Лучшие практики государственно-частного партнерства обсудят на VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме

Сейчас перед организациями культуры стоит множество вызовов – от необходимости конкуренции за аудиторию до постоянного поиска финансирования. Как максимально эффективно использовать средства фондов и частных дарителей, чем поможет модель целевого капитала и как организациям культуры стать полноправными партнерами бизнесу и государству — все это на панельной дискуссии «Меценатство будущего: лучшие практики и эффективные механизмы государственно-частного партнерства» предлагает обсудить один из крупнейших частных фондов в России – Благотворительный фонд Владимира Потанина. Модель финансирования организаций культуры с помощью доходов от целевого капитала постепенно завоевала всю Европу. В Великобритании история эндаументов исчисляется веками, но один из старейших общедоступных музеев – Ашмолеанский музей искусства и археологии – зарегистрировал свой целевой капитал только в 2014 году. Это подразделение Оксфордского университета обладает огромной коллекцией, постоянно ведет научную и просветительскую работу, а за четыре года смогло увеличить размер эндаумента в три раза: изначальная цель в 25 млн фунтов была достигнута весной 2018 года, на два года раньше обозначенного срока. В рамках панельной дискуссии старший исполнительный директор музея Фрэнсис Уэр расскажет, каким образом музей стимулировал людей делать пожертвования в фонд целевого капитала, а также даст рекомендации о взаимодействии с заинтересованными сторонами. Во Франции соответствующее законодательство, регулирующее работу эндаументов, появилось только в 2008 году. Одним из первых к нему прибегнул самый посещаемый художественный музей мира — Музей Лувра в Париже, создавший собственный фонд в 2009 году. Об опыте Лувра в рамках панельной дискуссии расскажут директор департамента по связям с партнерами и меценатами музея Ян Ле Туэ и менеджер департамента Адриен Франчески. Первый фонд целевого капитала регионального музея в России появился всего два года назад – в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Тогда директором был Юрий Трофимов, а в июне 2017 года его назначили на должность министра культуры Омской области. Обладая опытом менеджера культуры и чиновника, Юрий Трофимов поделится своим взглядом на оптимальную схему взаимодействия музея, государства и меценатов. Доход от эндаумента в качестве источника финансирования своей деятельности выбирают не только музеи, но и учебные заведения. Фонд целевого капитала Бориса Эйфмана был создан в 2014 году для благотворительной деятельности в области балетного искусства. Фонд поддерживает Академию танца Бориса Эйфмана, финансируя поиск талантливых детей для обучения в Академии, покупку оборудования и учебных материалов, пошив костюмов, зарплаты педагогам, оснащение библиотеки, организацию мероприятий для воспитанников. Об особенностях своей работы с целевым капиталом и привлечении меценатов расскажут сам Борис Эйфман и председатель Попечительского Совета фонда Виктория Шамликашвили. Перспективой институциональной поддержки культуры поделится директор по проектам в области культуры банковского фонда «Ла Кайша» Игнаси Миро, сумевший сделать культурные центры CaixaForum одними из самых посещаемых арт-галерей в Испании, а также успешно привлекающий к благотворительным инициативам мировых звезд международной арт- и музыкальной сцены. Также в дискуссии примут участие эксперты, имеющие большой опыт работы в международных благотворительных организациях и знакомые с глобальным контекстом. Исполнительный директор Европейского центра фондов Джерри Салол представит обзор состояния глобального рынка эндаументов и современных способов поддержки культуры благотворительным сообществом. Исполнительный директор фонда целевого капитала Международного совета музеев Бьерн Стенверс, имеющий большой опыт работы с сотрудниками музеев по всему миру, расскажет о позиции и планах ИКОМ в отношении финансирования музеев. «Появление целевого капитала в организации сферы культуры – это практически всегда революция в развитии, ответ на вызовы современного мира. С момента принятия в России соответствующего закона прошло уже больше 10 лет, и интерес к этой теме стабильно растет. Можно отметить позитивный тренд: эндаументы вышли за пределы столиц и начали активно развиваться в регионах. В первую очередь, это говорит о том, что горизонт планирования руководителей организаций культуры стал длиннее. Уверена, что наша дискуссия будет интересна как руководителям организаций культуры, заинтересованным в вопросах собственной устойчивости, так и всем сотрудникам некоммерческого сектора, желающим познакомиться с лучшими практиками фандрайзинга в России и за рубежом», – рассказывает генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. Модераторами панельной дискуссии, объединившей экспертов из Великобритании, Франции, России, Испании, Бельгии и Нидерландов, выступит генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева и журналист, руководитель службы маркетинга PWC в России Светлана Миронюк. Мероприятие пройдет 16 ноября в Главном Штабе Эрмитажа (Зал Кабакова) в рамках Профессионального потока Форума. Благотворительный фонд Владимира Потанина – один из первых частных фондов в России, создан в 1999 г. для реализации программ в сфере образования и культуры. Фонд проводит долгосрочные стипендиальные и грантовые программы, адресованные талантливым студентам и преподавателям вузов России, музейным специалистам, профессионалам спортивной отрасли, специалистам по созданию и развитию эндаументов. Учредитель фонда Владимир Потанин стоял у истоков первых эндаументов в стране: активно участвовал в разработке закона о целевых капиталах, а также помогал составить начальный капитал таких крупных эндаументов, как фонды МГИМО и Государственного Эрмитажа. Фонд продолжает начатое им дело и ведет системную просветительскую кампанию и работу по подготовке профессиональных кадров.