Уникальная вязь. Старинные техники прядения и вязания хранят в Приангарье
Иркутские учёные обнаружили интересную находку, которая может пополнить список объектов нематериального культурного наследия народов России, к которым относятся устное народное творчество, исполнительские искусства, празднично-обрядовая и игровая культура, а также техники и технологии. Наша область уже отмечена в каталоге таких объектов, пока их пять: народная певческая культура села Батама из Зиминского района, бурятские праздники Сагаалган и Сурханбан, тофоларский народный праздник «Аргамчи Ыры», а также чалдонское одноигольное вязание. Но оказывается, помимо него в Прибайкалье есть ещё уникальные техники, связанные с традиционным хозяйством, бытом и ремёслами. Живее всех живых Много лет назад Лидия Мельникова, ведущий специалист по фольклору и этнографии Иркутского областного Дома народного творчества, увлеклась изучением промысловой одежды местных охотников и рыбаков. Так она обнаружила технику чалдонского одноигольного вязания, по которой в нашей области вязали носки и варежки. «Сейчас мы точно не сможем узнать, какой была одежда в Приангарье много лет назад, об этом просто недостаточно сведений, ведь она не сохранилась, – говорит этнограф. – Есть фотографические архивы, но и их практически не осталось, особенно в тех в семьях, которые пережили переселения из затопленных мест. Там вообще мало что сохранилось, не говоря об одежде. И получается так, что живее всех живых – техники создания одежды». Одноигольное вязание было характерно для русского севера, и первые крестьяне-переселенцы привезли в Сибирь вместе с тёплыми носками и рукавицами и технику их вязания. Правда, сейчас, как она выглядела, знают в некоторых «глубинных» деревнях, да и то только приблизительно. Например, от жительницы деревни Балаганка Усть-Удинского района Лидии Мельниковой достались вареги (северное название руковиц). Сейчас это – один из самых ценных экземпляров в коллекции учёного. «Я до сих пор удивляюсь, как быстротечна наша жизнь, потому что одноигольное вязание практически у нас исчезло», – говори Лидия Мельникова. Вязание по-бурятски Несколькими новыми уникальными экспонатами коллекция моей собеседницы пополнилась недавно после экспедиции в Усть-Удинский район. Крючки, сделанные из алюминиевых ложек и натуральной кости, варежки и носки, связанные по уникальной бурятской технологии. «Это вязание мне показала пожилая русская женщина, которая была замужем за бурятом, а необычной технике её научили подруги-бурятки, – рассказала Лидия Михайловна. – Как сейчас помню картину: около обычной русской прялки сидит бабушка и вытягивает нитку из овечьей шерсти, при этом она её даже не подкручивает, а просто вытягивает и вяжет алюминиевым крючком». Потом Лидия Павлова (так звали ту самую бабушку) подарила орудие своего ремесла этнографу. Так крючок вместе с парой носков и варежек оказались в её коллекции. Иногда она показывает их на выставках, связанных с бытом русских старожилов. А на вопрос, как с ними связано бурятское вязание, отвечает просто: «Мы на самом деле уже так друг с другом «спеклись», что сейчас говорить точно о происхождении этого вязания очень сложно. Иногда какую-то традицию просто невозможно разорвать между народами, потому что нет истоков, ты не знаешь, откуда она появилась и когда». Название технике всё же выбрано от степного народа. Скорее всего, потому что она бытовала именно на территориях компактного проживания бурят. В Иркутской области это Осинский район, и местные жители говорят, что такая техника у них издревле, а откуда появилась – никто не знает. Лидия Мельникова уверена, что она заимствована извне, ведь таким же приёмом вязания владеют в Бурятии и на Алтае. Это, по мнению эксперта, очень небольшой ареал распространения и поэтому техника уникальна. Сейчас главная задача – подробно описать, как вязать по-бурятски, и создать фильм. Кстати, в прошлом году она выпустила сборник и фильм с описанием ещё одной интересной и редкой техники – чичковского плетения. Не хуже монгольского Зачем это нужно? Такие вопросы часто задают исследователям-этнографам. Жители деревень с опаской относятся к приезжим, часто неохотно общаются с учёными, а когда узнают об их интересах, сначала всегда удивляются, зачем это нужно, ведь современные люди уже не вяжут, а покупают всё монгольское. «Если мы забудем эту технику (о вязании), значит, мы забудем то, что нам оставили в наследство наши предки, – отвечают людям фольклористы. – Монголы они молодцы, но ведь и мы ничем не хуже». Купить вязаные монгольские изделия можно в областном центре, а сделать это могут не все. Жителям Аларского района, например, нетрудно приехать: до Иркутска они могут добраться по железной дороге и на автобусе. Поэтому, по словам Лидии Михайловны, там население вообще не вяжет. А вот Осинский район можно назвать исключением, потому что он богат людьми, которые занимаются этим ремеслом до сих пор. В деревнях ещё сохранился традиционный образ жизни, и вместо того чтобы покупать вещи, люди стригут овец и вяжут носки, варежки, шапки и даже безрукавки, причём именно уникальным бурятским способом. Хотя сами они, до приезда исследователей, и не подозревали, что делают что-то необычное и интересное. Для них это простая практичная польза, а вот зачем сохранять эту технологию и в целом такое ремесло для горожан – непонятно. «Это глобальный вопрос, – считает Лидия Мельникова. – Думаю, что у многих исследователей даже нет чёткого ответа на него. Ведь мы не увидим конечного результата своей работы, не узнаем, как его результаты пригодятся тем, кто пойдёт за нами, но мы понимаем, что никто, кроме нас, не сохранит народный промысел для потомков. По крайней мере, для меня нет вопросов, надо это делать или нет».