Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон?
Плейлисты из соцсетей и с диска — это незаконно У любой музыкальной композиции есть автор, а у автора — права на композицию. На эту же композицию могут быть права у компании, которая ее записала в студии, транслирует по радио или телевидению, продвигает. Авторские права — большая тема, мы написали серию статей в «Деле», чтобы рассказать об этом: Что под защитой авторских прав Права автора и заказчика Договор передачи прав Получить разрешение автора и не тратить много времени Вот суть: нельзя просто так ставить песню, даже если она вроде как бесплатная. Когда и где нельзя включать музыку без оплаты — статья 1273 Гражданского кодекса Есть частное и коммерческое использование музыки. Гражданский кодекс рассказывает, в чем разница, если перевести: если в помещении играет музыка и там обслуживают клиентов — это коммерческое использование. Василий слушает радио «Дача» в машине — частное использование музыки. Василий открыл бар и включает для гостей радио «Шансон» — коммерческое. За музыку нужно платить — статья в Гражданском кодексе За коммерческое использование надо платить, а за частное — нет. Если бар хочет поставить песню Скриптонита, он платит правообладателю, либо договаривается с ним напрямую, что будет использовать бесплатно. Здесь важно, что именно оплачивать. Если купить подписку на Вк-мьюзик, это не считается. Подписка на музыку не подходит для коммерческих целей: [IMG name="2-17.png"] Подписка дает право на частное использование музыки: слушать дома или в наушниках. Коммерческое использование запрещено договором на Вк-мьюзик 100 000 ₽ за музыку с диска, судебное дело Ставить музыку с лицензионного диска тоже незаконно, даже если диск обошелся в пять тысяч рублей. Одно кафе поставило диск, а потом заплатило сто тысяч. Бар нарушает закон, если включает: плейлист из Вконтакте или Айтюнса; радио; музыкальные каналы на экране; диск или пластинку; музыку с флешки, ноутбука или телефона и играет через колонки. При этом не важно, кто включил музыку: если бармен подрубил колонку к своему телефону, считается, что это не бармен нарушает закон, а бар. Есть законные способы ставить музыку, среди них: музыка с открытой лицензией, классика, договор с посредником или правообладателем. Решение 1: музыка с открытой лицензией Что такое лицензионный договор и когда он нуженДля музыки в баре можно ставить песни с открытой лицензией. Лицензия — документ, в котором правообладатель говорит, что он разрешает делать с композицией. Коммерческая открытая лицензия дает право ставить музыку в баре бесплатно. Композиции с открытой коммерческой лицензией бывают на сайтах-библиотеках, среди них Фри мьюзик архив и Нэтлейблс. Подходят песни с пометками Full CC license, CC0 1.0 Universal или Allows for commercial use. [IMG name="3-13.png"] Для проверки лицензии заходим в карточку песни. Лицензия CC0 1.0 — значит, что песню можно использовать в коммерческих целях, и для бара она подходит [IMG name="4-10.png"] Лицензия с пометкой Non-commercial не подходит для бара С открытой лицензией есть риск. Вот в баре играет музыка, она с открытой лицензией, и всё в порядке. Приходит проверяющий, слышит музыку, и решает, что бар ставит ее незаконно и подает в суд. Даже если бар выигрывает суд в первой инстанции, проверяющий подаст апелляцию, а потом еще одну. Судебные разбирательства затянутся, и не факт, что бару не придется платить. Решение 2: классика 18-19 веков 70 лет действует право автора — статья 1281 Гражданского кодекса Мьюс-опен — библиотека классической музыки Авторские права действуют 70 лет с года смерти правообладателя. Через 70 лет музыкальная композиция становится народным достоянием, и любой может включать ее бесплатно. Даже бар. Важно не только, когда написана музыка, а когда ее исполняли и записали. Допустим, звукозаписывающая компания выпускает пластинку в 1991 году с музыкой Бетховена. Семьдесят лет еще не прошли, поэтому музыку с этой пластинки ставить в баре бесплатно нельзя. [IMG name="5-7.png"] Год выпуска обычно указывают на обороте или внутри диска. Этот диск записан в 2009 году, он для бара не подходит Юрист Дарья Тимохина У бара мало шансов найти запись классической музыки, у которой композитор, оркестр и автор записи умерли 70 лет назад. А еще у авторов могут быть наследники, поэтому рисков слишком много, и я не советую этот способ. Решение 3: договор с авторским обществом Еще один способ для музыки в баре — подписать договор с посредником