Технологии убивают корпорации: что будет после Apple и Amazon?
В этом году Apple стала первой в истории США корпорацией с капитализацией в триллион долларов и самой дорогой — на текущий момент — компанией. При этом они лидируют также и в рейтинге компаний с самой высокой чистой прибылью — Fortune Global 500. В затылок Apple дышит Amazon, который также достиг рыночной стоимости с девятью нулями. А третьим «триллионером» вполне может стать Microsoft, стоимость которой превышает 850 миллиардов долларов. Принципиально важно следующее: это не просто самые богатые компании. Это структуры, которые ценят инвесторы. И список таких компаний по отраслям медленно, но существенно меняется. Как было раньше? ...Еще в начале десятых годов технические корпорации уступали энергетикам и финансовым структурам. Так, в 2011 году на вершине были Exxon Mobilе, стоившие тогда в два раза меньше, чем Microsoft сегодня, — 406 миллиардов. Им уступала Apple, а следующие три места занимали китайская нефтегазовая компания Petro China (которая сегодня выглядит далеко не такой могущественной, как 10 лет назад), представитель той же индустрии Shell и банк ICBC. Пятью годами ранее тройку лидеров составляли исключительно энергетики: Exxon Mobile, GE, Total. По состоянию на май этого года, Exxon Mobile лишь замыкает десятку самых дорогих компаний, будучи единственной корпорацией такого профиля в этом списке. Вот как выглядел подобный список сто лет назад на примере США. В 1917 году самыми прибыльными и важными сферами для американской экономики были сталелитейная, нефтегазовая и горнодобывающая. Капитализация крупнейших компаний в этих отраслях уже тогда измерялась миллиардами долларов, если считать в ценах 2017 года. Так, самая богатая корпорация, U.S.Steel, стоила более 46 миллиардов — в три раза дороже, чем телекоммуникационная компания AT&T, которая была на втором месте. Третью строчку занимала нефтяная Standard Oil Co. of New Jersey, стоившая чуть больше 10 миллиардов. Ровно через 50 лет, в 1967 году, список возглавила IBM, бывшая на тот момент единственной технологической компанией в первой десятке. В 2017 году, первая десятка больше чем наполовину состоит именно из технологических компаний. Такие списки — прекрасная иллюстрация предпочтений рынка и сущность эпохи, экономическая история мира за последний век. Кремниевая долина вытесняет с Олимпа нефтяных баронов, автомобильных гигантов и других представителей реального сектора. Почему? С одной стороны, понятно: нефть, газ, автомобили нужны для жизни и для экономики, но у человека появились и другие потребности, удовлетворить которые могут только технологии. Смартфоны, доступ в интернет, онлайн-банкинг, доставка продуктов на дом — почти везде это уже не роскошь, а будничная жизнь. С другой стороны, есть и более прозаические причины. Например, цены на нефть: в 2011 году они держались на уровне 100-110 долларов за баррель, упав в два раза к 2016 году и не дотягивая до 80 долларов сегодня. При таких условиях нефтяная компания вряд ли будет самой дорогой в мире. Технологическим же компаниям, достигшим определенного уровня, требуется меньше материальных ресурсов для роста: технологии способны заменять на некоторых участках реальную рабочую силу. Кому проще и дешевле увеличивать свои мощности — Shell или Amazon? Кто следующий? Apple и Amazon теснят лидеров энергетической и автомобильной отраслей и, без сомнения, какое-то время будут на вершине. Но вряд ли их прибыли будут и дальше расти в геометрической прогрессии: например, в докладе МВФ этого года говорится, что продажи смартфонов достигли своего максимума и дальше будут только снижаться. Еще в 2016 году журнал Time дал свой прогноз о том, кто со временем догонит и перегонит Apple, поскольку уже демонстрирует отличный рост. Эксперты издания не сомневались, что будущее за облачными сервисами, инновационным транспортом и финансами. Потенциальными соперниками Apple они назвали Salesforce — одного из лидеров рынка CRM-систем, производителя электромобилей Tesla Motors, платежные системы Visa и Mastercard. В этом году свой прогноз в формате советов инвесторам дал финансовый портал GoBankingRates, в списке которого уже 10 компаний и не только американских. Как считает автор, будущее за e-commerce, решениями для кибербезопасности и другими IT-технологиями и электротранспортом. В этот список предсказуемо попали ветераны рейтингов Facebook, Google, Microsoft и Tesla и сразу две китайские компании — акула онлайн-ритейла Alibaba и интернет-корпорация Tencent. Также в список включены разработчик ПО Adobe и эксперты по сетевой безопасности Palo Alto Networks, производитель видеокарт Nvidia и аргентинский гигант e-commerce MercadoLibre. Однако в обозримом будущем десятку самых дорогих компаний могут разбавить имена совсем из других сфер. Например, только