Разрушители мифов: чем на самом деле живет подземная Москва
Массовая культура и авторы бессчетного числа баек захватили общественное сознание в вопросах городских подземелий. Если что-то спрятали под асфальт, значит оно секретное, запретное, опасное, и от этого крайне интересное - так считает большинство. В "Ночь искусств" корреспондент «ВМ» отправился на выставку "Москва не провалится" в музей современной фортификации «Бункер 703». Организаторы и участники выставки уверены - интересное не обязательно должно быть выдумкой. Будучи детьми, все мы копали снежные ходы в сугробах, копошились в этих тоннелях. И каким же счастьем было залезть с одной стороны снежной кучи и вылезти с другой. И все мы знали, что если наш снежный муравейник будет слишком испещрен ходами, если копать их слишком близко к вершине сугроба, то катакомбы непременно рухнут. Примерно такой же риторики придерживаются те, кто считает, что Москва непременно должна провалиться под землю, рухнуть в гигантское подземное море, где несчастных москвичей уже поджидают двухметровые крысы-мутанты и белые тараканы. Но Москва не провалится. По крайней мере участники выставки с таким названием, организованной в открывшемся недавно музее современной фортификации «Бункер 703», в этом уверены, и на их стороне факты, ведь они не раз сами путешествовали по столичным подземельям. В «Ночь искусств» творцы подземелий дали бой выдумкам и мифам. Миф первый: подземелья Ивана Грозного Некоторые знатоки, порой даже опираясь на архивные документы в том виде, в каком они могли тогда существовать, уверяют, что при Иване IV была сооружена немыслимых масштабов сеть подземных ходов. Отдельные эксперты уверяют, что Грозный мыслил шире и рыл тоннели между удельными княжествами. До сих пор диггеры ищут под Москвой клады тех времен, а главным сокровищем, не найденным по сей день, является легендарная библиотека Ивана Грозного. Легенда или реальность: что интереснее? С руководителем музея Дмитрием Юрковым, с которым чуть больше месяца назад мы уже спускались в бункер, встретились на этот раз во внутреннем дворике. 18:00. Ворота, обычно закрывающие подход к КПП, нараспашку. Все парковочные места рядом заняты, группы людей по 2-3 человека одна за другой сворачивают в слабо освещенный 2-й Новокузнецкий переулок. По взбудораженному, но уже порядком замотавшемуся Дмитрию видно: такого ажиотажа никто не ожидал, выставка открылась в 15:00, а людей меньше не становится. И все же руководитель проекта охотно делится своим отношением к разномастным фантазерам, популистам и разным прочим "фейкоделам". - Подземная тематика в городе - это всегда набор легенд, - объясняет Дмитрий. - Достоверного знания о том, что находится под асфальтом, у горожан обычно нет. При этом есть огромное количество людей, которые, можно сказать, паразитируют на этом незнании и плодят мифы. Трехэтажные мифы, совершенно безумные, но элементарно опровергаемые. Стоит просто пообщаться со специалистами, почитать профильную литературу, чтобы понять, что нет никаких крыс мутантов, никакого карста, который вызывает провалы. Но как же Иван Грозный и его лабиринты? Так категорично рубя с плеча, есть риск разрубить романтику подземелий, отсечь интерес к ним. Ведь частично в этом и кроется причина "подМосквы" - сухая правда может разочаровать, а таинственная легенда - очаровать. - Мы хотим показать, что подземное пространство, во-первых, интересное и ничуть не хуже надземного: исторические тоннели также прекрасны, как исторические здания на поверхности, - объясняет Дмитрий Юрков. На входе между тем уже скопилась кучка людей, вниз всех отправляют группами. Кредит доверия действительно высок. На выставке представлены работы официального фотографа столичного метростроя Александра Попова, иллюстратора, мастера инфографики, работавшей в ведущих изданиях страны Анастасии Зотовой, эксперта Всероссийского общество охраны памятников истории и культуры по подземным сооружениям Геннадия Виноградова, а также других авторитетных авторов, которые знают, о чем рисуют и снимают. Миф третий: ужасающая фауна Можно найти сотни рассказов московских диггеров о том, что крысы в московских подземельях вымахали до неимоверных размеров. Конечно, не все, однако есть свидетельства о встречах с крысами-мутантами в аккурат под Московским зоопарком. По другой теории, причиной "буйного роста" крыс являются бункеры с радиоактивными отстойниками, находящиеся на территории города. Точнее - под ней. Наличие под Москвой странных существ засвидетельствовал Юрий Лужков. В 2010 году он уверял, что при ремонте Большого театра видел десятисантиметровых белых тараканов, которые, судя по всему, обитают в Неглинке. Подземный пленэр Фото крысы действительно можно найти на выставке «Москва не провалится». Фото обычной крысы, ничем не отличающейся от той, что шарит у вас в мусоропроводе летом в жару. Животные настолько пугливы, что при появлении человека тут же дают деру, что делает фотографию крысы в тоннеле у воды еще более ценной. Миф о белых тараканах развенчали сотрудники Мосводостока, с которыми корреспондент «ВМ» лично спускался в Неглинку. Тараканов полно, но, как и в случае с крысой, самых обыкновенных. Анастасия Зотова, которую мы встретили в выставочном зале, тоже ни разу не подвергалась атаке агрессивных мутантов, когда выбиралась на свои "подземные пленэры". - Неоднократно были выходы, когда я прямо на месте в подземной реке, по пояс в воде рисовала акварелью при свете факела, - вспоминает Анастасия. - Не самое удобное место, иногда рисовала быстро в блокнотик, потом перерисовывала. В жизни Анастасии Зотовой образовался удачный симбиоз обеих страстей - изобразительного искусства и любви к подземельям. На вопрос, куда ведут корни этой любви, Анастасия сначала выдает дежурную шутку, звучащую как первое предложение аннотации к роману Стивена Кинга: - В детском саду подруга скинула мою игрушку в канализационную решетку. Отвечая серьезно, Анастасия поведала, что занимается инфографикой и интересуется устройством вещей. Желание объяснить, описать и нарисовать и привело ее в подземелья столицы. С особым интересом посетители выставки разглядывают черно-белые готические иллюстрации Анастасии к роману Нила Геймана «Никогде», повествующем о подземной жизни Лондона. - Когда я читала книгу, я сразу увидела, как ее можно проиллюстрировать. Все эти картинки сделаны по референсам реальных мест, поэтому те, кто там лазил, могут узнать места знакомые, - объяснила суть идеи Анастасия Зотова. Логично предположить, что у каждого диггера есть свои сакральные места, как бы сказал Карлос Кастанеда - "места силы", где хочется творить или просто проводить время в созерцании, куда хочется возвращаться. - Да, оно было, - не без грусти говорит Анастасия. - Но в него уже не вернуться. Это были подвалы под хамовническим пивзаводом. Мы нашли его и никому не рассказывали, оно было секретным и только для нас. Потрясающие масштабы, удивительная степень сохранности. Подвалов больше нет - они канули в Лету вместе со снесенным заводом. Мифов бессчетное количество, и чтобы разоблачить каждый не хватит никакой выставки. Оккультизм и эзотерика сопутствуют множеству баек о сборищах сатанистов в московских подземельях. Специально для тех, кто в это верит или даже находил в тоннелях подтверждения в виде кукол вуду или сожженных чучел, одной из последних во второй экспозиции выставки представлена фотография диггерских гуляний. Все верно, это они сожгли чучело в тоннеле.