Саратовцы могут лишиться дворика со скульптурами из-за своего равнодушия и вандализма

Жители дома на улице Вавилова в Саратове обратились в "Народную приемную" и просят спасти их двор. Когда-то он считался одним из самых живописных в городе. Теперь ветшает на ветру и дожде без должного ухода, зато при усиленном внимании вандалов и пьяниц. Уникальность типовой многоэтажке придают сказочные и мифические скульптуры, которые требуют срочной реставрации. Прогуливаясь по Саратову, можно случайно забрести в обыкновенный, окруженный одинаковыми пятиэтажками дворик и вдруг обнаружить, что в типовом центре города мучительно доживают свои последние дни сказочные персонажи. Некоторые из них пока еще вполне узнаваемы, но основная масса лишилась ног или рук, различных мелких деталей, а некоторые - даже головы. Скульптуры, которые на протяжении несколько лет ваял во дворе собственного дома на улице Вавилова, для души и соседей простой инженер и самобытный мастер Сергей Желтков, после смерти саратовца оказались никому не нужны. Настолько, что стали очень легкой добычей и для вандалов, и для неумолимого времени. Сегодня полюбоваться нестандартным украшением вполне стандартного саратовского дворика может каждый - доступ к нему не преграждают ни калитка с кодовым замком, ни забор. Наверное, так оно и было задумано самим автором, однако при жизни скульптора-самоучки Сергея Желткова нравы у местной публики были совершенно иные. Жители двух заглядывающих друг другу в окна "хрущоб" - №№27/29 и 31/33 по улице Вавилова - в основной своей массе пенсионеры. На то, чтобы обнести достопримечательности ограждением, им не хватает ни энтузиазма, ни средств. - Помогать физически мы уже не можем, - вздыхает старожил и экс-председатель правления дома №31/33 по улице Вавилова Владимир Довбуш, - да и материально тоже. Каждый погонный метр металлического ограждения стоит больших денег. А у нас, в основном, живут пожилые люди, у которых каждая копейка на учете. В результате и веселые гномы, и избушка на курьих ножках, и Тарас Бульба, и Прометей, и десяток других наводнивших импровизированный парк работ уже изменились до неузнаваемости и частично утрачены, так и не дождавшись комплексных реставрационных работ. - В свое время эти скульптуры обошлись нам примерно в полторы тонны цемента, - припоминает Владимир Довбуш. - Как раз на этом участке у инженера Сергея Желткова был частный дом с цокольным этажом. У него была большая семья, и при расселении они получили три квартиры в новой пятиэтажке. Он и занялся облагораживанием двора. По генеральному плану, в центре нашего дома даже должен был быть фонтанчик. Помочь благому начинанию творческого жильца было решено всем двором. Под мастерскую скульптору выделили подвальное помещение, где он и приступил к созданию изваяний из дефицитного в советские времена цемента. Материал чудом удалось "выбить" благодаря одному влиятельному соседу. - Но цемент долго не лежит, - говорит Владимир Довбуш. - Поэтому в течение полутора лет Сергей Петрович его израсходовал. Это был совершенно уникальный человек. Он просто не мог сидеть без дела и смотреть на окружавшую его не ухоженность. Я его вспоминаю с уважением и благодарностью. Он был настоящий хозяин. При жизни Сергей Желтков лично подновлял и даже пытался красить собственные творения, однако после его смерти памятники оказались никому не нужны. Начинающие местные скульпторы неоднократно предпринимали попытки отреставрировать сказочный дворик, однако все они носили единичный характер. Молодой скульптор Виктор Колесников вспоминает, как почти десять лет назад, уже старшекурсником, готовящимся к поступлению на дальнейшую учебу в Северную столицу, по просьбе жителей он попытался спасти несколько фигур. - Они были в плачевном состоянии, - признается Виктор. - У Демона, например, были оторваны руки - я их слепил. Правда, через месяц их опять оторвали. В остальных скульптурах я тоже долепливал недостающие детали и в несколько слоев пропитывал бетон полиэфирной смолой, чтобы он не разрушался. Но вообще бетон - крайне недолговечный материал. Его разъедает грибок, разрушают перепады температур. - Не сказать, чтобы у этих скульптур высокий уровень исполнения, но дворик ценен сам по себе, потому что другого такого в Саратове нет, - утверждает директор Саратовского художественного училища имени А. П. Боголюбова Илья Смирнов. - В детстве я все время ходил через него к своим друзьям. И, разумеется, когда заступил на пост директора художественного училища, стал интересоваться, почему бы нам этому всему не помочь. Сначала мы пытались помогать собственными силами: восстановили одну из фигур. Но буквально через неделю эта фигура снова оказалась разбита. Надругавшихся над произведением уличного искусства вандалов так и не нашли. Но энтузиазм по облагораживанию "дворика со скульптурами" у руководства и преподавателей "художки" начисто испарился. Этому процессу немало способствовал и материальный аспект, а именно - отсутствие заинтересованных меценатов, которые могли бы достойно профинансировать дворовую реставрацию. Причем, финансовый вопрос упирается даже не в расходные материалы, которых, по утверждению Смирнова, потребуется не так уж много - начать можно было бы с 20-30 тысяч рублей для закупки каркасной проволоки, цемента и специальной краски. - Но там предстоит очень много работы, - объясняет Илья Смирнов. - Некоторые вещи проще вылепить заново, чем восстановить, потому что внутри даже нет каркаса. А многие работы уже утрачены настолько, что непонятно, что в них вкладывал автор. Есть, предположим, два-три рельефных глаза, и нельзя понять, то ли это была рыбка, то ли это был колобок. В итоге надо потратить не одно лето, чтобы восстановить все это в первозданном виде. В прошлом году мы рассматривали этот вариант в качестве прохождения практики нашими студентами, но в итоге сошлись с преподавателями во мнении, что студенты просто физически не справятся с такой задачей. Работа настолько технологически сложная, что на втором или третьем курсах они еще не имеют нужных знаний. А на четвертом курсе приступать уже поздновато, потому что студенты занимаются дипломом. Остается одно - привлекать для этой работы преподавателей. А они у нас - люди очень занятые. Но кто-то из наших в начале лета покрасил одну из фигур. Из-за осадков и детворы, которая скачет прямо на руинах, там пошло разрушение куска, который мы восстанавливали, и я предложил его покрасить в качестве временной меры. Однако тратить время и силы на участие в подобном проекте при полнейшей незаинтересованности самих жильцов домов ди ректор Боголюбовского училища считает нецелесообразным. - Надо, чтобы нашелся человек, который скажет: "Я хочу восстановить дворик", и будет упорно заниматься этим не одно лето, а два-три, - уверен Смирнов. - Но некоторые вопросы не стоят свеч, особенно, учитывая отношение к ним со стороны местных жителей. Мы можем красиво отреставрировать эти фигуры и завтра все будет нормально, а уже послезавтра начнется вандализм. К несчастью, скульптуры самобытного дворика по факту нигде не зарегистрированы, не числятся ни на одном из балансов и не относятся к объектам культурной или исторической ценности.

Саратовцы могут лишиться дворика со скульптурами из-за своего равнодушия и вандализма
© САРАТОВ24