Рецепт от проблем. Что предстоит исправить новому главе самарского Минздрава
Дорогу молодому В сентябре, после вступления в должность губернатора Дмитрия Азарова 59-летнему главе областного Минздрава Геннадию Гридасову в числе первых посулили отставку. Но отнюдь не из-за возраста. Несмываемым пятном на карьере врача и руководителя стала история сотрудничества вверенного ему министерства с бизнес-партнером Николая Меркушкина ООО «Самарские медицинские технологии» («СМТ») Сергея Шатило. В 2016 году Следственный комитет заподозрил областной Минздрав в картельном сговоре с «СМТ» на торгах по определению подрядчика по техобслуживанию и ремонту медоборудования 23 клиник губернии на общую сумму 768 млн рублей. Впоследствии Шатило с сотоварищами стал фигурантом нескольких уголовных дел об ограничении конкуренции и коммерческом подкупе. На скамье подсудимых оказались и подчиненные Гридасова – замминистра Альберт Навасардян и руководитель управления организации обеспечения медицинской техникой Максим Колобов. Госслужащим вменили превышение должностных полномочий. Сам же, Гридасов, на сентябрьском заседании суда положительно охарактеризовал Шатило и оступившихся коллег. Чем, вероятно, окончательно поставил красный крест на своих шансах продолжить работу в прежней должности, которую он занимал с 2010 года. Уже в 2016-м поползли слухи, что г-ну Гридасову подыскивают замену, и даже назывались фамилии претендентов. Однако сменщиком опального чиновника в итоге оказался неожиданный кандидат – креатура Вероники Скворцовой Михаил Ратманов. Такая инициатива со стороны главы Минздрава РФ означает, что к системе здравоохранения Самарской области сегодня приковано повышенное внимание федерального центра. «Уверена, назначение нового министра имеет свои причины, вытекающие из приоритетных направлений работы, – говорит председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской губернской думы Марина Сидухина. – Кадровые ротации сегодня происходят во всей стране. В том числе приглашаются руководители из других регионов. Все определятся задачами, которые стоят перед новым министром. И если Минздрав рекомендовал Михаила Ратманова на эту должность, значит, есть уверенность том, что выполнения этих задач ему по силам. Дальнейшее будет ясно по ходу совместной работы». Новый руководитель областного Минздрава за свои 43 года прошел путь от рядового хирурга клинической больницы в Иваново, работал на руководящих должностях в правительстве Московской области, и наконец, возглавлял министерство здравоохранения республики Северная Осетия. 30 октября на встрече с новыми самарскими коллегами назначенный министр заявил, что губернии есть все, чтобы оказывать населению квалифицированную медицинскую помощь, включая развитую клиническую базу и хороший кадровый потенциал. Но и задачи в этой области стоят серьезные: улучшение качества и доступности медицинской помощи, в особенности – первичной помощи, развитие детского здравоохранения, амбулаторной помощи, сельской медицины, решение проблемы с льготным лекарственным обеспечением и так далее.По словам Михаила Ратманова, для выполнения этих задач в Самарской области он намерен внедрять успешный опыт других регионов, в которых ему довелось работать, и включить регион в федеральные программы по улучшению качества медицинских услуг. Он знает, как создать праздник Мнения о том, по силу ли новому министру улучшение самарского здравоохранения, разделились. Так, скептически к назначению Ратманова отнеслись в политических кругах. «Нынешнее самарское здравоохранение хорошо выстроено еще со времен раннего Титова, оно технологично и как минимум соответствует общероссийскому уровню. Другое дело, что общий уровень, в целом, оставляет желать лучшего, – говорит политолог Лев Павлючков. – В регионе есть и свои звезды от медицины – достойные люди, чьи имена известны далеко за его пределами. А вот кто такой г-н Ратманов, предстоит еще разобраться. Не исключено, что это гениальный человек, которому благодарные жители региона будут целовать