Войти в почту

Не бемоль мне бекаром! Экспресс-курсы в сети одолели музыкальные школы края

В эпоху прогресса и космического наращивания темпов и ритмов жизни человечество вынуждено поглощать информацию в огромных количествах. По идее, процесс обучения должен заметно ускориться. И в интернете расплодились-размножились экспресс методики. Не только по естественным наукам, компьютерной грамотности и вождению автомобиля. Быстро учат живописи, играть на разных инструментах, создавать дизайнерские композиции. Насколько совместима экономия времени по отношению к творчеству? Для чего создают альтернативные музыкальные студии? Почему радикальные методики бьют по карману? Барашки вместо нот Мания преподавания музыки охватила все слои населения. К примеру, предприниматель, памятуя о заветной мечте - стать виртуозом, скупив пару-тройку синтезаторов с «примочками», пробежавшись по нотной грамоте, выходит в онлайн. Долго представляется. Со всех сторон камеры демонстрируют навороченную технику. Сам хозяин одет по-домашнему: в треники и шлёпанцы, и перепрыгивая от одних клавиш к другим, начинает серьёзный разговор с потенциальными учениками. Он пытается поведать невидимой аудитории о бемоле и бекаре. С бемолем получается просто, ведь тот похож на мягкий знак. На бекаре видео урок «зависает». Но это курьёз. Экспресс уроки обучения транслируются людьми, которые могут не только в розетку синтезаторы включить, но и сыграть на нём двумя руками. У интернет-учителей мягкие вкрадчивые голоса, они преисполнены безграничного терпения. Пробный урок должен впечатлить. Остальное видео продаётся. Альтернативные методики - конёк новых музыкальных обучающих студий, каких в Приморье открылось немало. - Речь идёт об индивидуальном подходе к ребёнку, - заученно говорит преподаватель одного из центров. - Методика радикально отличается от системы, по которой учили в СССР. Ребёнку она совсем не походит. Мы развиваем воображение, фантазию, моторику пальцев. Дабы чадо не заскучало, вместо ноток рисуют зверушек. Сотрудница симфонического оркестра в филармонии рассказала, что однажды у них арендовал помещение новомодный центр по обучению игре, и через какое-то время клавиши синтезаторов были расписаны мишками и барашками. Еле отмыли! Интересно, что преподаватели, сами обученные по палочной системе, обещают золотые горы вдохновения, раскрытия всех чакр и прочее... - Ребёнок говорит быстрее и чётче, потому что играет каждым пальчиком на пианино, - уверяет преподаватель. Ни гамм, ни сольфеджио, ни зачётов-экзаменов. Возможно, назрела революция в музыкальном образовании? Посмотри, как у Васи! - Я за эволюцию, - говорит профессор Дальневосточного института искусств, известный скрипач Леонид Вайман. - Просто к сегодняшнему времени накопилась масса методик, и все они доступны. Логично, что идёт ускорение процесса обучения. Для профессора важным оказался психологический комфорт учеников. Были и есть педагоги-максималисты, использующие жёсткие методы. За любую неверную ноту они бьют по рукам. - Не переношу насилия, неуважения, не важно, сколько лет ребёнку - 6 или 18, - продолжает Леонид Вайман. - Моя задача - показать, объяснить, убедить. Впрочем, педагоги такого метода порой добиваются высот, их ученики становятся лауреатами конкурсов. Но дальше по музыкальной стезе идут редко. Главное, чтобы занятия были органичны для детей, отвечали их способностям. Не было натаскивания. - Я не имею отношения к новомодным курсам, - ответил дирижёр эстрадно-симфонического оркестра Приморской филармонии Дмитрий Бутенко. - Мне сложно говорить о таких явлениях. Думаю, что везде найдётся свой потребитель. Есть люди, которые хотят научиться просто играть какую-то песню, аккордам на гитаре. Они пойдут туда, где им будет удобно. У кого-то музыка хобби. Ничего плохого в этом не вижу. - На мой взгляд, художественная школа даёт базовые знания, - считает главный хранитель Приморской картинной галереи Надежда Прантенко. - По форме это, по сути, муштра, с длительной отработкой каждого движения, штриха. Ученики тратят на занятия три раза в неделю по полдня. Плюс домашнее задание, участие в конкурсах. Требуются дети с большим запасом жизненной силы и энергии, таковых мало. Собеседник полагает, чтобы система обучения живописи превратилась в интересную для ребёнка, нужен преподаватель с большой буквы, личность разносторонняя. - Нельзя давить на ребёнка, настаивать на своём, топая ногами, кричать - ты