Коллекционер Иван Хафизов рассказал чем «зацепили» наличники, и откуда они родом

Резные наличники вот уже много лет коллекционирует Иван Хафизов: с помощью фотоаппарата он фиксирует самобытную и, увы, исчезающую архитектуру маленьких деревенских домиков по всей стране. Десять лет назад москвич Иван Хафизов работал в IT-сфере, обучал людей современным технологиям, а в свободное время занимался съемкой интерьеров. Пока однажды в объектив его фотокамеры не попало окно деревенской избы, украшенное наличником. Такой теплый и хорошо всем знакомый образ из детства: на подоконнике в горшочке растет герань, а иногда там, свернувшись клубком, лежит кот Васька. Бывает, кота сгоняли, чтобы поставить тарелку с целой горой свежеиспеченных пирогов... О том, чем автора проекта «зацепили» наличники, и откуда они родом, он рассказал корреспонденту «Вечерки». От Злынки до Богучара — Когда вы начали фотографировать наличники? — Это был 2007 год, город Энгельс Саратовской области. Я увидел симпатичное окно и решил сфотографировать. Тогда я даже не знал слова «наличник», в моем представлении это просто были цветные окошки. А потом как-то увидел рекламный фотоколлаж, составленный из дверей, сфотографированных в ирландском Дублине. И подумал, что наши разноцветные окна ничем не хуже этих дверей, наоборот, даже гораздо интереснее. И я сделал такой коллаж — на него ушло 31 окно! И если б тогда мой путь начался с какого-то другого уголка страны, возможно, я бы этим не занимался. — Почему? — В Энгельсе они простые, и кажется, что всю эту красоту можно объять и уместить в один какойто формат. Но чем больше я путешествовал и фотографировал, тем больше понимал, что на это уйдут годы, так много разнообразных и абсолютно не похожих друг на друга наличников я встречал. — Сколько городов объездили? — 364 населенных пункта. Самая западная точка съемки находится на границе с Белоруссией — город Злынка, самая восточная — Нерчинск в Забайкальском крае, на Севере это были Кижи, а на юге побывал в городе Богучаре, что Воронежской области. Наличник по лекалу — Узор на наличниках ведь о чем-то говорит? Может, о зажиточности хозяев... — Это миф, никакой смысловой и информационной нагрузки они не несут, равно как и разговоры о том, что круг в навершии — языческий. В XIX веке граф Бобринский, который занимался описанием ремесел и даже составил своеобразную энциклопедию на эту тему, резьбу наличников как отдельное ремесло туда не включил. Он утверждал, что подобный элемент на избах — это путь к деградации и упадничеству, поскольку крестьяне перерисовывают эти узоры с пачек мыла и чая! — Действительно было так? — Конечно. И связано это было с появлением новых инструментов — лобзиков. Можно было взять у соседа лекало и довольно быстро выпилить простое ажурное украшение на окна. Но так было не всегда: до 1880-х годов наличниками занимались только мастера и даже целые артели. Это была непропильная резьба. Их изготавливали с помощью стамески и молоточка. Такое производство было очень дорогим и недоступным для большинства крестьян. — Кто ж мог позволить себе такую дорогую резьбу? — Зажиточные крестьяне, купцы и бояре, знать. — И чем богаче был человек, тем дороже была порода дерева, из которого делали наличник? — Резьба по дереву довольно старый промысел. Иконостасная резьба известна с XVI века. Сейчас ее образцы, резные иконостасы, можно увидеть в Ярославле. Их вырезали из липы. Это мягкое дерево, мастера говорят, что режется практически как мыло. Но, во-первых, липа довольно дорогая, во- вторых, наличник не требовал такой детализации, как иконостас. И этому нюансу тоже есть объяснение. Иконостас мы, как правило, видим с расстояния вытянутой руки, а то и ближе, а наличник — всегда издалека. Поэтому при изготовлении наличника использовали сосну. Мелкие детали выполняли из яблони. — Где вы нашли самый красивый наличник? — Сложно сказать. Но есть города, в которые ты едешь и ожидаешь увидеть нечто необыкновенное, — это Томск, Тюмень, Нижний Новгород. А есть города, в которые едешь и не ждешь ничего необычного, но оно встречается... Вот в той самой Злынке можно встретить наличники космического уровня. — Прямо космического? — Я показывал этот наличник современным мастерам резьбы по дереву, и они сказали, что это невозможно повторить. — Где лучше всего сохранились наличники? — В Нижнем Новгороде, Тюмени, Шуе, Борисоглебске. — Сейчас где-нибудь этим специально занимаются? — Почти нет, потому что нет спроса. Сейчас в моде европейский стиль, простота. Шпренгель на окне — Все найденные наличники вы публикуете на сайте. В какую сторону движется ваш проект? — Я пишу книгу о наличниках. Отснял и собрал материал про наличники центра России. Надеюсь, выйдет зимой-весной, там порядка 200 городов. И это не фотоальбом, там есть историческая часть. Второй том будет про Поволжье, потом Урал, Сибирь, Северо-Запад... — Куда вы еще собираетесь отправиться за наличниками? — Планирую отправиться к соседям: в Белоруссию, на Украину, в Финляндию, Норвегию и Румынию. Потому что все культуры взаимопроникали друг в друга. — В Финляндии и Норвегии они тоже были в моде? —Да, но более простые. Национал-романтизм оказал огромное влияние на все культуры. — В конце разговора все-таки спрошу про само название... — Наличниками их называют только в Подмосковье. И поскольку большая часть литературы создавалась здесь, название экстраполировалось на всю страну. Но наличники в разных областях и краях нашей необъятной родины называли по-разному: обналичка, обоконка, обличковка, обводка, позорник, плинтус и замысловато: шпренгель и белендрясы! СПРАВКА — Император Александр I в знак особой службы с немецким королем построил в Потсдаме деревянную русскую деревню Александровку из типовых крестьянских домов с наличниками, она стоит до сих пор. — Первые наличники нужны были, чтобы обеспечить крепление ставни и прикрыть швы между оконной колодой и бревенчатой стеной.

Коллекционер Иван Хафизов рассказал чем «зацепили» наличники, и откуда они родом
© Вечерняя Москва