона. Команда готовит аэродинамические новинки практически к каждой гонке, для каждой трассы мы привозим множество модификаций и стараемся выбрать их оптимальное сочетание. При такой схеме работы из аэродинамической трубы на трассу постоянно поступают детали, а наша задача – по максимуму использовать заложенный в них потенциал. Здесь, в Бразилии, по ходу первой пятничной тренировки мы сравнивали между собой два варианта днища, два передних антикрыла, дефлекторы и многие другие элементы, чтобы позднее определиться, какое сочетание обеспечит нам максимальную конкурентоспособность. Повторюсь, для команды это привычный процесс. Вопрос: (Фредерик Ферре) Делали ли вы расчёты, с каким временем в следующем году будете проезжать круг на той или иной трассе? Насколько новые машины будут медленнее нынешних? Ник Честер: Да, мы провели первичные расчеты. Испытания в аэродинамической трубе еще продолжаются, с новыми правилами машины явно будут медленнее, и вопрос в том, насколько быстро мы сможем отыграть отставание. Я не стану называть вам конкретные цифры, поскольку они интересны скорее инженерам, главное – насколько быстро команды будут прогрессировать в ближайшие несколько месяцев и по ходу следующего сезона. Джок Клиа: Любое изменение – хоть малое, хоть значительное – сильно сказывается на общей эффективности машины, ведь в ней все элементы тесно взаимосвязаны. С новыми правилами участники чемпионата сделали шаг назад, но постепенно отставание будет отыграно. Что касается цифр, нет смысла в данный момент их обсуждать, они совершенно не показательны. Мы сделаем всё от нас зависящее, и если никто не сработает лучше, наших усилий вполне может быть достаточно, но возможен и противоположный сценарий. Мы не знаем, как всё сложится, нам остается лишь сосредоточиться на собственных усилиях. Роб Смедли: В передней части машины нас ждут серьезные изменения. Исчезнут дополнительные крылышки на переднем антикрыле и воздуховодах тормозов, боковые дефлекторы будут расположены иначе. Вместе с тем совершенно понятно, над какими областями предстоит работать. В начале сезона будет интересно взглянуть, к каким идеям пришли специалисты в разных командах, но затем все постараются заимствовать лучший из вариантов, и у машин снова появится некий типовой облик. Джонатан Эддоллс: Мне нечего добавить, коллеги очень хорошо обрисовали ситуацию. Айо Коматсу: Аналогичное мнение. Вопрос: (Скотт Митчелл) Вопросы для Джока и Роба. Джок, насколько вы рады возможности поработать с Шарлем Леклером? От парня многого ждут и прочат ему блестящее будущее – насколько важно помочь не только его профессиональному, но и личностному росту? Роб, когда вы работали с Фелипе Массой в Ferrari, насколько важным было для вас управлять ожиданиями и наладить личный контакт с ним? Джок Клиа: Безусловно, я очень рад возможности поработать с Шарлем. Мы знакомы не первый год – еще со времен его обучения в нашей гоночной академии, так что нам не придется, что называется, действовать вслепую. В свой дебютный сезон в Формуле 1 Леклер продемонстрировал неплохой потенциал, провел несколько великолепных гонок – мы воодушевлены перспективой поработать с ним, но притом прекрасно понимаем, с каким прессингом Шарлю предстоит иметь дело. Конечно, сражение за ведущие позиции отличается от борьбы в середине пелотона, но будет справедливым заметить, что это по-настоящему непростой вызов. Многие спрашивали, готов ли Шарль ко всему этому, но и команда со своей стороны тоже должна быть готова. Мы в Ferrari гордимся тем, что решились на столь смелый шаг, но теперь мы обязаны оказать Леклеру максимальную поддержку и дать возможность себя проявить. Надеюсь, он добьется немалых успехов, притом крайне важно, чтобы у него и Себастьяна сложились конструктивные взаимоотношения. Мы должны так управлять ситуацией, чтобы команда прогрессировала как единое целое, а не по отдельности с Феттелем и Леклером. Роб Смедли: Кажется, то, о чем вы спрашиваете, было десять лет назад, мне сложно что-либо вспомнить, да и времена тогда были иными. Мы оказались в той ситуации, о которой только что говорил Джок: с переходом из Sauber в Ferrari уровень ожиданий для Фелипе существенно вырос, как вырос и прессинг. В Формуле 1 всегда так бывает, когда переходишь в более сильный коллектив, а если говорить о Ferrari, в Италии команду просто боготворят, и выступление за неё имеет свои особенности и вызовы. Сейчас мы всё это прекрасно понимаем, но тогда, в 2006-м, просто предоставили Массе возможность самому во всем разбираться. К счастью, мы довольно быстро поняли, что такой подход не приведет нас к успеху, и после трех этапов стали уделять больше внимания машине Фелипе, стараясь понять, в чем проблемы, и как их исправить. По сути, мы не упредили ситуацию и были вынуждены иметь дело с последствиями, одновременно помогая Фелипе интегрироваться в новую для себя среду – пусть у него на тот момент уже был опыт выступлений в Формуле 1, с командой уровня Ferrari ему сотрудничать не доводилось. Думаю, с тех пор в Ferrari многое изменилось. Там наверняка готовы действовать проактивно и уже продумали, как помочь Шарлю максимально быстро освоиться в коллективе, уверенно провести предсезонные тесты и первые несколько гонок. Для Ferrari крайне важно правильно управлять ожиданиями, и в команде поступили очень разумно, когда в своих заявлениях по поводу Шарля четко дали понять, что он сперва должен освоиться в коллективе и многому научиться, что его карьера не зависит целиком и полностью от результатов в 2019-м году. Леклер – один из самых талантливых дебютантов чемпионата за весьма продолжительный период, за его выступлениями всегда приятно наблюдать. Этот парень заслужил право выступать в Ferrari, и если команда всё сделает верно и окажет ему необходимую поддержку, вместе они добьются невероятных успехов.