должен сделать именно так, а не иначе! – продолжает Надежда Прантенко. - Посмотри, как нарисовано у Васи! Так в человеке уничтожается творческое начало. Кому-то нравиться быть у власти. Захочет - поощрит, захочет - уничтожит. Не обязательно талантливые и толерантные выпускники художественных колледжей идут в преподаватели. Пытаются заработать, вынуждены привлекать внимание, искать маркетинговые ходы. - Посетители подобных уроков, курсов получают быстрый результат, - поясняет хранитель галереи. - Картину, произведение, композицию. Но это не значит, что им дают глубокие знания. Люди должны понимать, на что они идут. Для удовольствия, арт-терапии, провести время, отвлечься. Ключевое слово здесь - свобода, и многим это нравится. Жёсткий отбор Психологический фактор становится ведущим при выборе студии, кружка или преподавателя самим ребёнком. Некоторые бросили музыку по банальной на первый взгляд причине. Допустим, учитель хора, в разгар исполнения песни, так наорала в самое ухо ученику, что тот на минуту оглох, сильно испугался и получил прививку отвращения ко всему вокальному на всю оставшуюся жизнь. Одна из лучших девочек по общей физической подготовке, Ирина Рыдова из Находки, получившая звание «Краса спецназа», рассказала, что когда ей было пять лет, учитель танцев буквально испепелял её презрением. - На акробатике не могла встать в стойку, и мне ставили двойки, - вспоминает Ирина. Какой жёсткий кружковый отбор! - У меня есть история, которая едва помнится, - рассказала арт-директор первой современной библиотеки Владивостока «Бук» Ольга Аристова, пишущая стихи, сказки. - В первом классе занималась в студии кукольного театра, преподавательница несколько раз сказала, что у меня тихий голос, это стало приговором. Не хватило сил ходить дальше. Не считаю эту историю важной, но знаю, что бывают учителя музыки, которые отбивают у детей желание учиться. Личность педагога значима, часто проблема в том, что родители заставляют детей ходить в студии не потому, что ребёнок хочет, а это так принято. У всех получается по-разному. А свои литературные способности развивала сама, проявила упорство. Немаловажен вопрос стоимости обучения. Сегодня в консервативных музыкальных школах в месяц платят от 700 руб. и выше. В студиях, где много обещают в плане комфорта, только один урок стоит более тысячи рублей. При этом после занятий по самой гуманной и современной методике ребёнок в колледж или академию не поступит. На то нет сертификатов. Без образования иногда берут на балалайку, домру и вокальное отделение. - Для профессионализма нужно идти в школу, - уточнила преподаватель фортепиано. - Чем раньше, тем лучше. До 18 лет школу нужно окончить. В заключение посоветовала: ни в коем случае не отдавать на музыку мальчика. Разве мужское это дело - преподавать? Зарплата всё равно мизерная. И рекламный слоган «музыке все возрасты покорны - от двух до 80 лет» не очень-то работает. Разве что бемолями и бекарами народ по интернету смешить. МНЕНИЕ ВЛАСТИ Заместитель председателя комитета по социальной политике Заксобрания Приморья Татьяна Косьяненко: - Педагог должен быть профессионалом своего дела, любить свою работу, а значит, любить детей. К рекламе экспресс методов отношусь настороженно. Хорошие педагоги в ней не нуждаются. О них знают, передают информацию из поколения в поколение или от одного человека к другому. Нужно работать над повышением материальной базы учителей. Плохо, что у нас уборщица и молодой преподаватель фактически по зарплате равны. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Психолог-педагог Ярослава Рындина: - Дело в огромных темпах, которые наращивает сегодня учебный процесс. Дети не только в школу ходят, но и в несколько кружков одновременно, посещают дополнительные занятия, нанимают репетиторов. К ЕГЭ начинают готовиться чуть ли не с пелёнок! Вопрос про то, как уметь отдыхать, позволять себе быть не занятым. С этим непросто и у взрослых, и у детей. Бесцельное времяпровождение иногда полезно для организма. Детям необходимо напитаться множеством контактов с окружающей средой. Когда они просто гуляют, бегают с палкой или мячом во дворе, раскапывают червяков или строят замки на морском берегу - это продолжение образовательной деятельности. ЦИФРЫ 18 музыкальных школ, вокальных и хоровых студий предлагают услуги для детей во Владивосток.

Не бемоль мне бекаром! Экспресс-курсы в сети одолели музыкальные школы края
© АиФ-Владивосток