Платформа по уходу за пожилыми набирает обороты
Население России, как и всего мира, стареет. Росстат прогнозирует, что к 2036 году в стране будет насчитываться около 43 млн человек старше трудоспособного возраста, что на 16-17% больше от нынешнего числа. Об особенностях сферы услуг для пожилых людей «Инвест-Форсайту» рассказал Александр Коровин, основатель проекта «Близкие.ру». Идею подсказала личная проблема «Близкие.ру» – это онлайн-платформа для поиска специалистов, которые предоставляют профессиональную помощь пожилым и маломобильным людям в Москве. Сервис образован в апреле 2018 года. Пользователи заказывают посещение подготовленного исполнителя один или два раза в сутки. Оплата происходит не за время нахождения работника с подопечным, а за количество задач, которые требуется решить. Например, приготовить пищу, убраться в квартире, приобрести необходимые товары, выполнить гигиенические процедуры и прочее. Александр Коровин после окончания БГИТУ и Британской высшей школы дизайна работал в «Тинькофф Банке», Rambler и «Яндексе». Первый предпринимательский опыт у него появился в 2014 году – совместно с партнерами он основал интернет-сервис по профессиональной уборке помещений Qlean, в котором занимал пост генерального директора. Компания за 4 года привлекла $9,2 млн инвестиций, вышла на выручку в 65 млн рублей и 50 тысяч уборок в месяц. Для воплощения новых бизнес-идей в январе 2018 года Александр продал свою долю в бизнесе. Коровин, еще работая в Qlean, присматривался к рынку социального ухода как варианту расширения существующего бизнеса. Идея сервиса «Близкие.ру» полностью сформировалась, когда он столкнулся с проблемой поиска грамотного и подготовленного человека для ухода за бабушкой, у которой начала развиваться деменция. Предприниматель стал изучать особенности и структуру рынка ухода за престарелыми и маломобильными людьми в европейских странах: выяснилось, что там разработаны специальные стандарты и нормы этого вида деятельности, действуют учебные заведения, где подготавливают сиделок. В России сфера социального ухода нецивилизованная: отсутствуют игроки, которые заручились поддержкой и доверием целевой аудитории, поиск совершается по «сарафанному радио», нет регламентов предоставления услуг. На российском рынке представлены патронажные компании и агентства по подбору сиделок. Существуют и стационарные учреждения, например дома-интернаты для престарелых и нуждающихся в круглосуточном уходе людей, но большим спросом они не пользуются. Единственный, по словам Коровина, достойный игрок в этой сфере – компания Алексея Сиднева Senior Group, однако у них высокий ценник. Предприниматель решил запустить «Близкие.ру», который стал первым проектом по поиску специалистов по уходу, реализованным в сети. Как все устроено? Принцип работы сервиса прост – заказчик (нуждающийся человек либо его близкие) через мобильное приложение или сайт оставляет заявку на услуги. С клиентом связываются сотрудники офиса и уточняют количество посещений в день, недельный график и список задач – формируется заказ. Заинтересованные исполнители принимают его в мобильном приложении. Если кандидат не устраивает подопечного, предлагаются другие варианты. Работа устроена по аналогии с Qlean и Uber. Каждый исполнитель компании, который будет непосредственно оказывать социальные услуги, проходит трехдневный тренинг: на нем рассказывается о правилах кормления, выстраивании общения с клиентами, проведении различных процедур в зависимости от рода их заболевания. По итогам курсов администрация делает заключение о «благонадежности соискателя». По статистике компании, из 20 претендентов только один допускается к платформе. Происходят постоянные контакты с представителями фондов «Старость в радость», «Живи сейчас» и центра реабилитации «Апрель». Сотрудница благотворительной организации «Старость в радость» стала главным экспертом при создании образовательной системы по подготовке персонала, уходовых программ за престарелыми и малоподвижными людьми, алгоритма контроля качества предоставления услуг. Если сотрудник новый, то изначально подопечного посещают эксперты, дающие оценку его состоянию и разрабатывающие индивидуальную программу ухода, которую обязан впоследствии выполнять подрядчик. Если клиент самостоятельно не в состоянии дать обратную связь, то время нахождения исполнителя у него фиксируется на камеру. По словам Коровина, контроль качества предоставляемых услуг налажен по схеме Qlean. Посредством мобильного приложения работа подрядчиков оценивается и контролируется – по завершении каждого визита сотрудник оформляет анкету в виде отчета, которая доступна клиенту, а также координаторам и медицинским экспертам проекта, проводящим постоянную проверку и анализ. Взаимодействие с работниками и заказчиками происходит в сети, иногда по телефону. По желанию подопечного или его близких родственников в помещениях, где пребывает подрядчик, устанавливается видеонаблюдение. Внимание также уделяется безопасности пользователей услуг. В некоторые индивидуальные программы входит страхование гражданской ответственности с покрытием до 60 млн рублей и несчастных случаев – до 1 млн рублей. Проект уже объединяет более 100 обученных внештатных сотрудников в возрасте от 35 лет, работающих как на регулярной, так и периодической основе. У исполнителей, поясняет Коровин, часто за плечами уже есть опыт ухода за родственниками или работы в оздоровительных учреждениях. Первые результаты и планы на будущее Открытие сервиса обошлось в 20 млн рублей. Коровин инвестировал 10 млн рублей личных накоплений, остальную часть выделили частные лица: Анастасия Олимпиева, руководитель и партнер Startupconsult, и Эдуард Гуринович, один из основателей стартапов Expload и CarPrice. Средства израсходованы на операционные издержки – зарплатный фонд, реклама, аренда офиса и создание обучающего центра. Команда проекта состоит из 7-8 человек, еще 4 человека занимаются в тренинг-центре. Сайт сервиса сделан Коровиным самостоятельно. При тестировании web-ресурса, когда еще отсутствовали офис и сотрудники по уходу, пользователи уже стали проявлять интерес – оформлялись первые заявки. Это стало очевидным показателем востребованности подобных услуг. Проект зарабатывает на комиссии от суммы сделки – 20%, остальное получает исполнитель. Например, один вызов стоит 890 рублей, из которых 712 рублей выплачивается работнику. За день большинство исполнителей посещает двух или трех клиентов – это уже нормальный заработок. Планируется в ближайшие месяцы ввести долгосрочную подписку – заказчик оплачивает услуги на конкретный срок, компания подбирает исполнителя и контролирует его работу, учитывая пожелания заказчика. В дальнейшем будут развиваться новые услуги, например по присмотру и заботе в больнице, реабилитация после некоторых заболеваний. Однако не обходится и без трудностей. Российское общество четко не представляет, что это за услуги, как и когда ими пользоваться. Ведь уход за малоподвижными и пожилыми людьми, как правило, совершают родственники, часто без достаточных знаний и навыков. Приходиться затрачивать большие ресурсы на рекламу и маркетинг, чтобы найти нужную аудиторию. Через полгода работы сервис обслуживает больше 120 человек. Ежемесячная выручка компании превышает 3 млн рублей. Говорить об окупаемости, по словам основателя, еще рано: обкатываются многие бизнес-процессы, запускаются новые услуги, проект входит в стадию развития и роста. Ведется переговорный процесс с несколькими инвестиционными фондами о выделении дополнительных средств, которые пойдут на расширение штата, создание новых и улучшение уже внедренных IT-решений. Выходить в другие регионы «Близкие.ру» пока не будут – по подсчетам Коровина, в Москве больше 600 тыс. человек нуждаются в уходе, в планах обслужить хотя бы 2% от этого количества уже в 2019 году. В долгосрочной перспективе распространение возможно и на всю Россию. Автор: Кристина Фирсова