предстоит раскрыться потенциалу транспортных сервисов Uber, Lyft, Didi Chuxing. Вероятно, следующим этапом развития этой индустрии будут интеграции внутри нее, например между сервисами вызова такси и авиакомпаниями. Uber еще два года назад начал использовать автопилотируемые такси. Громких заявок на успех можно ожидать и от лидеров индустрии Space as a Service — офисных и коворкинг-операторов WeWork, Knotel, Industrious, Convene. Потребность в том, что они предлагают, — гибкой инфраструктуре для более эффективной работы компаний, — будет актуальна еще долго. Потенциально это один из самых крупных рынков в мире наравне с e-commerce. Вариант развития индустрии — предоставление вместе с офисными пространствами дополнительных высокомаржинальных сервисов по аутсорсингу функций. Еще один крупный и перспективный рынок, привлекающий масштабные инвестиции, — финтех, где стоит присмотреться к Ant Financial, Revolut, Stripe, Robnhood. Пока что развернуться на полную ему мешают зарегулированность рынка и несовпадение регуляторных норм в разных странах, из-за чего трудно масштабировать финтех-компании. Перспективные сегменты — онлайн-платежи и переводы, кредитование, страхование (Insurtech), управление капиталом. Громче заявят о себе компании из сферы здравоохранения, которая пока очень неоднородна и состоит из точечно работающих стартапов. По сути, все, кто работает сейчас в Healthcare, делятся на R&D и User Experience. Первые создают революционные препараты и средства (например, экзоскелеты, как Ekso Bionics), но чаще всего их покупают гиганты вроде Merck или Pfizer (как было с Rigontec). Это логично, потому что небольшие команды ученых получают доступ к миллионным бюджетам и развитой лабораторной инфраструктуре. User Experience-стартапы работают над тем, чтоб улучшить процесс взаимодействия клиента с индустрией. Медицинская страховка может обладать более прозрачным ценообразованием и быть более удобной в использовании (единорог Oscar Health), покупка лекарств может быть более приятным и эффективным процессом (Capsule, Pillpack), также как и покупка противозачаточных средств по рецепту (Nurx). Таким образом, в будущем соперниками нынешних лидеров в теории могли бы стать не только их прямые конкуренты по сегменту рынка (Tencent уже дороже, чем Facebook, а капитализация Alibaba выше, чем у Walmart). Почему? Ожидания потребителя сейчас формируются каждый раз, когда он взаимодействует с каким-то брендом или сервисом, поэтому компаниям нужно регулярно сравнивать себя друг с другом и следить за потребительским опытом не только внутри индустрии, но и снаружи. Самые страшные конкуренты сейчас не те, кто выглядит и ведет себя так же — опасность приходит чаще всего из смежных отраслей. Дальше только сложнее С течением времени корпорациям будет все сложнее конкурировать друг с другом, потому что средний срок жизни компаний в принципе уменьшается. Как следует из отчета Credite Suisse, сейчас продолжительность жизни компании из списка S&P 500 — около 20 лет, а в середине прошлого века она была в три раза больше. Одной из причин авторы доклада называют автоматизацию. Скорость развития технологий стремительно растет, успевать за ними все сложнее, многим придется сойти с дистанции. Например, появление автоматизированных машин негативно сказывается на страховой отрасли: такие авто будут реже попадать в аварии, а значит, уменьшатся объемы страховых выплат, понизятся страховые взносы, упадут доходы страховщиков. Чем опасна глобализация? Рейтинги крупнейших мировых компаний уже не совпадают со списками самых богатых корпораций США, потому что соперниками американских игроков все чаще становятся китайские и индийские. Например, технологический парк в Бангалоре можно считать крайне удачным аналогом Кремниевой долины: здесь находится крупнейшая IT-компания Индии Infosys. Корпорация одной из самых быстрорастущих экономик мира сейчас имеет больше ста собственных центров разработки на трех континентах. Все эти факторы требуют от современных корпораций двух качеств, которые по формату им не свойственны — скорости и адаптивности. Адаптивности к постоянным изменениям и скорости принятия решений — кто не успел сегодня, тот неэффективен завтра. Даже внутренние метрики компаний должны ориентироваться на скорость — как быстро решается проблема клиента, как быстро доставляются продукты на витрину и так далее. Что интересно, нарастить скорость внутренних процессов отлично помогает та же автоматизация: технологии, которые не убивают корпорации, всегда сделают их сильнее. Материалы по теме: Как страна происхождения бренда влияет на его глобализацию Все хотят тренды. Как использовать их в бизнесе и заработать – кейсы Эндрю Гроув — человек, стоявший за третьей промышленной революцией Стартап-атлас или где в мире бизнесу жить хорошо Фото на обложке: Unsplash