Белорусские новости (Белоруссия): красные даты. Почему Лукашенко держится за советский календарь
Держа на днях речь перед жителями Болбасова, Александр Лукашенко пояснил, почему 7 ноября остается праздником: «…Это наша история. Ее не перечеркнешь, ее не перепишешь». Официальный лидер, впрочем, признал, что «естественно, время идет, и его (День Октябрьской революции — прим. автора.) надо было наполнить каким-то другим смыслом». 6 ноября, общаясь с электоратом уже в Житковичском районе, официальный лидер сам попытался вдохнуть в революционную дату новые смыслы, заявив, что это праздник мира и прав человека. Мол, по причине первой мировой войны «право человека на жизнь было разрушено, а также право на труд: люди не имели работы, куска хлеба». Вот и грянула революция. Трактовка более чем спорная. Хотя бы потому, что в стране победившей революции права человека попирались так, что проклятому царизму и не снилось. В общем, похоже, что и впредь дату будут отмечать скучно, по-старому, возложением цветов к памятнику Ленину. Да и это делает в основном горстка ветеранов и твердокаменных коммунистов. Ну, и люди по разнарядке. Для массы населения 7 ноября — просто лишний выходной. 7 ноября — абсолютно мертвая дата Вообще белорусский праздничный календарь в основном скопирован с советского. Ну ладно, день 23 февраля стал просто мужским праздником, а 8 Марта — женским. Коммунистическая идеология из этих дат выветрилась, однако значительная масса народа, по крайней мере, наполнила их своей символикой, бытовой теплотой и действительно отмечает. А вот 7 ноября — дата абсолютно мертвая для широкой публики. Да и для интеллектуалов. Вдумаемся: годовщина большевистского переворота (к тому же, вопреки мифу, под руководством Троцкого, а не Ленина) в соседней стране. Которая сама от этой даты отказалась. Так что официальное празднование Октябрьской революции в суверенной Беларуси выглядит абсурдом в квадрате. Лепет здешних чинуш, что идеалы Октября живы, продолжают вдохновлять и все такое, смешон. Какой бы возвышенной ни была риторика большевиков, на практике все вылилось в диктатуру, красный террор, социальную ненависть, массовые репрессии, ограбление народа, тотальные дефициты и т.п. И примерно так получалось всюду, где пробовали идти дорогой Октября. На сегодня в этом духе продолжает, кажется, только Северная Корея. Там тоже с пафосом говорят про светлые идеалы, построив ад. Куропатский тест Теоретически можно было бы превратить 7 ноября в день памяти жертв коммунистического геноцида, заявил в комментарии для Naviny.by руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников. Это единственная альтернатива, как наполнить дату новым смыслом, считает аналитик. При этом понятно, что нынешнее белорусское руководство пойти на такой шаг не способно в принципе. На днях Минтруда отрицательно отреагировало на коллективное обращение граждан с просьбой перенести выходной с 7 ноября на 2 ноября — день поминовения предков «Дзяды». При том что «Дзяды» — праздник совсем не политический, сугубо народный. Но в ответ ведомство разразилось нудными тирадами о значимости идеалов Великого Октября. Также показательно отношение властей к Куропатам — месту, которое как раз и символизирует коммунистический террор. Глава государства делает вид, что якобы не известно точно, кто расстреливал там людей. Хотя несколько официальных расследований еще в 1980-1990-е годы четко установили, что там, в урочище возле нынешней Минской кольцевой автодороги, расправлялись с «врагами народа» сотрудники НКВД. Только сейчас у государства дошли руки поставить в Куропатах памятный знак, хотя решение на этот счет приняло еще правительство БССР. Да и то ставят, скорее, с целью выбить козыри у политических оппонентов. А концепция знака предельно размыта: неким жертвам вообще. Чиновники народу что-то дарят? Белорусский президент ни разу официально не посещал Куропаты. Зато недавно с видимым удовольствием участвовал в праздновании на государственном уровне столетия ВЛКСМ. Затеяв эти помпезные торжества, власти презрели даже то обстоятельство, что собственно белорусский комсомол был образован на два года позже. Продвинутая публика в соцсетях потешалась над трешевыми образчиками этого празднества на местах. Бешеное число просмотров набрал ролик о загоне в БРСМ — поддерживаемую из бюджета организацию, в которой Лукашенко видит реинкарнацию Ленинского комсомола своей молодости. Но бледный БРСМ на казенных костылях годен только для иллюстрации тезиса Маркса (хотя на самом деле — Гегеля), что история повторяется в виде фарса. Попытки как-то реанимировать в сознании людей символику 7 ноября тоже выглядят искусственными, натужными. В том же Болбасове Оршанского района президент сказал, что в советское время к этой дате было принято преподносить народу подарки в разных сферах, и «мы эту добрую традицию оставили». В качестве примера он привел восстановленный мост через Припять, социальные стройки. Двумя днями ранее в Витебске Лукашенко заявил, что тамошний меховой комбинат после модернизации стал очень солидным предприятием — подарком народу к 7 ноября. Комбинат, может, и хорош, но вообще-то стоит заметить, что советская традиция что-то вводить в строй именно к красным датам часто вылезала боком, поскольку штурмовщина приводила к браку