Что происходит в современной фолк-музыке и кого из этно-исполнителей срочно нужно послушать? Советует контрабас-балалаечник Михаил Дзюдзе
С 12 по 15 ноября в Капелле и в Большом зале филармонии пройдет международный этно-фестиваль «Национальная коллекция». «Собака.ru» поговорила с его организатором, одним из лучших контрабас-балалаечников страны Михаилом Дзюдзе о трендах в мировой фолк-музыке и лучших отечественных представителях жанра. Вообще, как говорят, чистых жанров почти не бывает. В world music принадлежность к конкретному жанру определить сложно, у меня в голове такое разделение начало формироваться, когда я побывал в составе жюри шоу «Квартет 4х4». Для того, чтобы судить участников (а все они мастера своего дела), нужно было как-то классифицировать происходящее на сцене. Тогда я и задумался о трендах в области музыкального искусства. Мне кажется, в нынешней world music отчетливо видны четыре основных направления. Чистый фолк Первый – это чистый фолк, прямое продолжение и развитие народной традиции, передача материала «из уст в уста» вместе с манерой и контекстом, включающим не только песенный репертуар и инструментарий, но и одежду, правила поведения, мифологию и даже предрассудки. Собственно то, что сейчас называют «этно». В общем, фольклор, вышедший на сцену. Среди лучших русских исполнителей этого направления – «Вольница», «Сирин», ансамбль Покровского. Особое место занимает «музейный» фольклор. Фьюжн Второй тренд – фьюжн, то есть «смесь». Это современное развитие этно, соединение с джазом , роком и другими направлениями. Конечно, соединение не чисто механическое, целое определяется вкусом исполнителя. Фьюжн очень разнообразен, полон неожиданностей и «странных сближений». Для меня этно-фьюжн предполагает соединение джаза, импровизации со всеми музыкальными направлениями. У нас в стране фьюжн отлично звучит у Сергея Старостина, «Art-Moscow Trio», Варвары Котовой, Тима Дорофеева, «Волков Трио». Кроссовер Еще одно важное направление получило название «кроссовер». Это проникновение фолка в другие жанры и наоборот и, как правило, это профессиональная музыка. Тут можно прибегнуть к американской классификации, согласно которой, если композиция одновременно попадает в несколько чартов – это уже коссовер. И когда мы говорим о пересечении нескольких музыкальных жанров с фольклорными мотивами – получаем этно-кроссовер. Произведение, которое не задумывалось композитором как кроссовер, в процессе исполнения и поиска новых аранжировок вполне может им стать. Последнее слово здесь за слушателями. Например, на музыкальном телепроекте «Квартет 4х4» меня просто поразил московский квартет «StradiВаленки». Это идеальный пример кроссовера. Их живое исполнение можно будет услышать и в ноябре в Санкт-Петербурге на конкурсе-фестивале «Национальная коллекция». Кроме того, среди отечественных исполнителей я бы выделил ансамбли «Бис-квит», «Квинтет Четырех». «Композиторский» фолк Есть еще профессиональная, композиторская музыка, которую пишут для национальных инструментов. Она стоит особняком от предыдущих направлений, хотя и соприкасается с ними. Ее играют музыканты с хорошей профессиональной подготовкой, виртуозно владеющие своим инструментом, на уровне солистов-скрипачей, пианистов, виолончелистов. Они могут выступать и сольно, и в составе ансамблей. Композиторскую музыку для национальных инструментов замечательно играют Вероника Прадед, Екатерина Мочалова, Фридрих Липс. К этой категории я отношу и себя. Не случайно 12 ноября фестивальная программа «Национальной коллекции» откроется премьерой моего первого сольного альбома «Фильм-концерт». Конечно, на сцене я буду не один, в сопровождении Губернаторского камерного оркестра «Российская камерата». Зрители увидят контрабас-балалайку, построенную в 1937 году ленинградским мастером Иосифом Галинисом. Балалайка пережила блокаду и уцелела во время войны, и вот уже больше 25 лет она – мой постоянный спутник. Получилось перевести инструмент из ансамблевого в ранг солирующих. Произведений для этого необычного инструмента практически нет, поэтому выдающийся композитор Сергей Евтушенко написал арию, пассакалию и токкату в испанском стиле специально для меня, для контрабас-балалайки и оркестра. Текст: Анна Тюнякова