руки за создание здравоохранения уровня Тель-Авива. А может быть, он сам вскоре станет очередной проблемой самарского здравоохранения. Во всяком случае, оценка работы министра Ратманова в Северной Осетии была, мягко говоря, скромной». Отметим, что кадровые решения республиканского министра здравоохранения и проводимая им с одобрения главы региона «оптимизация» работы медучреждений действительно не вызвали поддержки населения и представителей власти. А сенатор от Северной Осетии Арсен Фадзаев и вовсе назвал день ухода Ратманова с должности «праздником для многих врачей Осетии». «Губернатору Дмитрию Азарову в назначении министров областного правительства объясняться не приходится – они грамотны, объяснимы и очевидно усиливающие позицию региональной власти. Но какова была необходимость в назначении Ратманова, мне пока непонятно, – добавляет политолог. – Работа Гридасова была вполне удовлетворительной, а сам он – явно не худшим министром. На фоне грандиозных проблем по линии медицины в соседних регионах – Ульяновске, Саратове, самарская медицина выглядит заметно привлекательней. Но даже без Гридасова в губернии огромное количество замечательных руководителей в социальной сфере. Когда речь идет о привлечении продвинутых специалистов из-за рубежа, смысл понятен. Но мы не слышали, чтобы Северная Осетия по уровню здравоохранения продвинулась заметно дальше Самарской области». Медики возлагают надежды Иной точки зрения о новом министре и ситуации в регионе придерживаются сами представители здравоохранения, среди которых Заслуженный врач РФ, председатель Общественной палаты Тольятти Виталий Гройсман: «В Самаре мало претендентов, которые могли бы стать министром здравоохранения. Но все же по началу я не обрадовался назначению на этот пост «варяга». И только пообщавшись с самим Ратмановым, изменил свое мнение. Это молодой, толковый руководитель, который мыслит в правильном направлении. С учетом возложенных на него задач новому министру будет нелегко. Проблем в областном здравоохранении много. Но ключевой момент в том, что большая часть из них происходила и происходят не по вине регионального министерства». Самая очевидная и главная проблема – нехватка денег, сообщает врач. «К примеру, больнице, где я работаю, за последние три года не выделили ни копейки на оборудование и инструменты. Соответственно, ряд медицинских услуг в должной мере недополучают и пациенты. Главный врач проводит планерки со слезами на глазах, но поделать ничего нельзя – 90 % средств медучреждения получают из фонда ОМС. Но средств ОМС никогда не хватало на всех. Гридасов решал проблемы финансирования в региональной части, но в Москве, к сожалению, решать не мог. В то время как другие регионы получали приемлемое финансирование, Самарской области недодавали. Федеральный центр почему-то не симпатизировал Гридасову, – рассуждает Виталий Гройсман. Назначение ставленника Москвы в этом смысле скажется для региона весьма благоприятно – в отличие от своего предшественника у Ратманова наверняка есть возможности для отстаивания интересов губернии в столице. И если так, и врачи и пациенты заживут лучше, предполагает эксперт. «Мы отстаем от других регионов по части материально-технического обеспечения, которое субсидируется из федеральной казны и базируется на тарифах ОМС, – подтверждает Марина Сидухина. – Но отстаем не по уровню лечения. По данным Самарстата, в этом году был зафиксирован исторический минимум показателя смертности населения за последние 5 лет. Интенсивного внимания требуют лечение сердечнососудистых и онкологических заболеваний. Однако это общероссийская тенденция. Новый министр также отмечает, что сделано уже многое, но в это нужно внести корректировки и несколько изменить подходы. В первую очередь ему предстоит решать проблему состояния материально-технической базы лечебных учреждений, судьбу недостроенных зданий лечебных учреждений региона, вопросы кадрового обеспечения, и даже проблему отношения наших граждан к своему здоровью». Фото: twitter.com / minzdrav__63