и сдаче объектов с недоделками. И потом, это самих работяг партия заставляла рвать жилы, чтобы сделать трудовой подарок некой абстрактной Родине. Но чтобы власти выступали в роли дарителей — это как? За какие шиши могут что-то подарить электорату чиновники — люди из категории «мы не сеем, не пашем, не строим»? Все делается за народные деньги. И вообще власть должна обслуживать, а не надувать щеки да изображать, что осчастливливает простых смертных благодеяниями. По инерции Почему же официальный лидер так держится за советские даты и символы, хотя их эксплуатация не дает сильного политического эффекта и с годами становится все более вымученной, пародийной? «У него самого — ностальгия по советскому прошлому», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич. Он напомнил, что свою победную президентскую кампанию 1994 года Лукашенко строил именно на идее вернуть это «светлое прошлое». Кроме того, по словам политолога, многие белорусы старшего и даже среднего поколения и сегодня достаточно позитивно настроены по отношению к советскому обществу, особенно если речь идет о периоде 1960-1980-х годов. В восприятии многих, отмечает собеседник, это было время не застоя, а индустриальной революции, урбанизации, когда вчерашние крестьяне переселялись в квартиры со всеми удобствами, повышали свой социальный статус и уровень жизни. В Беларуси не было такой коррупции, как в ряде других регионов СССР. А тогдашний партийный лидер-популист Петр Машеров реально пользовался уважением, говорит аналитик. Он делает вывод, что для значительной части белорусов «это был если и не золотой век, то достаточно хороший период, со знаком плюс». Лукашенко умело играл на ностальгии по Советскому Союзу. Это дало определенный эффект в 1990-е годы. Но для новых поколений «эти ностальгические вещи уже малопонятны», так что здесь белорусский руководитель действует во многом по инерции, резюмировал Карбалевич. Поротников, со своей стороны, тоже отмечает, что Лукашенко — «глубоко советский человек», для которого «вся эта советская патетика — живая история, личная молодость». К тому же «сказывается качество образования». Нынешний президент, как подчеркнул аналитик, закончил истфак провинциального советского вуза, был на пропагандистских должностях в армии и на гражданке. Действительно, послужной список Лукашенко в этом плане впечатляет: инструктор политотдела Западного пограничного округа, заместитель командира роты по политработе, секретарь комитета комсомола отдела продторговли, ответственный секретарь общества «Знание», секретарь парткома колхоза. Победа под Оршей? Вы с ума сошли? Но при этом Лукашенко впоследствии показал себя гибким прагматичным политиком, способным мгновенно менять риторику. И если сегодня советский идеологический арсенал устарел, то почему бы не перевооружиться? История знает немало примеров, когда приверженцы сильной руки брали на вооружение идеологию национализма. Казалось бы, Лукашенко, явно чувствующий опасность ползучей экспансии «русского мира», гибридную угрозу, должен дрейфовать именно в эту сторону. Да, замечено явление, названное мягкой белорусизацией. Но она слаба и непоследовательна. По большому же счету мы видим, что официального лидера совсем не греет праздничный календарь адептов национальной идеи. Ну да, им позволили легально отметить в центре столицы столетие Белорусской Народной Республики, но только внутри периметра металлических заграждений, под надзором ОМОНа. А вот на установку памятной доски к юбилею пороху у властей уже не хватило. И ежу понятно, что при нынешнем политическом режиме Дню Воли 25 марта не суждено стать государственным праздником. Тьфу-тьфу, это же из календаря «пятой колонны»! Тем более трудно себе представить, что Лукашенко согласится вместо 23 февраля праздновать день воинской славы 8 сентября, в годовщину Оршанской битвы. Ведь тогда в 1514 году было разгромлено войско (шепотом) московских захватчиков. Вы что, с ума сошли — злить Москву, которая дает нефть и кредиты? С точки зрения Лукашенко отменить «красные» праздники было бы потерей лица, считает Карбалевич. К тому же исторический нарратив националистов культивируется в довольно узком кругу. «Этих праздников нет в массовом сознании. Вообще историческая память белорусов во многом живет событиями российской истории», — говорит Карбалевич. С националистами Лукашенко каши не сварит Да, с националистами Лукашенко очевидно каши не сварит до конца своего правления. Во-первых, старые счеты. Во времена Верховного Совета ХІІ созыва интеллигенты из оппозиции БНФ подтрунивали над провинциальным депутатом — директором совхоза, не стали привечать его в своей компании. Затем, триумфально став президентом, Лукашенко на потребу Москве создал миф, как он укротил кровожадных националистов, которые хотели выжить всех русских. И как теперь от этого мифа отказываться? Далее, белорусизацию сдерживает оглядка на ту же Москву. Российские СМИ и так кусают Лукашенко за якобы потакание «белорусским бандеровцам». Но самое главное — это боязнь, что только дай простор национальному нарративу, как тут же воспрянут, наберут силу внутренние противники, проснется гражданское общество. Нет уж, пусть лучше будет унылое ветеранское возложение цветов к монументу Ильича, чем повеет крамольный свежий ветер перемен.