между баром и правообладателями. Есть государственный посредник — Российское авторское общество, сокращенно — РАО, и частные посредники. Посредники работают одинаково: вы подписываете договор, платите деньги и ставите музыку из базы посредника. Благодаря посреднику не нужны договоры с каждым музыкантом. Вместо договоров со Стасом Михайловым, Скриптонитом и группой «ВИА Гра» понадобится только один — с посредником. [IMG name="7-3.png"] Лицензионный договор Российского авторского общества с барами и ресторанами Договор с Российским авторским обществом помогает избежать разбирательств, потому что именно общество защищает правообладателей в суде. В питерском баре «Эпоха» играет Мадонна. Может, Мадонна не знает, что ее ставят в баре, ей всё равно или нет времени ездить в Россию и судиться. Зато авторское общество готово защищать Мадонну. Если узнает, что в баре играют ее песни и нет договора, бар ждет требование выплатить компенсацию. Гражданский кодекс говорит, что РАО вправе защищать музыкантов без договора Авторскому обществу не нужно получать разрешение представлять музыкантов, право есть по умолчанию. Музыкант написал песню, и она сразу под защитой, неважно — российская или зарубежная. Исключение — музыканты, которые подписали отказ. Такие есть, но мы не знаем, сколько их. [IMG name="9-3.png"] Рэпер Оксимирон подписал отказ от защиты авторского общества Дарья Тимохина Мне не нравится агрессивный подход Российского авторского общества. Но по практике, договор с ним защишает от разбирательств, поэтому надежнее работать с ним. Решение 4: договор с частным посредником Кроме авторского общества есть другие посредники между правообладателем и баром, они частные. Крупные — это Музкафе и Радиоспаркс. Частные посредники работают по двум схемам: заключают договор напрямую с музыкантами или звукозаписывающими компаниями, а потом от их имени работают с барами; берут на себя общение с авторским обществом — подписывают вместо бара договор и следят за оплатой. Из-за договоров с частным посредником появляется путанница. Допустим, бар подписал договор с Радиоспарксом. А потом пришел проверяющий из авторского общества и говорит: «Этого автора мы защищаем, а не Радиоспаркс, поэтому договор надо подписать с нами». Владелец говорит: «Но у меня же договор, я и так плачу». Спор может перейти в суд. Владелица «Арт-кафе-люкс» подписала договор с частным посредником — «Южно-региональным центром интеллектуальной собственности». В кафе пришла проверка авторского общества. Общество решило, что кафе нарушает закон, и потребовало компенсацию за нарушение прав правообладателя. У кафе был договор с посредником, но суд его не принял, вот аргументы: в договоре не были указаны конкретные музыканты и песни, которые защищает посредник; музыкант, чья музыка играла во время проверки, не подписывал отказ от работы с Российским авторским обществом. Кафе платило деньги за договор с частным посредником, всё выглядело законно. При этом владелица проиграла суд, и пришлось заплатить 57 000 рублей компенсации. Судебное дело Чтобы защитить себя от издержек, советуем убедиться, что посредник возмещает убытки, если правообладатель или авторское общество подадут в суд. Это помогает быстрее получить деньги, если что-то пойдет не так. [IMG name="10-1.png"] Пример договора «Радиоспаркса»: он возмещает убытки из-за споров с правообладателями Даже если в договоре с посредником нет гарантий выплаты, бар вправе требовать с посредника оплату судебных расходов и компенсации из-за споров с правообладателем или авторским обществом. Решение 5: своя музыка или радиостанция В баре можно ставить музыку собственного сочинения. Если Скриптонит открыл бар и включаеи там свои песни, никаких проблем. Ему не придется платить за свою музыку. Своя радиостанция тоже может быть выходом. Пример такой радиостанции — Додо ФМ сети «Додо Пицца». [IMG name="6-7.png"] Антон Колесников, руководитель Додо ФМ Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключают договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество. В реальности всё сложнее. Чтобы не нарушить закон, радиостанции надонайти исполнителей и заключить с ними договоры. Еще договориться с музыкантами, чтобы они написали отказ от защиты авторского общества. Только в этом случае не было бы проблем с РАО. Поиск музыкантов, договоры, отказные — большой объем работы, за который нужно платить зарплаты. Оказалось, что проще платить Российскому авторскому обществу. Сейчас у «Додо» больше ресурсов, и