«А крокодилы вокруг пускают слюни»: как в Челябинске отстаивают городской бор
О частичной вырубке бора в Челябинске заговорили еще в 2010 году, когда главой региона был Михаил Юревич. В городе стали обсуждать перспективу строительства автомобильной дороги, которая должна была пройти прямо через лес и связать Северо-запад с Уфимским трактом. Идея вызвала возмущение общественников. Челябинцы организовали серию пикетов в защиту бора. Власти поначалу пытались обосновать необходимость строительства трассы, но, столкнувшись с таким сопротивлением горожан, изменили свою позицию. В итоге глава городской администрации Сергей Давыдов выступил с инициативой вынести проект на референдум. Народное голосование должно было состояться в 2014 году, но с течением времени вопрос «забылся». «Бор должен оставаться бором» О строительстве дороги через бор долго не вспоминали. Тема снова «всплыла» в публичной повестке на последней пресс-конференции губернатора Бориса Дубровского. Блогер Айвар Валеев задал губернатору вопрос: «В 2014 году ваше появление во главе области прекратило все вопросы относительно проведения автотрассы через Челябинский городской бор. Также вами была предложена инициатива, чтобы наш бор увеличил площадь на 60 гектаров. Депутаты Заксобрания должны были законодательно оформить это решение. Однако прошло уже 14 месяцев, и тишина. В чем проблема?». В ответ глава региона признался, что бор расширять пока не будут. «Не хочу сейчас говорить почему, там есть конкретные интересы, на которые мы наступаем в связи с этой инициативой. Мы сейчас находимся в диалоге, думаю, договоримся и найдем компромисс», – рассказал он. Также Дубровский отметил: есть мнение, что отсутствие дороги может привести к ухудшению транспортной доступности территории. Сейчас этот вопрос, по словам губернатора, активно обсуждается. «Я настаиваю на том, что бор должен оставаться бором, и мы должны принять решение, как развивать эту территорию другим способом. Наверное, более дорогим», – резюмировал глава региона. «Лакомый кусочек» Собеседники «ФедералПресс» отметили, что Челябинский городской бор остается лакомым кусочком для многих бизнесменов. «На памятник природы со всех сторон смотрят крокодилы, пуская слюни», – написал на своей странице в Facebook Айвар Валеев. В разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» председатель комиссии ОП Челябинской области по экологии и охране окружающей среды Андрей Минченко рассказал, что пакет документов, необходимых для принятия закона об увеличении территории городского бора, почти готов. «Но, к сожалению, в процесс вмешиваются множество интересантов, потому что земли вокруг бора стоят очень дорого, это потенциально очень выгодные участки. Есть люди, которые хотят на этом заработать и с помощью тех или иных сторонников препятствуют процессу. Чтобы закрыть этот вопрос, нужны волевые решения со стороны представителей власти», – прокомментировал общественник. Известный на Южном Урале краевед Юрий Латышев заявил «ФедералПресс», что необходимо пресекать все намерения и сохранять бор без всяких оговорок. Никакого строительства там быть не должно. Собеседник издания напомнил, что еще в XVII-XIX веках главы города подписывали распоряжения о том, что никаких вырубок на территории соснового бора не должно быть. «Надо категорически противостоять всем посягательствам. Городской бор – можно сказать, единственное достояние Челябинска. Это памятник природы регионального значения! Меж тем «освоить» территорию пытаются со всех сторон: с поселка АМЗ, со стороны Шершней, сейчас еще в районе зоопарка и Мельзавода. Эта история должна прекратиться, там и так уже много всего понастроили», – сказал Юрий Латышев. «Зачем вообще что-то строить?» Этой осенью челябинцы начали активно обсуждать представленный мэрией проект планировки участка в границах улиц Труда, Энгельса, Коммуны и Северо-Крымской. Многие жители города воспринимают эту территорию как часть бора. Однако чиновники утверждают, что эта земля относится к муниципальной собственности и не принадлежит памятнику природы «Челябинский городской бор». Строительство планируется только за его границами. Поначалу мэрия озвучивала намерение возвести там несколько объектов: парковку и дельфинарий (в районе зоопарка), а также многоэтажный дом (у арки «Центральный стадион» в парке имени Гагарина). Проект вынесли на общественные слушания, однако еще до официального обсуждения планов по застройке участка администрация города публично заявила: из-за мощных протестных настроений среди горожан дельфинарий строить не будут. Несмотря на это, 25 октября жители города заполнили зал в Доме архитектора. Чиновники объявили собравшимся, что слушаний не будет. «Нам поступило очень много жалоб и предложений по этому проекту. Мы пошли жителям навстречу и исключили из него дельфинарий. Сегодня этот вопрос снимается с публичных слушаний, проект отправляется на доработку», – сообщил председатель комиссии по градостроительству и землепользованию Челябинской гордумы Антон Хромов. После этого зал взревел. Отдельные участники-активисты стали выкрикивать: «Нам не нужны вообще никакие проекты, оставьте в покое наш бор!», «А почему нужно вообще что-то там строить? Давайте вообще отменим – и все!». Хромов пообещал, что пожелания граждан учтут и у всех желающих будет возможность высказаться на следующих публичных слушаниях по этому проекту. Меж тем активисты-общественники к такому заявлению отнеслись с недоверием. Они отметили, что их предложение «просто не трогать территорию» игнорируется. «Механизм не работает» «К сожалению, механизм общественных слушаний сегодня не работает, он неэффективен. Это система, позволяющая лукавить всем корыстным интересантам, которые находятся у власти, – высказал в разговоре с «ФедералПресс» свое мнение Андрей Минченко. – Реальная альтернатива – портал госуслуг. Челябинская область находится на третьем месте среди всех субъектов РФ по числу зарегистрированных пользователей. Считаю, что депутаты могут принять закон об особом порядке согласования значимых объектов в городе именно через этот сервис». По мнению общественника, в идеальном варианте при решении спорных вопросов каждому жителю должно приходить уведомление с предложением проголосовать по проекту на портале Госуслуг. Таким образом обеспечивалась бы максимальная открытость в принятии решений. «На мой взгляд, это совершенно необходимый на сегодняшний день механизм, который пока никто не планирует реализовывать», – подытожил Андрей Минченко. Фото: ФедералПресс / Елена Майорова