Россияне стали реже жаловаться на задержку зарплаты

Количество жалоб на задолженность по заработной плате снизилось почти на 11%. Об этом свидетельствуют данные, которые News.ru предоставили в пресс-службе Федеральной службы по труду и занятости России. Так, за три квартала 2018 года от населения поступило около 125 тыс. обращений по этому вопросу, а за аналогичный период 2017 года — 140 тыс. В ведомстве отметили, что традиционно это самая распространённая жалоба, которая поступает от россиян. По мнению политолога-экономиста Сергея Жаворонкова, об улучшении ситуации с невыплатой зарплат в стране пока нужно говорит очень осторожно, хотя предпосылки к этому уже есть. «Это ещё не тенденция, это намечающаяся тенденция. Если с 2014 года по 2017 год у нас реально падали доходы населения, то в этом году наметился небольшой их рост. Несложно увязать это с тем, что и задолженность стала меньше, но насколько эта тенденция будет устойчивой сказать пока сложно. Глобальные выводы на счёт этой статистики преждевременны», — предположил Жаворонков в беседе с News.ru. При этом он констатирует, что вопрос задержки оплаты труда стоит остро только в нескольких регионах. Он приводит в пример Хакасию и Забайкальский край. По его словам, в целом по стране ситуация по данному вопросу в текущем году стабилизировалась. Эксперт считает, что основной проблемой в сфере занятости стало формальное снижение безработицы. «Так как губернаторам дано указание бороться с безработицей, то проблема решается следующим образом: люди числятся на работе на четверть ставки, с копеечной зарплатой или числятся в неоплачиваемом отпуске, но формально не являются безработными. Это даёт возможность отчитываться, что нет безработных и зарплата своевременно выплачивается», — сообщил эксперт. Доктор экономических наук Сергей Смирнов подтверждает, что ситуация с невыплатой зарплат в стране не носит всеобъемлющего характера. По его мнению, на снижение количества нарушений со стороны работодателей в этой сфере благоприятно повлияло то, что два года назад ощутимо повысили санкции за задержку оплаты труда. Максимальный штраф вырос с 50 тыс. рублей до 100 тыс. Также была введена прогрессивная шкала увеличения размера денежной компенсации работникам. С первого дня просрочки наниматель обязан выплатить её с учетом процентов в размере не ниже 1/15 ключевой ставки Центрального банка за каждый день. «Работодатели начинают понимать, что при относительно невысоком уровне зарплат им гораздо выгоднее платить вовремя и предпочитают с этим не связываться», — сказал Смирнов. Он также предположил, что в условиях непростой экономической ситуации некоторые граждане не спешат жаловаться в контрольное ведомство, опасаясь лишиться работы. «Сейчас при очень умеренных темпах экономического развития на рынке труда существует диктат работодателей, в некоторых случаях, я думаю, отсутствие жалоб связано с тем, что люди просто боятся потерять своё рабочее место. Это моя субъективная оценка», — рассказал Смирнов. На фоне снижения жалоб на задержки зарплат, общее количеств обращений от граждан в Роструд немного выросло: с 349,7 тыс. за три квартала 2017 до 357,4 тыс. за аналогичный период 2018 года. Доктор юридических наук, адвокат Александр Толмачёв рассказал News.ru, что россияне не любят писать кляузы на работодателей. Во-первых, потому что опасаются потерять работу, во-вторых, не верят в положительный исход дела. При этом он тоже отмечает рост претензий к нанимателям, но исходят они не от сотрудников, а от правозащитных организаций или прокуратуры. Адвокат считает, что граждане не идут отстаивать свои права, так как им мешает «советский менталитет». «30-40 лет назад мы думали, что государство обязано нас защищать. Пора понять, что это не так. Это товарно-денежные отношения в рыночной экономике — каждый сам за себя. Государство вступается только за малоимущих, сирот и обездоленных. Поэтому нужно приучить людей жаловаться и отстаивать своё право», — уверен эксперт.

Россияне стали реже жаловаться на задержку зарплаты
© News.ru