постепенно мы возвращаемся к концепции радиостанции без отчислений в Российоское авторское общество. Решение 6: договор с правообладателем Бар может договориться напрямую с правообладателем. В этом случае он подписывает договор, в котором правообладатель говорит: «Разрешаю включать вот такие песни, а бар за это платит столько-то рублей». Правообладателем может быть музыкант или звукозаписывающая компания. Музыканты. Бар подписывает договор со всеми музыкантами, чьи песни планирует включать. Допустим, это песни Скриптонита, Стаса Михайлова и группы «ВИА Гра». Тогда у бара должно быть три договора — по одному с каждым. Музыканты «Газгольдера» Звукозаписывающая компания. У звукозаписывающей компании могут быть права на музыку нескольких исполнителей. У «Газгольдера» — права на Скриптонита, Басты, Смоки Мо и еще девяти музыкантов. Если бару нравятся музыканты «Газгольдера», можно подписать один договор и включать любимые треки в баре. 700 рублей в месяц за музыку Итак, бар может ставить музыку, если у нее открытая лицензия или бар подписал договор с посредниками или правообладателями. Музыка с открытой лицензией бесплатная, а вот за договоры придется платить. Стоимость музыки зависит от того, с кем бар подписал договор. Если с музыкантом или правообладателем, сумма не фиксированная — платить будете, как договоритесь. Возможно, договоритесь и за бесплатно, музыканты бывают разные. У частных посредников цены не фиксированные. Радиоспаркс берет от 900 рублей в месяц: [IMG name="11-3.png"] Цены Радиоспарск «Музкафе» бары платят от 1500 рублей в месяц. Цена зависит от количества посадочных мест и плейлиста: [IMG name="12-1.png"] Плейлисты из базы авторского общества и базы «Музкафе» дороже, чем плейлисты из базы только «Музкафе». Цены «Музкафе» Если у бара договор с авторским обществом, стоимость зависит от количества посадочных мест: [IMG name="13.png"] Бар на двадцать мест платит авторскому обществу 700 рублей в месяц. Цены Российского авторского общества Авторское общество просит доплатить, если в баре есть музыкальные автоматы, бильярдные столы или выступают артисты. Чем рискует бар из-за незаконной музыки Права музыкантов и правообладателей охраняет Российское авторское общество. Если общество узнало, что бар ставит музыку просто так, у него есть право потребовать компенсацию. Компенсация за музыку — 1301-я статья Гражданского кодекса Компенсация за незаконную музыку — от 10 тысяч до 5 млн рублей за песню. Авторское общество не может брать деньги на месте: сначала проводит проверку, подает в суд, доказывает вину бара, а суд определяет размер компенсации. Судя по судебной практике, пять миллионов за песню ещё никто не платил, это цифра вроде юридической страшилки. Самая большая компенсация, которую мы нашли, — 300 000 рублей. Проверки проходят так: сотрудники авторского общества приходят в бар под видом посетителей, записывают на диктофон или видео играющую музыку, потом расшифровывают запись и подают на владельца в суд. Требование — выплатить компенсацию. Если бар проиграет в суде, он оплачивает судебные расходы, услуги по расшифровке записи и компенсацию. Юрист Дарья Тимохина У моего клиента был спорт-бар, но без музыки, вообще никакая не играла. И вот ему приходит письмо от авторского общества: «Заплатите за музыку». Он отвечает, что у него нет музыки в баре. Авторское общество опять присылает письмо, владелец бара отвечает, и так раза три, общество подает в суд. В итоге общество отказалось от иска, но нервов потратили много. Юрист Александра Тюрина Заметила, что в судебной практике чаще встречаются дела за 2014-2016 годы. Возможно, это связано с тем, что предприниматели стали осознанней подходить к этому вопросу и готовы платить. [IMG name="21-1.png"] Комментарий бара из Ростова-на-Дону [IMG name="24.png"] Мнение бара из Сочи [IMG name="23.png"] Владелец бара из Санкт-Петербурга выбрал частного посредника Владелец фитнес-клубов из Краснодара У нас четыре фитнес-клуба в Краснодаре, во всех музыку включали тренеры с флешек. Кому какая нравится, тот такую и слушает: одному рок потяжелее по вкусу, другому рэп, третьему попса. Год так работали. Вообще-то мы знали, что это незаконно, но решили: пусть так будет, потом разберемся. Разобраться потом не получилось, к нам пришел проверяющий, потренировался и говорит: «Что у вас тут за музыка, а по закону вот так вот, платите». Подписали договор, нам дали доступ к базе с песнями. Теперь включаем музыку с сервера Российского авторского общества.