Как на самом деле исчезли сарматы
Сарматами называли близкородственные племена кочевников, проживающих в предгорье Северного Кавказа. Как указывает археолог Марк Щукин в работе «На рубеже эр», эти племена были ираноязычными. В общем массе они образовали целый народ со своими уникальными традициями и культурными особенностями. Из глубин веков Отследить всю «генеалогию» сарматов довольно сложно. Корни этого народа уходят в глубь веков. По предположениям того же Щукина и ряда других ученых, сарматские племена сформировались из раннеплеменных образований, разбросанных по громадной территории от Дуная до Азовского моря. Одно из первых упоминаний сарматов встречается у Геродота Галикарнасского. В своей «Истории» он повествует о том, что перейдя реку Танаис (так древние греки именовали Дон), можно попасть в землю сарматов. Те живут рядом со скифами. С культурой этого таинственного племени связана масса крайне любопытных фактов. Так, легенды о воинственных амазонках проистекают от обычая сарматских женщин отрезать себе правую грудь, чтобы было легче управляться с луком. Сарматские девы были сильны, хорошо тренированны и воевали наравне с мужчинами. Этот народ исповедовал культ предков, поклонялся образам животных и заимствованной из греческого пантеона богине Афродите. Всем в жизни сарматов управляли женщины (у них царил матриархат). Следы сарматов О воинственных и гордых сарматах писали многие древние историки. Однако прошло 2 тысячи лет — и следы этого народа испарились. Вещественными доказательствами того, что сарматы жили когда-то в предгорье Кавказа, являются 5—7-метровые курганы и множественные археологические находки на местах древних стоянок этих племен. Курганы сарматов привлекают самое большое внимание. Искатели сокровищ постоянно пытаются обследовать эти памятники древности. На бывших землях сарматов археологи находят мечи, шлемы, монеты и другие вещественные доказательства существования этого народа. Следы контакта сарматов со славянскими и кавказскими народами можно обнаружить в их языках. Так, названия Дона и Днепра происходят от сарматского «dānu», что буквально означает воду. Название реки на юге Урала — Ашкадар — тоже имеет сарматское происхождение и переводится как «белая река». Сарматы — славяне? Сейчас в научном сообществе нет единого мнения о том, куда пропали сарматы. Интересно, что польские шляхтичи считали себя их потомками, чем безмерно гордились. В XVII—XIX веках в Польше даже модно было заказывать портреты в сюртуках, напоминающих турецкие («сарматские») одеяния. На самом деле, никаких доказательств этой теории нет. Впервые она была описана еще в XIII веке в Баварской хронике. Через 200 лет о ней вспомнил историк Ян Длугош. В XVI веке ее намеренно популяризировали польские гуманисты, чтобы поднять престиж своего народа. Впоследствии «сарматская теория» стала базой, на которой вырос польский национализм и пренебрежение шляхты к простому народу, якобы произошедшему от славян. В России скифо-сарматскую теорию происхождения русского, польского и некоторых других славянских народов поддерживали в свое время Василий Татищев и Михаил Ломоносов. Последний в «Древней Российской истории» указывает, что русские происходят от сарматов. Сейчас эта теория историками всерьез не воспринимается. Более правдоподобным выступает предположение Татищева, что сарматы могли ассимилироваться со славянами. Отсюда — и следы иранских корней в русском, польском и других славянских языках. Современные аланы Согласно еще одной теории, прямыми потомками одной из ветвей сарматов — алан — являются осетины. В 2007-ом на съезде осетинского народа даже обсуждался вопрос переименования осетин в алан. Эту идеи поддержало более 80% населения Южной Осетии. Язык этого народа, как и сарматский, принадлежит к иранской группе. Впервые гипотезу аланского происхождения осетин выдвинул польский археолог Ян Потоцкий (XVIII век). Позднее ее поддержали востоковед немецкого происхождения Юлиус Клапрот и русский ученый Всеволод Миллер. Последний был абсолютно уверен в том, что осетины происходят от алан, которые в древности назывались сарматами.