10 сумасшедших фактов об экстравагантной студии-театре Манекен
Завсегдатаи студии-театра “Манекен” точно знают, что каждый спектакль от студийцев — феерия, а зрители-новички обычно уходят в легком шоке. За 23 года здесь ставили Бунина и Стоппарда, Мариенгофа и Хармса, а чего только не происходило на этой маленькой сцене: беременные играли небеременных и наоборот, актеры ломали руки, разбивали сырые яйца об голову и выкалывали глаза лошади (шутка! только метафорически), а еще доводили зрителей до хохота и рыданий. “Хорошие новости” заглянули туда и готовы рассказать, что там скрывается за кулисами эпатажной студии. Набор пятилетней выдержки Первые наборы в студию состоялись весной 1996 года (официально день рождения 22 февраля), а ждать настоящего дебюта на сцене актерам пришлось почти пять лет. Дело в том, что тогда маленький “Манекен” делил помещение студийного подвала (он находится в “юургушной” общаге по адресу ул. Сони Кривой, 79А) с труппой большого “Манекена”(который потом переехал на ул. Пушкина), так что “младшие братья” репетировали этюды исключительно перед коллегами. Зрители так и не увидели “Сказку о мертвой царевне” и “Пир во время чумы” по Пушкину и “Ключи от времени” по Гарсиа Лорке. Зато выход в свет оказался грандиозным. Спустя годы студийцы выступили на фестивале в Екатеринбурге, показав “Пену дней” Бориса Виана, и взорвали зал. “Манекен” взял целый “букет” призов в разных номинациях. Архивные фото Актер за ночь Кстати, еще немного о “Пене дней”. Однажды актер вжился в главную роль — Колена — всего за одну ночь. Прежний исполнитель приболел, а на следующий день труппу ждали на фесте в Верхнем Уфалее. Вот и пришлось в срочном порядке искать замену. И все получилось как нельзя лучше. “Был волшебный спектакль и очень естественный Колен”, — говорит актриса Дарья Ермолаева. Трое старейшин + бессменный предводитель С того самого первого набора в студии до сих пор — спустя 23 года — остались трое актеров-“старейшин”: Дмитрий Малышев, Наталья Широкова и Виталий Петров. Последний отвечает к тому же за световое оформление спектаклей, которое. по словам зрителей, в “Манекене” всегда “особый вид искусства”. А ведет студийцев по-прежнему единственный, бессменный руководитель, основатель театра Владимир Филонов. Первые перформансисты Сейчас модно чуть ли не на каждом мероприятии устраивать перформансы, но мало кто знает. что в Челябинске они начались именно с “Манекена”. Для 1997 года это было диковинкой. Артисты выступали по клубам, например, в “Трех поросятах” ко дню рождения Пушкина или хеллоуиновское шоу в “Мартин Хаусе”. (топ ночных клубов прошлого) Смелые эксперименты зрители встречали на ура. Совершеннолетний спектакль Долгожителем среди манекеновских спектаклей считается “Клиника”: ее ставили целых 18 лет. Кстати, родилась она как раз из перформанса. На праздновании дня рождения студии актеры придумали, как удивить зрителей: их встречали как пациентов в больнице. На входе устроили регистратуры, проходишь дальше — попадаешь в кабинеты, а после фееричное представление на сцене. Курьезы и бедствия Само собой выпадали на историю студии-театра и невеселые события. Например, однажды труппу “обчистили”. — Во время общей репетиции, пока все были на сцене, через черный ход пробрались воры. А мы сумки везде побросали. Из них вытащили телефоны и кошельки, — рассказала “Хорошим новостям” актриса Наталья Широкова. Другой случай приключился из-за погоды: на одном из спектаклей студию полностью обесточило из-за грозы. В полной темноте и в полной растерянности зрители и актеры, пожав плечами, разошлись по домам. Но главная беда произошла в 2008 году: случился пожар. “Как будто наш собственный дом сгорел”, — вспоминают свои ощущения студийцы. Огонь вспыхнул в женской гримерке — коротнула проводка. В ту ночь в театре дежурил один из актеров, он сиганул в окно и вызвал пожарных. За это время пожар “съел” гримерку с костюмами, обгорели стены и сцена. Несчастье еще сильнее сплотило студийцев и зрителей. На следующий день актеры и режиссер дружно собрались отскребать гарь от стен, а верные зрители, узнав о случившемся, приносили тряпки, ведра и моющие средства. Сдать оружие и говядину! Теперь о забавном. В 2003 году труппа поехала на гастроли в Канаду. Чтобы продержаться неделю за границей, набрали с собой тушенки под завязку. Однако таможенники оставили артистов голодными — говядину конфисковали. “В то время в Канаде была какая то эпидемия, связанная с коровами”, — поясняет актриса Наталья Широкова. Заодно забрали и реквизитный пистолет, сказав, что он слишком правдоподобно выглядит. Впрочем, пообещали вернуть на обратном пути. “Оружие”, действительно, вернули отдали, а русскую тушенку беспощадные канадцы сожгли в печи: таковы правила. Кстати о тушенке, ее студийцы собирались увезти на излюбленное место отдыха — Свинячий остров на озере Аргази, где они собираются каждое лето после закрытия сезона. Не только Канада Впрочем, блистали манекеновцы не только в стране Кленового листа. Помимо Канады, постановки возили в Швецию, Финляндию, Голландию, Бельгию, Латвию. А некоторые выходцы “Манекена” теперь играют в Ленкоме и в студии театрального искусства Сергея Женовача, есть также режиссер в “Современнике”. Матрешка из подвалов и секреты внезапного появления на сцене “Мало кто знает, что внутри подвала студии есть еще подвал, в котором есть еще маленький подвальчик”, — рассказывает актриса Мария Плитина. Там хранится часть костюмов, а стены самого маленького художественно расписаны. А еще в “Манекене” 10 выходов на сцену. Именно поэтому актеры неожиданно появляться и так же неожиданно скрываться. “Играют все!”. Даже черепашка И гости, пришедшие впервые, и заядлые театралы-поклонники студии, обязательно заглядывают в аквариум. Там обитает живой талисман “Манекена” — черепаха Плавт. Рептилия поселилась 8 лет назад — принес один из актеров, и теперь за ней следят всем коллективом. А однажды Плавт засветился на сцене в спектакле “Аркадия”. Но студийцы, чтобы каждый раз не мучить черепаху, вернулись к прежнему варианту с использованием игрушки.